Приобщение дошкольников к физкультуре и оздоровлению через нетрадиционные формы работы.
статья по теме
Рекомендации родителям и педагогам ДОУ по оздоровлению детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
«Здоровый ребенок - здоровая нация,
здоровая нация - здоровое государство»
В.В. Путин
Современная социально-экономическая и экологическая ситуации привели к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
В последние годы существенно изменился подход к организации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми в дошкольных учреждениях. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.
Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (Е.Н. Вавилова, С.И. Гальперин, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А. Щербак, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Н.А. Фомин и др.). Проблеме оздоровления детей придавали большое значение физиологи А. А. Ухтомский и Н. А. Бернштейн, психологи А. В. Запорожец и В. П. Зинченко, педагог П. С. Лесгафт, философ Э. В. Ильенков, педиатр и педагог Ю. Ф. Змановский и др.
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.
Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе нашего дошкольного учреждения МАДОУ №47 «Лесовичок». Задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости мы решаем совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей. Работает в тесном контакте с медицинским персоналом: врачом-педиатром, невропатологом, врачом-окулистом, медсестрой-ортоптистом.
Анализ заболеваемости детей нашего детского сада показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний, нарушения осанки и сколиоз, нарушения зрения, речевых отклонений, а также простудных заболеваний.
Все это вызвало потребность углубленно заниматься оздоровлением детей. Проанализировав современные программы, реализующие идеи концепции о сохранении здоровья ребенка, такие как, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, «Здравствуй!» М. Лазарева, «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцевой. Мы пришли к выводу, что все они имеют несомненное достоинства, богаты оригинальными идеями построения педагогической работы и решили, что использование данных нетрадиционных программ в работе нашего детского сада принесут свои положительные результаты в приобщении детей к физкультуре и оздоровлению.
На равне с базовыми программами нашего дошкольного учреждения: «Детство», «Радуга» нами широко используется инновационная программа оздоровления «Здравствуй!», которую разработал Михаил Львович Лазарев.
Цель программы - помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотиваций здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни. Начали мы эту работу со II младшей группы, а в этом году мы выпускаем их в школу. Программа рассчитана на 1 урок в неделю. Эти уроки ведут так называемые учителя-здоровья: Здрасик, Йоник, Огник, Фырка.
Здрасик - учит детей здороваться, быть веселыми, жизнерадостными, бодрыми.
Фырка - друг Здрасика, полная ему противоположность: плакса, нытик.
Огник - учит детей правильно, быстро и красиво двигаться. Он знакомит детей с 7 двигательными качествами в игре «Зоопарк» (имитация движений животного): у слона – сила; у зайца – скорость; у кошки – реакция; у лошади – выносливость; у кузнечика – прыгучесть; у обезьянки - координации движения; у змеи – гибкость.
Йоник - знакомит с 7 способами дыхательной гимнастики.
В течение ознакомления с этой программой мы провели ряд спортивных праздников здоровья «Путешествие в страну Здоровья», «О здоровье всерьез». Дети благодаря программе получили много знаний о своем здоровье и полезных советов.
Вся программа основывается на музыкальном сопровождении (музыкотерапия), используется много физкультминуток для глаз (тексты их приходилось придумывать (сочинять) самим воспитателям). Работа по этой программе является нетрадиционной формой работы с дошкольниками.
Одной из нетрадиционных форм работы в нашем дошкольном учреждении является проведение утренней гимнастики, наряду с традиционной гимнастикой в практику нашего сада внедрены различные её типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.
- игрового характера «Котятки на скамейке», «Палочка-помогалочка»;
- упражнения на полосе препятствий;
- оздоровительные пробежки;
- комплексы упражнений, на спортивном комплексе «Петушок в гостях у лесенки Чудесенки»;
- комплекс музыкально-ритмических упражнений «Новогодние хлопушки», «Подсолнух», «Чунга-Чанга»;
- гимнастика после дневного сна;
- пробежки по массажным дорожкам (используется нестандартное оборудование).
Важных шагом в приобщении детей к физкультуре и оздоровлению является использование различных типов непосредственно образовательной деятельности по физической культуре (проводится как в спортзале, так и на воздухе):
- двигательно-творческая «Царевна-лягушка»;
- сюжетная «Путешествие на остров Чунга-Чанга»;
- театрализованная «Колобок»;
- музыкально-ритмическая «Осенины»;
- игровая «Делу время - потехе час»;
- познавательная «Забочусь о своем здоровье»;
- интегрированная «Сердце и его работа».
Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать лучшие образы народной педагогики - фольклор. Наш опыт убеждает в возможности использовать фольклор во всех формах работ с детьми по физическому воспитанию.
I. В учебной деятельности - непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, включающая фольклорный материал.
II. В физкультурно - оздоровительной работе:
- утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором «В гостях у бабушки Загадушки»;
- физкультминутки на основе фольклора «На лесной лужайке»;
- русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы.
III. В активном отдыхе: досуги, праздники, дни здоровья, пешие турпоходы.
IV. В работе с семьёй:
- консультации;
- родительские собрания;
- просмотр родителями физкультурно-оздоровительные мероприятия в сочетании с фольклором;
- совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников и турпоходов.
Для того чтобы заинтересовать детей физическими упражнениями для закаливания и оздоровления организма используются различные комплексы О.Р.У., составленные в развлекательно-игровой форме, в виде соревнований:
- в парах с гимнастической палкой «Встреча друзей», «Перетяни палку»;
- без предметов «Я прогибаюсь назад», «Мои носки меня поворачивают» (умение владеть своим телом);
- упражнения на познание себя, частей своего тела «Позвоночник - мой помощник», «Ласточка», «Мостик».
В своей работе используем: фитотерапию, массаж, самомассаж, закаливание стоп контрастной водой, солевую шахту.
Проводим:
- беседы с детьми о здоровье;
- профилактическую работу с родителями (папки-передвижки «Советы доктора Пилюлькина», выставки детских рисунков, «Журнал здоровья для родителей», анкетирования «О здоровье всерьез», собрания);
- профилактическую работу с детьми (корригирующая гимнастика; индивидуальная работа с детьми по профилактике плоскостопия, с использованием таких упражнений «Обезьянки-художники», «Читаем газеты ногами», ходьба по корригирующим дорожкам (нестандартное оборудование); индивидуальная работа с детьми частоболеющими с использованием различных дыхательных упражнений «Послушаем свое дыхание», «На море», дыхательная гимнастика по Стрельникову; физкультминутки для глаз;
- педагогические советы, посвященные оздоровлению детей;
- консультации – практикумы для воспитателей, знакомящие с новыми методами оздоровления.
Так как наш детский сад расположен вблизи лесной зоны наши дошколята каждую неделю посещают экологическую тропу.
Неотъемлемой частью работы дошкольного учреждения стало проведение турпоходов в ближайший лес. В ходе этих мини-походов дошкольники знакомятся с элементарными топзнаками (тропинка, лес смешанный и хвойный, река, дорога, мост). Каждый турпоход включает в себя:
- выполнение разнообразных заданий;
- туристический «перекус»;
- преодоление полосы препятствий;
- соревнования и конкурсы природоведческого плана;
- художественная часть, игры, хороводы, песни по тематике, соответствующие времени года.
Эта работа направлена еще и на патриотическое воспитание (например, тема похода «Осень в родном краю»).
Праздник «Поздравляем защитников Отечества» строился как туристическая эстафета двух команд с такими этапами как:
- «сложи рюкзак» (выбрать из предлагаемых вещей, те, что пригодятся в походе);
-«одевалочки» (одеть игрока в сезонную одежду как можно быстрее);
-«переправа» (различные физические занятия);
-«собиралочки» (кто быстрее соберёт называемые топзнаки);
-«лучшие знатоки» (краеведческие задания и по правилам туристов).
Большую роль в приобщении дошкольников к оздоровлению и физкультуре через нетрадиционные формы работы - является нетрадиционное оборудование («Ходули», «Лыжи», дорожки корригирующие, «Мягкие лапки», «Моталочки», «Мишени», «Массажеры», «Сухой бассейн» с сюрпризом...) Оно используется в различных видах работы (индивидуальная и секционная деятельность).
Вся работа в нашем «Лесовичке», традиционная и нетрадиционная, направлена на приобщение детей к оздоровлению и физкультуре. Как говорилось выше, от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/18/picture-635269-1431979018.jpg)
Методическое объединение «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы»
Пояснительная запискаМетодическое объединение В последнее время идет везде возрождение традиций. Встречаются люди, которые не согласны с этим....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/06/picture-691836-1454748859.jpg)
Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через нетрадиционные формы работы с родителями
Данный материал будет полезен педагогам, родителям, тем, кого интересует вопрос взаимодействия семьи и детского сада. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся форм работы с родителями детей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306347-1611045834.jpg)
Формирование у детей целостного взгляда на природу, через нетрадиционные формы работы в группе компенсирующего направления с нарушением речи(заикание)
Опыт может быть использован творчески работающими педагогами, которые от традиционного ознакомления детей с природой переходят к решению вопросов экологического воспитания дошкольников, а также и педа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-321722-1382373119.jpg)
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного края через нетрадиционные формы работы.
В.А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких деся...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-887519-1485962079.jpg)
Опыт работы по теме "Оздоровление детей дошкольников через нетрадиционные формы работы".
Использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности и потребности дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1033388-1581233597.jpg)
План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г.
План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г....