Консультация для воспитателей "«Роль музыки в развитии детей: мир музыки в дошкольном возрасте».
консультация
Музыка - одно издоступнейших средств взаимодействия взрослого и ребёнка. Виды деятельности и развития творческих способностей рассказывается в этом докладе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_po_muzyke.docx | 22.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №101»г.
Чебоксары Чувашской Республики
Консультация для воспитателей
«Роль музыки в развитии детей: мир музыки в дошкольном возрасте».
Подготовила и провела
музыкальный руководитель
Котельникова Н.А.
г.Чебоксары 2023 г.
«Роль музыки в развитии детей».
Зачем нужна музыка Вашему ребенку? Почему музыка необходима детям в раннем возрасте? Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает!
Многочисленные исследования доказали ― искусство положительно влияет на работу мозга. Ученые указывают на такие положительные эффекты:
- Улучшает память. Малыш слушает произведения, песенки. На подсознательном уровне запоминает мелодию и слова. Логопеды советуют учить с малышами стихи для тренировки памяти. С любимыми песенками все происходит естественно;
- Запускает речь. Дитя поет любимые песни, напевает мелодии — тренирует артикуляционные мышцы. Чем больше дитя говорит, тем быстрее происходит развитие речи;
- Повышает успеваемость в школе. Хотите, чтобы дочка, сын быстро научился читать, писать и считать? Тренируйте пространственное мышление. Эффективный инструмент — музыка для развития ребенка. Она оптимизирует работу мозга. Результат — хорошие оценки по математике в школе, способность к изучению иностранных языков;
- Стабилизирует эмоциональный фон. Гиперактивных деток успокоит и расслабит спокойное произведение, тихих и пассивных — взбодрят веселые мелодии;
- Улучшает координацию движений. Это актуально для ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата, гипо- или гипертонусом мышц — они обычно хуже владеют телом;
- Повышает познавательный интерес. Заменяйте музыкой виртуальную реальность и гаджеты. Она подпитывает любознательность, познавательный интерес деток;
- Развивает чувство ритма. Оно отвечает за координацию движений, выразительность речи, эмоциональную уравновешенность, ощущение времени и умение планировать, аналитическое мышление.
Занятия музыкой — пение, слушание, воспроизведение — укрепляют совместные отношения ребёнка со взрослым.
Интеллектуальное развитие
Ученые доказали: положительно влияют на интеллект произведения Моцарта. Они улучшают память, умственные способности. Эффекту есть научное объяснение: красивые, сложные и богатые мелодии влияют на определенные гены и образуют белки, которые отвечают на мыслительные процессы.
Вот почему стоит как можно раньше давать сыну, дочке слушать красивые произведения. Они конструируют мозг: у ребят дошкольного возраста он очень податлив, как губка впитывает новые знания, эмоции, опыт.
Детские психологи советуют: во время обучающих игр включайте фоном диски Бетховена. Быстро заметите результат: сын, дочка будет лучше выполнять задания, повысится внимание и продуктивность. Эффект доказан в ходе исследования.
После занятий или активных игр, перед сном включите спокойные мелодии: звуки природы, колыбельную. Они расслабят дитя, обуздают эмоции, помогут справиться с усталостью и нагрузками.
Эмоциональное развитие и социализация
Красивые мелодии воздействуют на отделы мозга, которые отвечают за способность человека реагировать эмоционально: сопереживать, доверять, впоследствии — находить общий язык, дружить и сотрудничать с людьми.
Это заметно в детском саду: малыши вместе слушают произведения, играют на инструментах, поют, танцуют — их сближает совместная деятельность, которая располагает к общению, дарит ощущение причастности к коллективу и происходящему вокруг.
Еще один эффект музыки для развития детей — она учит выражать свои чувства, делиться ими. У маленьких ребятишек это проявляется через двигательную активность: они подпрыгивают, раскачиваются, переступают с ножки на ножку в такт мелодии. Реагируют улыбкой, смехом, хлопают в ладоши. Это первые проявления эмоций.
Так формируются социальные навыки малышей.
Раннее развитие творческих способностей личности
Оно происходит через восприятие музыкальных произведений — слушание, анализ и музыкальную деятельность — пение, танцы, ритмические движения, игру на детских инструментах (бубне, маракасе, ксилофоне, барабане, дудочке). Хорошо иметь их дома.
Ребята слушают мелодию и учатся понимать, чувствовать и интерпретировать ее. Это невозможно без воображения, фантазии.
Способствуют этому и детские песенки. У них простые ритмы, слова легко запоминаются. Детки слушают песни — представляют их в картинках, воображение рисует яркие образы. Позже придумывают свои стихи и песни, поют их.
У детских психологов есть отличное упражнение: рисование под песни. Задача ребят: изобразить на бумаге услышанное или то, что они чувствуют.
Художественно-эстетическое развитие личности
Стремление к красоте — естественно для людей. Хотите вырастить человека с чувством прекрасного? Окружайте его им с раннего детства! Знакомьте с красивой музыкой, живописью, книгами.
Лучшая музыка для развития детей
Любые произведения влияют на маленького человека: его организм, мозг, психику. Задача взрослых — оградить его от негативного влияния и предложить правильный репертуар.
Особое влияние оказывает классическая музыка: Моцарт, Бетховен, Шопен. А произведения Моцарта нейропсихологи советуют включать во время игр. Они включают мозг: дитя становится креативным, находчивым, решает задачи необычными способами.
Не забывайте о детских песнях, сказках-мюзиклах. Они веселые и радостные. Учат добру, справедливости, выходить из разных жизненных ситуаций, прививают правильные ценности.
Какая музыка для развития детей не подходит
Не включайте эти произведения чаду и не слушайте их в его присутствии:
- громкая, тяжелая. Она отрицательно воздействует на нервную и эндокринную системы;
- с обилием шумов и ударных инструментов. Они на уровне подсознания не дадут чаду сосредоточиться — страдает интеллект;
- песни с нецензурной лексикой. Малыши схватывают и повторяют все слова, которые слышат. Отучить их от бранных слов будет невероятно сложно;
- монотонные мелодии. Блюзы, баллады — это хорошо. Но дозированно. Старайтесь чередовать спокойные (но не заунывные) мелодии с задорными. Учитывайте время суток, темперамент чада.
Поговорим о жанрах. Нейропсихологи советуют оградить малышей от прослушивания панка, гаражного рока, хауса, хэви-металла, готики. Это слишком тяжелая нагрузка для детских ушей. Малыши отреагируют на такие песни плачем, истерикой, старшие дошкольники — гиперактивностью, агрессией. Ни о каком положительном влиянии музыки для развития ребенка в этом случае не идет.
Как происходит развитие детей средствами музыки
Психологи рекомендуют заниматься музыкотерапией для формирования личности маленького человека регулярно:
- Оптимальная частота — 2 ‒ 3 раза в день;
- Продолжительность — от 20 до 30 минут одно занятие. Ваше чадо любит слушать мелодии, песни — увеличивайте время;
- Подбирайте мелодии: спокойные — после еды, перед сном, веселые — до еды, в течение дня;
- Выбирайте громкость: не громче спокойной разговорной речи, фоновый режим;
- Предлагайте ассортимент: классика, джаз, эстрадные, народные, детские песни — не зацикливайтесь на одном жанре. Широкий репертуар — залог разностороннего развития личности.
Соблюдайте баланс — музыка для развития ребенка принесет замечательные результаты.
Как использовать музыку для развития детей
Младенцам, младшим и старшим дошкольникам — музыкотерапия полезна всем. Новорожденному включайте диски в фоновом режиме во время кормления, купания, переодевания. Включайте колыбельные или спокойные тихие мелодии перед сном. Динамичные и жизнерадостные — во время зарядки, массажа.
Младшим и старшим дошкольникам включайте классику во время развивающих занятий, настольных игр. Задорные песни — для переключения внимания, во время активных игр и шалостей, спокойную — в конце дня, перед сном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Роль песочной технологии в развитии эмоциональной жизни детей дошкольного возраста
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Многие не справляются, испытывают страх, тревожность, появляются трудности в общ...
Консультация для воспитателей «Роль лепки в развитии детей раннего возраста»
Лепка-это создание объемных или рельефных фигур, картин, и даже целых композиций из пластичных материалов....
Консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды"
В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является техно...
Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»
Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деят...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Своевременное овладение правильно речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе.Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, пр...