Проект «Мудрые сказы П .П. Бажова»
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект
«Мудрые сказы
П .П. Бажова»
Воспитание патриотических чувств- задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы, созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».
М.П.Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».
Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mudrye_skazy_p.p.bazhova.docx | 672.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Мудрые сказы
П .П. Бажова»
Разработчик: Бережнова Светлана Николаевна
Воспитатель первой категории
МБДОУ №10 "Ручеёк" г. Искитима
Новосибирской области
2023 год.
Актуальность реализации проекта
Воспитание патриотических чувств- задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы, созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной « природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-это язык русской Одиссеи. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».
М.П.Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете».
Да, славится наш край своими писателями, да сказителями. Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях. Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Павел Петрович Бажов написал много интересных сказов, в которых быль тесно переплетается с вымыслом. Читая его произведения, мы окунаемся в мир необычный и удивительный. Знакомство с творчеством наших писателей – это основа и фундамент для формирования знаний о родном крае.
Проблема:дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.
Причины возникновения проблемы:
1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
3. Возникает информационное голодание в области пропаганды и в области историко-культурного наследия.
Цель проекта:углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П.П.Бажова.
Задачи:
- формировать представления об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
- познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
- создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
- развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
- формировать чувство гордости за свой родной край;
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Сроки реализации проекта: октябрь, ноябрь.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, муз.работник
Ожидаемый результат:
-обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о жизни людей на Урале;
-активно вступает во взаимодействие с воспитателем и сверстниками в различных видах деятельности;
-высказывает свое мнение, пересказывает эпизоды произведений; обогатился словарный запас;
-проявляет творческую индивидуальность и самостоятельность в продуктивной деятельности;
-родители- активные участники реализации проекта.
Реализация проекта
1 Этап. Подготовительный.
-Познакомить с темой проекта детей и родителей;
-Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»
-Оформить выставку книг по творчеству писателя;
-Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.
2Этап. Основной.
Познавательно – исследовательская деятельность:
-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».
-Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.
-Презентация «Богатство Урала».
Коммуникативная деятельность:
-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.
-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.
-Рассказывание стихотворений о родном крае.
Продуктивная деятельность:
-«Ящерица». Нетрадиционные техники рисования(иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
-Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации(коллективная работа).
-Изготовление каменного цветка (пластилин, камешки, кедровые орешки).
Музыкально- художественная деятельность:
Разучивание на музыкальном занятии :
- хоровод «Уральский»;
- песня «Край родной».
3 Этап. Заключительный.
-Открытое мероприятие «Богатство Урала»;
-Выставка детского творчества по сказам Бажова;
-Итоговое занятие « Добрый сказочник П. П. Бажов»
-Оформление книги « Мудрые сказы П.П. Бажова»
(детские рисунки по сказам, выполненные совместно с родителями)
Вывод.
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.
Детские творческие работы в рамках проекта.
Иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»
Поделки к сказу «Каменный цветок»
Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце»
(совместное творчество)
Пословицы и поговорки о Родине.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Кто за Родину горой, тот и герой.
- В каком народе живёшь, того обычая держись.
- Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
- Народная дружба и братство - дороже всякого богатства.
Пословицы и поговорки о труде.
- Без труда и отдых не сладок.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Всякое уменье трудом дается.
- Где хотенье, там и уменье.
- Дела словами не заменишь.
- Делу — время, потехе — час.
- Каков мастер, такова и работа.
- Кончил дело — гуляй смело.
- Копнешь, так и найдешь.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Мудрые сказки - добрым детям!"
2015 год - год Литературы в России. Проект предполагает разнообразные формы приобщения детей к народным сказкам, любовь к художественной литературе на основе совместной д...
Проект "Мудрые сказы П.П.Бажова"
Помощь воспитателям в углублении знаний детей старшего дошкольного возраста о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказателя П. П .Бажова....
Проект "Мудрые сказы П.П.Бажова"
Знакомя детей с творчеством П.П. Бажова, мы рассказываем о красоте, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом....
Творческий проект «Творчество П.П. БАЖОВА»
Цель: Познакомить детей с творчеством уральского писателя П.П.Бажова....
Проект «Мудрые сказы П .П. Бажова»
Проект «Мудрые сказы П .П. Бажова»...
Отчет по проекту "Сказы П.П. Бажова."
Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, б...
Проект "Мудрые сказки П.П. Бажова"
Образовательный проект для детей 5-6 лет о творчестве писателя...