Обеспечение партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи через нетрадиционные формы работы
консультация
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Обеспечение партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи через нетрадиционные формы работы»
Актуальность
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является:
Создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй.
Чтобы добиться поставленных целей, необходимо решить ряд задач:
Задачи:
1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
2. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.
В связи с этим можно выделить принципы взаимодействия с родителями:
1. открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Активные формы и методы работы с родителями
- занятия с участием родителей;
- совместные проекты;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- экскурсии;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.
Одна из форм работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями - родительский клуб. В нашей группе уже второй год действует родительский клуб. Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования) и плана работы ДОУ. "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Кроме того, стараемся, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель получает памятку по теме.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. Там отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность? », «Еще раз о правах ребенка» и т. п.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
Также ежегодно совместно с детьми, родители принимают активное участие в спортивных праздниках, субботниках, Дни добрых дел -подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования. Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями, хочется поделиться такой формой как акция: («Мастерская дедушки Мороза», «Огород на подоконнике»). К примеру, в ходе акции «Зимняя сказка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками.
«Домик для скворца» - изготовление скворечников, родителям как участникам, предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы.
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких мероприятий также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями, информацию можно увидеть на сайте ДОУ.
Таким образом, в лице родителей, я хочу найти активных и заинтересованных участников и помощников.
Предполагаемые результаты
Дети
- сформировано заботливое отношение к своей семье;
- сформировано чувство уверенности и защищённости.
Родители
- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;
- повышение педагогической грамотности родителей;
- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
Педагог
- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;
- создание положительного эмоционального микроклимата
взаимодействия с родителями;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к физкультуре и оздоровлению через нетрадиционные формы работы.
Рекомендации родителям и педагогам ДОУ по оздоровлению детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/18/picture-635269-1431979018.jpg)
Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»
Пояснительная запискаМетодическое объединение В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/06/picture-691836-1454748859.jpg)
Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через нетрадиционные формы работы с родителями
Данный материал будет полезен педагогам, родителям, тем, кого интересует вопрос взаимодействия семьи и детского сада. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся форм работы с родителями детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306347-1611045834.jpg)
Формирование у детей целостного взгляда на природу, через нетрадиционные формы работы в группе компенсирующего направления с нарушением речи(заикание)
Опыт может быть использован творчески работающими педагогами, которые от традиционного ознакомления детей с природой переходят к решению вопросов экологического воспитания дошкольников, а также и педа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-321722-1382373119.jpg)
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.
В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-887519-1485962079.jpg)
Опыт работы по теме "Оздоровление детей дошкольников через нетрадиционные формы работы".
Использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности и потребности дошкольников....