Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по лексической теме «Насекомые»
материал (подготовительная группа)
Развитие всех сторон устной речи через лексическую тему «Насекомые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie.docx | 29.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад №15»
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по лексической теме «Насекомые»
Подготовила: учитель-логопед Усова М. В.
г. Зима, 2023 г.
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по лексической теме «Насекомые»
Цель: развитие всех сторон устной речи через лексическую тему «Насекомые».
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»;
- закреплять умение на ощупь определять букву;
- закреплять навыки звукового и слогового анализа;
- закреплять навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;
- закреплять умение составлять предложения.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей и мелкой моторики; развивать умение разгадывать изографы.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать интерес к насекомым, умение работать в подгруппе.
Оборудование: ёмкости с сыпучими материалами, изографа, набор для составления звуковых схем слов, набор для составления схем предложений, карточки с изображением насекомых, карандаши, мелки, музыка.
Методы и приёмы:
Технология проблемного обучения (проблемная ситуация: пчела Майя дает задания детям на цветах, с помощью которых они попадут на цветочную поляну).
Здоровье сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика («Пчёлка») и физ. минута («Кузнечик»)).
Метод поощрительного, словесного стимулирования (похвала, одобрение).
Предварительная работа:
Беседа на тему «Насекомые»
Заучивание физ. минутки «Кузнечик»
Заучивание пальчиковой гимнастики «Пчела».
Заучивание загадок про насекомых.
Организационный момент:
- Говорим всегда красиво, смело и неторопливо, ясно, чётко говорим, потому что не спешим!!! (Все вместе)
Объявление темы занятия:
Логопед: Ребята, скоро наступит лето, и многие из вас будут отдыхать на природе: в лесу, на лужайках, у реки, кто-то может займется огородом. Там вы можете встретить вот таких существ: есть голова, на голове усики, глаза, хоботок или челюсти, есть туловище, состоящее из грудки и брюшка, 6 лапок, могут быть крылья и жало. Кто же это? (Ответы детей). Правильно, это насекомые.
Логопед: К нам в гости прилетела пчела Майя, которая приготовила для вас задания и разместила их на цветах. Мы будем выполнять задания и переворачивать цветы. Если все задания будут выполнены, мы с вами окажемся на цветочной поляне, где много разных цветов и насекомых. Вы готовы выполнять задания? Как вы думаете у нас получится?
Тогда вот первое задание от Майи.
1 задание (цветок № 1. Загадки)
Логопед: Ребята, загадывают загадки про насекомых.
• Тащит целый воз еды, у него полно друзей.
Тот работник … (Муравей)
• С утра жужжу цветы бужу
Кружу, кружу и мёд вожу. (Пчела)
• Всех жуков она милей, спинка алая на ней
На спинке кружочки - черненькие точки. (Божья коровка)
• Ходит ходок, через потолок.
Всем надоедает, над едой летает. (Муха)
• На ромашку у ворот приземлился вертолёт
Серебристые глаза. Кто же это… (Стрекоза)
• На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
• Не жужжу, когда сижу, не жужжу когда хожу
Не жужжу когда тружусь, а жужжу когда кружусь. (Жук)
Дети отгадывают загадки.
Логопед: Правильно, ребята. Молодцы! Вы очень много знаете насекомых.
А вот и второй цветок с заданием.
2 задание (цветок № 2. Определи на ощупь).
В ёмкости насыпана разная сыпучая смесь, на дне буквы из магнитной азбуки (Бабочка). Слушайте задание: нужно по одному определить букву на ощупь, не вытаскивая из крупы, потом командой собрать слово.
Логопед: Давайте составим звуковую схему этого слова. Дети выходят к доске по очереди и составляют звуковую схему слова по одному звуку. При этом дают характеристику каждого звука.
Логопед: Сколько звуков в этом слове? (Ответы детей)
Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились. Сейчас следующий цветок с заданием.
3 задание (цветок № 3. Раздели слова на слоги).
Жук, муха, пчела, комар, муравей, кузнечик. (разместить насекомых по домам).
Логопед: Ребята, а сейчас выполним динамическую игру «Кузнечик».
Поднимайте плечики
раз-два, раз-два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
Отдохнули, вот и следующее задание.
4 задание (цветок № 4. Изографа)
Логопед: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот цветок, в его лепестках спрятались буквы (изографа). Вам нужно узнать и назвать эти буквы. Я их запишу на доске, чтобы вы составили из них слово – название насекомого (Комар) – (ком, рак, кар, мак).
И с этим заданием вы тоже справились, посмотрите, а что это лежит на столах?
5 задание (цветок № 5. Раскрась насекомое)
На столах лежат картинки с изображением насекомых, вам надо раскрасить их. Для этого у вас есть выбор, кто чем будет раскрашивать (карандаши, фломастеры или мелки).
Прежде, чем приступить к работе мы выполним пальчиковую гимнастику:
«Пчела»
Прилетела к нам вчера –
Полосатая пчела
А за нею шмель – шмелёк
И весёлый мотылёк
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза,
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
6 задание (цветок № 6. Предложения)
Логопед: Пришло время заключительного задания. Каждый из вас составит одно предложение о насекомом, которого он раскрасил. Постарайтесь не повторять друг за другом. После того, как вы составите предложение, выложите его схему (Дети выкладывают схемы предложений и определяют, сколько слов в составленном предложении).
Логопед: Все задания вы выполнили, все цветы мы перевернули. Вы молодцы! Вот у нас и получилась цветочная поляна. Пчела Майя благодарит вас за работу. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось больше всего на занятии? Что было для вас трудным? (Дети отвечают на вопросы).
А сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад, там вы поделитесь со своими друзьями знаниями, которые получили сегодня на мероприятии и вместе с ними нарисуете насекомых.
Самоанализ занятия
Вашему вниманию было представлено логопедическое занятие в подготовительной к школе группе комбинированной направленности на тему: «Насекомые», которое разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, с интеграцией образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально- коммуникативное и познавательное.
Для проведения занятия было приготовлено оборудование и весь наглядный демонстрационный материал.
В процессе занятия реализовывались цель и задачи:
Цель: развитие всех сторон устной речи через лексическую тему «Насекомые».
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»;
- закреплять умение на ощупь определять букву;
- закреплять навыки звукового и слогового анализа;
- закреплять навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;
- закреплять умение составлять предложения.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей и мелкой моторики; развивать умение разгадывать изографы.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать интерес к насекомым, умение работать в подгруппе.
Оборудование: ёмкости с сыпучими материалами, изографа, набор для составления звуковых схем слов, набор для составления схем предложений, карточки с изображением насекомых, карандаши, мелки, музыка.
Методы и приёмы:
Технология проблемного обучения (проблемная ситуация: пчела Майя дает задания детям на цветах, с помощью которых они попадут на цветочную поляну).
Здоровье сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика («Пчёлка») и физ. минута («Кузнечик»)).
Метод поощрительного, словесного стимулирования (похвала, одобрение). Предварительная работа:
Беседа на тему «Насекомые»
Заучивание физ. минутки «Кузнечик»
Заучивание пальчиковой гимнастики «Пчела»
Заучивание загадок про насекомых
Для проведения данного занятия были соблюдены санитарно-гигиенические требования: проветривание и влажная уборка. Были созданы комфортные условия для детей: организация пространства с учетом размещения и перемещения, наличие демонстрационных и наглядных материалов.
Структура запланированного занятия соответствовала поставленным задачам. Занятие состояло из трех взаимосвязанных частей (организационной, основной, заключительной).
Первая часть была направлена на мотивацию детей: обозначение проблемной ситуации – необходимо выполнить задания которые приготовила пчела Майя, тогда дети попадут на цветочную поляну. На данном этапе получилось вызвать интерес детей для дальнейшей деятельности.
Во второй части использовала методы: наглядный (применение демонстрационного материала); словесный (побуждала детей к полным ответам на поставленные вопросы); двигательная деятельность (дети активно ориентировались по моему указанию, выполняли физ. минутку под музыку).
На протяжении всего занятия прослеживалась интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие (дети вели диалог с учителем - логопедом, следовали моим инструкциям, были готовы для совместной деятельности);
- Речевое развитие (дети активно отвечали на вопросы, запомнили пальчиковую гимнастику и рассказали её достаточно выразительно, загадывали загадки о насекомых, составляли предложения о насекомых);
- Художественно-эстетическое развитие (использование музыкального сопровождения для создания приятного музыкального фона, раскрашивание насекомых);
- Познавательное развитие (дети закрепили знания и умения, отгадывали загадки, искали на ощупь буквы, разгадывали буквы и составляли из них слово, выполняли звуковой анализ слов, делили слова на слоги);
- Физическое развитие (пальчиковая гимнастика («Пчёлка») и физ. минута («Кузнечик»)).
Третья часть заключительная (рефлексивно-оценочная). Дети ответили на вопросы, какие задания выполнили, чтобы попасть на цветочную поляну? У детей вызвало трудности составление предложения, составление слов.
Активность детей была высокая. Устойчивое внимание. Развивались все психические процессы: память, воображение, мышление и активизировалась речь, что очень важно. На протяжении всего занятия прослеживалась связь с лексической темой. Положительное значение имел метод поощрительного, словесного стимулирования (похвала, одобрение).
Я удовлетворена участием детей в данном мероприятии. Считаю, что данное занятие достигло запланированной цели через реализацию поставленных задач и использование методов и приёмов.
Проект занятия
Представляю вашему вниманию логопедическое занятие в подготовительной к школе группе комбинированной направленности на тему: «Насекомые», которое разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, с интеграцией образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и познавательное.
Для проведения занятия было приготовлено оборудование и весь наглядный демонстрационный материал.
В процессе занятия реализовывались цель и задачи:
Цель: развитие всех сторон устной речи через лексическую тему «Насекомые».
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые»;
- закреплять умение на ощупь определять букву;
- закреплять навыки звукового и слогового анализа;
- закреплять навыки звуко - буквенного анализа и синтеза;
- закреплять умение составлять предложения;
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, общей и мелкой моторики; развивать умение разгадывать изографы.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность. Воспитывать интерес к насекомым, умение работать в подгруппе.
Оборудование: ёмкости с сыпучими материалами, изографа, набор для составления звуковых схем слов, набор для составления схем предложений, карточки с изображением насекомых, карандаши, мелки, музыка.
Методы и приёмы:
Технология проблемного обучения (проблемная ситуация: пчела Майя дает задания детям на цветах, с помощью которых они попадут на цветочную поляну).
Здоровье сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика («Пчёлка») и физ. минута («Кузнечик»)).
Метод поощрительного, словесного стимулирования (похвала, одобрение).
Предварительная работа:
Беседа на тему «Насекомые»
Заучивание физ. минутки «Кузнечик»
Заучивание пальчиковой гимнастики «Пчела»
Заучивание загадок про насекомых.
Виды детской деятельности:
- игровая (пчелка Майя);
- коммуникативная (дети будут вести диалог с учителем - логопедом, следовать моим инструкциям, будут готовы для совместной деятельности, ответы на вопросы, расскажут пальчиковую гимнастику, загадают загадки о насекомых, составят предложения о насекомых);
- изобразительная (раскрасят насекомых);
- Познавательно-исследовательская (дети закрепят знания и умения, отгадают загадки, отыщут на ощупь буквы, разгадают буквы и составят из них слово, выполнят звуковой анализ слов, разделят слова на слоги);
- двигательная (пальчиковая гимнастика («Пчёлка») и физ. минута («Кузнечик»)).
Данную группу посещает 27 детей, из них 17 детей имеют речевое заключение ОНР.
На занятие взяла подгруппу из 6 человек со средним уровнем развития, имеющих речевое заключение ОНР (III ур).
Основными этапами построения логопедического занятия являются: организационный момент, т.е. привлечение внимания детей, игровая мотивация, сообщение темы занятия через постановку проблемной ситуации, пальчиковая гимнастика, физ. минутка, наличие практических действий, итог.
Структура коррекционного занятия в независимости от цели и задач представлена в виде трех частей: вводная часть, основная, заключительная часть.
На протяжении всего занятия предполагаю соблюдение выполнения цели и задач: коррекционно-обучающей, коррекционно-развивающей, коррекционно-воспитательной.
При проведении занятия буду использовать следующие моменты ФГОС:
- Наличие проблемной ситуации: выполнение заданий от пчелы Майи.
- Практический этап: выполнение заданий по теме.
- Динамичность занятия в соответствии с направленностью работы.
Дети расширят и активизируют словарь по теме «Насекомые», определят буквы на ощупь и составят из них слово, выполнят звуко - буквенный анализ слова (бабочка), узнают недописанные буквы и составят слово, составят предложение про насекомое и выложат схему предложения. У детей могут возникнуть трудности при составлении предложения, при составлении слова из букв.
Литература:
- Алябъева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие [Текст] / Е. А. Алябъева. – М.: - ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
- Борисова, Е. А. Пальчиковые игры для детей [Текст] / Е. А. Борисова //
Логопед. – 2006. - №1. – С. 66-74.
- Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.»
Занятие по развитию связной речи по лексической теме «Транспорт. Правила дорожного движения.» для детей подготовительной к школе группы, в соответствии с ФГТ (программой «От рождения до школы») по кор...
Конспект итогового занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: "Путешествие в страну знаний"
Данное занятие было проведено как итоговое в подготовительной к школе группе для детей с ТНР....
Логоритмическое занятие с элементами арттерапии в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: Насекомые. «На весенней полянке».
Логоритмическое занятие с элементами арттерапии в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: Насекомые.«На весенней полянке». Коррекционно-образовательные цели: Ра...
Модель итогового занятия в подготовительной к школе группе по математическому развитию. Тема:" Наф - Наф готовится к школе".
Модель итогового занятия в подготовительной группе по математическому развитию. Тема:" Наф Наф готовится к школе"...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос"
Задачи:Коррекционно-образовательные:· Уточнить и расширить знания детей о космосе;· Активи...
Интегрированное коррекционное занятие в подготовительной к школе группе по лексической теме "Рыбы"
Цели занятия:-Развивать словарь по теме «Рыбы».-Развивать грамматический строй речи (словообразование, образование притяжательных прилагательных).-Развивать фонематические функ...
Непрерывная образовательная деятельность. Итоговое занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Насекомые»
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Насекомые»...