Как играть в пальчиковые игры? Методика проведения пальчиковой гимнастики
материал
Предварительный просмотр:
Как играть в пальчиковые игры?
Методика проведения пальчиковой гимнастики
Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский
Доказано, что если у ребёнка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание и память, связная речь, подготовленность к письму.
Мелкую моторику развивают:
. различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности
. игры с предметами, которые неудобно брать в руку (только под контролем взрослых)
. игры, в которых требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстие
. рисование карандашами, фломастерами, кистью
. застёгивание и расстёгивание молний, пуговиц, одевание и раздевание.
Мелкую моторику рук развивают также и физические упражнения. В дошкольном возрасте у ребёнка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, который формирует личность ребёнка. То, что ребёнку удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для него большим достижением
Для того чтобы игра принесла ребёнку максимальную пользу, следует правильно её организовать
В раннем возрасте внимание детей неустойчиво. Учитывая эту особенность, не затягивайте процесс игры. Любая игра должна длится не более 5-8 минут, иначе ребёнок потеряет к ней интерес. Не стоит начинать игру до сна или перед приёмом пищи. Применяя готовые развивающие игры, не отдавайте их малышам в постоянное пользование. После проведенного занятия вместе с ребёнком аккуратно сложите игру и уберите его до следующего занятия. Приучайте его к аккуратности. Побуждайте его приводить территорию в порядок после каждого занятия. Проводите уборку в виде весёлой игры
Как играть в пальчиковые игры?
Для начала разогрейте пальчики, несколько раз согните и разогните их. Можно поиграть в жмурки, вместо хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками и лишь затем приступить к пальчиковым играм.
Если вы разучивайте новую игру, то начните с того, что прочтите потешку вслух. Произносить тексты взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах
Все игры – как простые, так и сложные – нужно показывать. Тем самым вы даёте понять ребёнку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребёнок становится вашим партнёром по игре.
Последовательность разучивания игр
1. Взрослый показывает игру малышу
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой малыша
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст
4. Ребёнок выполняет движения с небольшой помощью взрослого, который произносит текст
5. Ребёнок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, взрослый подсказывает и помогает
Пальчиковая гимнастика
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие.
Массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Для начала занятий выбираем более простые упражнения:
1. «Ты утёнок, не пищи, лучше маму поищи»- сжимание и разжимание пальцев рук
2. «Водичка, водичка, умой моё личико…»- выполнение движений в соответствии с текстом.
3. «Полетели птички, птички-невелички. Сели птички. Посидели. Опять полетели….» - пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.
Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день. При этом все упражнения сразу не даю, начинаю с одного, ежедневно добавляю по одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений. После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (опустили руки и потрясли ими или покачали руками- пусть отдохнут)
Далее перехожу к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчикам по отдельности:
«Мышка мылом мыла лапку-
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой,
Не забыла и указку-
Смыв с неё и грязь, и краску.
Средний мылила усердно-
Самый грязный был, наверно
Безымянный терла пастой-
Кожа сразу стала красной
А мизинчик быстро мыла-
Очень он боялся мыла»
Следующие упражнения:
1. «Пальчики здороваются»
2. «Повстречал ежонка еж…»
3. «Зайка в норке…»
-Кончиком большого пальца касаемся поочерёдно кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект деловой игры с воспитателями "Технология проведения пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз"
Ф.И.О. Ковшова Альбина ВладимировнаДолжность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированн...
Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.
Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...
Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по их проведению. Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.
Пальчиковые игры и упражнения - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой гимнастики" стимулирует разви...
Консультация для воспитателей " Правила проведения пальчиковых игр." Картотеки пальчиковых игр по темам: "Веселый счет", "Транспорт".
Федеральные государственные требования к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы переносят акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культ...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...