Проект "Мудрые сказы П.П.Бажова"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Помощь воспитателям в углублении знаний детей старшего дошкольного возраста о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказателя П. П .Бажова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazy_bazhova.docx | 57.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 81
Проект
«Мудрые сказы П .П. Бажова»
(группа «Звездочки»)
Санкт-Петербург
2017-2018
Педагогический проект по теме: «Мудрые сказы П.П.Бажова»
педагогов группы «Звездочки»: Бабаевой Ольги Александровны
Березиной Светланы Петровны
Актуальность реализации проекта
Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю.
Уральский край – богат он своей историей, своими тайнами, своими мастерами да умельцами. Урал - «редчайшее место и по мастерам, и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
Действительно мы очень любим свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А сам Бажов - по теперешним меркам, самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий».
Павел Петрович Бажов своими сказами открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его сказах жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Хозяйкой Медной горы, Полозом, Огневушкой-поскакушкой... Перед читателями предстают неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми изумрудно-малахитовыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, рубиновыми ягодами рябины и трудолюбивые люди, прекрасные как камни-самоцветы. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость.
Мы решили непременно изучить особенности языка сказов Павла Петровича, определить отличия между сказками и сказами, помочь детям понять и полюбить уральские сказы, приобщить их к культуре и быту народов Урала. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о культуре и традициях уральского народа и творчестве уральского писателя П. П. Бажова.
Причины возникновения проблемы:
1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.
2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.
3. Возникает информационное голодание в области историко-культурного наследия, традиций родного края.
Цель проекта: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П. П .Бажова.
Задачи:
- формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Бажове, его сказах, как части культуры России;
- познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
- создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала»
- развивать творческие способности детей посредством продуктивной деятельности, стимулировать желание создавать красивое своими руками;
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Сроки реализации проекта: октябрь- апрель.
Участники проекта: воспитанники старше-подготовительной группы, воспитатели, родители, муз. руководитель.
Ожидаемый результат:
-обогатились знания детей в области творчества уральского писателя; имеют представления о природе и жизни людей на Урале;
- дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, знают элементарные правила безопасного поведения, задают вопросы, способны самостоятельно действовать (в игре, повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Выучили новые подвижные игры, знают стихи, песни, хороводы. Имеют представление о творчестве П.П.Бажова; высказывают свое мнение, пересказывают эпизоды произведений;
-родители активные участники реализации проекта, вместе с детьми читают сказы П.П.Бажова, учат стихи, участвуют в выставках.
Реализация проекта
1 Этап. Подготовительный.
-Познакомить с темой проекта детей и родителей;
- Сбор материала о П.П.Бажове;
- Знакомство с биографией П.П.Бажова (просмотр презентации)
- Оформить выставку книг по творчеству писателя П.П.Бажова;
- Чтение произведений П.П.Бажова;
- Рассматривание иллюстраций в книгах (разные художники к одному и тому же сказу).
-Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова»
- Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде.-
2 Этап. Основной.
Познавательно – исследовательская деятельность:
-Провести беседы с детьми: «Как жили люди на Урале», «Правда или вымысел?».
- Беседа «Что мы знаем о П.Бажове».
Рассматривание иллюстраций к сказам П.П. Бажова.
-Презентация «Богатство Урала».
Коммуникативная деятельность:
-Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов.
-Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о труде, о Родине.
-Рассказывание стихотворений о родном крае.
Продуктивная деятельность:
- «Ящерица». Нетрадиционные техники рисования (иллюстрации к сказу «Хозяйка Медной горы»);
- Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». Нетрадиционные техники аппликации (коллективная работа).
-Рисование к сказу «Голубая змейка».
- Рисование к сказу «Огневушка-Поскакушка».
- Лепка: «Украшения из малахитовой шкатулки»
«Малахитовые бусы»,
«Сережки из яшмы»,
«Родонитовые броши»,
«Каменный цветок»,
- Ручной труд: «Малахитовая шкатулка»
- Аппликация: «Моделирование ювелирных изделий»,
«Кулоны, броши».
- Рисование «Создай свой самоцвет» (роспись камней)
Музыкально- художественная деятельность:
Разучивание на музыкальном занятии:
- хоровод «Уральский»;
- песня «Край родной»;
- танец «Бусинки»
3 Этап. Заключительный.
-Открытое мероприятие «Бажовских сказов дивные места…»;
-Выставка детского творчества по сказам Бажова;
- Создание альбома «Мудрые сказы П.П. Бажова» (детские рисунки по сказам)
- Выставка поделок по сказам П.П.Бажова (дети совместно с родителями).
- Праздник «Добрый сказочник П. П. Бажов» - комплексная итоговая деятельность с детьми.
Вывод.
В дошкольном возрасте начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.
Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.
Планирование мероприятий
Мероприятия | Сроки |
Сбор материала о П.П.Бажове; Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников через произведения П. П. Бажова» | сентябрь |
Знакомство с биографией П.П.Бажова (просмотр презентации) Рассматривани иллюстраций и книг П.П.Бажова, Развлечение «Огневушка-Поскакушка» (Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремлённость, развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость) Рисование к сказу «Голубая змейка». Рисование к сказу «Огневушка-Поскакушка». | октябрь |
Чтение сказов П.П. Бажова, пересказ эпизодов. «Голубая змейка», «Огневушка - Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер» | В течении всего проекта |
Создание библиотеки в группе | октябрь-март |
Знакомство с Уралом (неисчерпаемые богатства земли уральской: неповторимая, своеобразная красота края с его лесистыми горами, глубокими и прозрачными, как горный хрусталь, озёрами, реками) Беседа на тему «Полезные ископаемые Урала» Рассматривание коллекции минералов просмотр презентации «Уральские самоцветы» Рисование «Создай свой самоцвет» Рисование к сказу «Синюшкин колодец» | ноябрь |
Создание тематического альбома «П.П.Бажов-детям» Подборка открыток, картинок, репродукций | В течении всего проекта |
Знакомство с природой Уралом Рассматривание иллюстраций животного и растительного мира Урала Иллюстрация к сказу «Серебряное копытце». нетрадиционные техники аппликации (коллективная работа). Показ мультфильма для детей «Добрые сказки тетушки Совы – Бажовские сказы» | декабрь |
Знакомство с жизнью и традициями народов Урала того времени рассматривание изображений с одеждой времён сказов Бажова, иллюстраций о жизни простых людей тех времён. (Дать детям элементарные знания о жизни людей времён Бажова, о культуре и быте народов Урала.) Ручной труд: «Малахитовая шкатулка» Лепка: «Украшения из малахитовой шкатулки» «Малахитовые бусы», «Сережки из яшмы», Практикум «Игры народов Урала» «Гори, гори ясно». (Игра проводится под музыку.) | январь |
Создание тематического альбома «Камни Урала» Аппликация: «Моделирование ювелирных изделий», «Кулоны, броши». Разучивание стихов о П.П.Бажове, песен об Урале Знакомство с фольклером народов Урала Разучивание танцев хоровод «Уральский» Лепка «Каменный цветок», Оригами «Каменный цветок», Выставка детских работ совместно с родителями «Мой любимый сказ» (рисунки, поделки) | февраль |
Подобрать пословицы, поговорки о родном крае и о труде. Досуг «Удивительный мир природы Урала» Просмотр презентации «Народная игрушка» Разучивание на музыкальном занятии танец «Бусинки» | март |
Литературный досуг: «Бажовских сказов дивные места…» Мастер-класс по изготовлению кукол из ткани (совместная работа детей с родителями) | апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по сказам П.П. Бажова
Знакомство детей с великим сказочником Урала П.П. Бажова, раскрытие творчества П.П. Бажова, передача духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию, вызвать ин...
В гостях у Хозяйки медной горы /по мотивам сказов П.П.Бажова/
Новый год в ДОУ. Подготовительная группа.Цель: Формирование нравственных качеств личности ребёнка - дошкольника старшего возраста, посредством знакомства с творчеством уральского писателя - земляка П....
Занятие по познавательному развитию «Путешествие по сказам П.П. Бажова»
Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края через творчество П.П. Бажова...
Викторина по сказам П. П. Бажова
Викторина по сказам П. П. Бажова...
Презентация "Сказы П.П. Бажова"
Слайды по разным сказам Бажова....
методическое пособие "Путешествие в сказы П.П.Бажова"
игры. словарь устаревших слов и выражений, придумай другой конец сказа на новый лад т.д....
Волшебный мир сказа П.П.Бажова «Серебряное копытце» в книге и мультипликационном фильме
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11925129","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"269","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11925131","...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо ,хороший проект!
Спасибо ,хороший проект! Привет Питеру с Урала!