Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
статья
Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к близким людям, семье, к родному городу, наконец, к большой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shukaylo_d.v.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Самое нужное и самое трудное – это воспитать человека.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям; с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет; с любви к детскому саду, селу; с любви к природе родного края.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено нравственному воспитанию и патриотизма у подрастающего поколения.
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?
Работу по патриотическому воспитанию в детском саду мы начали с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. Особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста совместно с родителями был создан уголок «Моя страна, мой край»
В нашем саду так же имеется небольшой музей «Русская изба». Здесь собраны такие экспонаты как: прялка, чугунки, коромысло, ухват, самовар, разнообразные рушники и платки. Весь этот материал помогает в практической деятельности по ознакомлению детей с жизнью и бытом русского народа.
Наши воспитанники живут в небольшом, но прекрасном селе - Сотниково и мы помогаем детям узнать, чем красиво и богато наше село. Работа по ознакомлению с родным селом включает в себя: рассказы, чтение с использованием фотографий, экскурсии по селу, наблюдения. Воспитываем уважительное отношение к труженику и результатам его труда, к родной земле. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью людей, трудовая деятельность которых является необходимой для жизни и связана с нашим селом.
Так начинается воспитание любви и привязанности к своему родному поселку. Дети знакомятся с достопримечательностями села, узнают о людях, прославивших себя творчеством, трудом, боевыми заслугами, чьими именами названы улицы.
В нашем селе жил и трудился Мишуренко Андроний Афанасьевич, фронтовик, кавалер 3-х орденов славы. Именем Мишуренко названа в селе улица. В центральном сквере Канска расположен мемориал «Победы», где есть постамент Андрония Мишуренко.
Да, каждое село или деревня славится своими людьми. Есть в селе и свой поэт Николай Данилов. Много стихов написал он и о селе, о сибирской природе, которые мы также читаем с ребятишкам в саду.
Знакомство дошкольников с родным селом, краем и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Так, на протяжении многих лет, совместно с библиотекарем села, собираем материал по истории нашего села, о первых жителях. Все это оформлено в альбом.
На основе материала из этого альбома в детском саду были организованы выставки «Мое село: вчера, сегодня, завтра» и «Полвека по дорожке шагают в садик ножки». Можно было увидеть, каким было село в прошлом, как выглядели его улицы, какими были люди, чем занимались.
Также совместно с домом культуры, библиотекой проводим мероприятия: «Игрушки наших бабушек», «История глиняной игрушки», делаем выставки. Например, одно из последних наших совместных мероприятий «Предметы русского быта», на котором воспитанники узнали о русской избе, о предметах быта. Особый восторг вызвал у дошкольников возможность не только посмотреть, но и потрогать многие предметы.
Одним из важных условий патриотического воспитания является сотрудничество педагогов и родителей, ведь мы с родителями являемся главными участники образовательного процесса. В детском саду ведется большая работа в этом направлении, но безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Поэтому для родителей мы организуем мастер классы, консультации, совместные мероприятия, участвуем в акциях.
Например, для родителей была проведена консультация, как правильно нужно составлять свое генеалогическое дерево, зачем это нужно для семьи. Данное практическое задание вызвало и у детей и у родителей сильные эмоции. Такая форма работы побуждает внимательно относиться к памяти прошлого, к своим близким.
На родительском собрании «Семья и родной дом», которое прошло в форме посиделок, решались задачи: формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах, мы проводим акцию «Покормим птиц зимой, чтобы спели нам весной». Родители вместе с детьми изготавливают кормушки и размещают их у себя во дворе, подкармливают птиц. А нам присылают фото в группу.
Так постепенно понятие «родной дом» расширяется – это уже родной край, страна.
Одно из главных в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в повседневной жизни.
К Дню Защитника Отечества мы не только готовим выставки и различные мероприятия, но и записываем видеопоздравления нашим односельчанам, которые служат в армии. Например,______________
Тема подвига русского солдата остаётся вечной в работе с подрастающим поколением. Возле нашего ДК находится мемориал, посвященный памяти героям, нашим землякам, участникам в ВОВ. У мемориальной доски мы традиционно провидим беседы с дошкольниками о подвиге земляков, дети читают стихи, возлагаем цветы.
Все это способствует воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов. В такие моменты, очень ценно то, что не только взрослые, но и дети были притихшие и в тоже время гордые. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
Вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения был и остаётся актуальным на все времена. Долг, Армия, Отечество — это не простые слова! Особенно в наши дни. По всей России проходили масштабные акции «Zа мир», «Своих не бросаем». Мы также выразили свою гражданскую позицию и приняли участие в патриотической акции. В ходе этой акции собрали посылку для военнослужащих, которые проходят службу в рядах вооруженных сил России. И конечно, детские рисунки. Какую гордость испытали дети от совершённого ими дела!
Поддерживаем наших русских солдат, которые выполняют свой воинский долг. И особенно наших земляков.
Мы все надеемся на встречу с нашими героями по возвращению домой. И одна из таких встреч состоялась в декабре, когда спустя год, в отпуск на две недели приехал Воронов Юрий, участник боевых действий, выпускник нашего детского сада, сын Натальи Николаевны Суворовой, воспитателя детского сада. Совместно с библиотекарем Надеждой Александровной, была проведена встреча для жителей села, на котором Юра нам рассказал о службе и дружбе. Показал нам свой военный рюкзак, рассказал, что должно быть с собой, показал медицинский пакет для оказания первой помощи. Показал и свою медаль за боевые заслуги! И, конечно же, он отвечал на многочисленнее вопросы ребят и со сцены и за чаепитием.
Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к близким людям, семье, к родному городу, наконец, к большой Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»
Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»
Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....
Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...
Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...