Консультация для воспитателей " Правила проведения пальчиковых игр." Картотеки пальчиковых игр по темам: "Веселый счет", "Транспорт".
консультация

Кабанова Марина Владимировна

 

Федеральные государственные требования к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы переносят акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игре – как форме организации детской деятельности – отводится важная роль. Эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры.

Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры.

В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения; помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп; учит соблюдению речевых пауз. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие в детском саду.

В этой книге пальчиковые игры систематизированы по лексическим темам, что значительно облегчает процесс составления планирования воспитательно-образовательного процесса в группе детского сада. Темы: «Я и моя семья, имя», «Фрукты», «Времена года», «Поиграем с пальчиками», «Веселый счет», «Дикие животные», «Домашние животные», «Сказки, сказочные персонажи» и многие другие – позволят педагогу подобрать игру соответственно тематическому плану, а также закрепить и расширить знания ребенка; развить его познавательный интерес, любознательность, мелкую моторику рук. 

При подборе игры необходимо помнить об индивидуальных и возрастных особенностях: если дети 4–5 лет справляются самостоятельно, то младшим ребятам необходима помощь взрослых.

При подборе игры необходимо помнить об индивидуальных и возрастных особенностях: если дети 4–5 лет справляются самостоятельно, то младшим ребятам необходима помощь взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С чего начать пальчиковую игру?

1. Сначала взрослому необходимо самому показать игру.

2. Затем взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.

3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

4. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

•  Не проводите игру холодными руками. Их можно согреть в теплой воде или растерев ладони.

•  Если в новой игре имеются незнакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

•  Пальчиковые игры с детьми до 2 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка. Детям старше двух лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

•  Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.

•  Используйте максимально выразительную мимику и эмоциональную окраску текста стихотворения.

•  Делайте в подходящих местах паузы; говорите то тише, то громче; определите, где можно говорить очень медленно; повторяйте, где это возможно, движения без текста.

•  Выбрав 2–3 игры, постепенно заменяйте их новыми.

•  Проводите занятия весело; не делайте замечания малышу, если на первых порах он что-то делает неправильно; поощряйте успехи.

Придумайте сами.

Вы можете сами придумать пальчиковую игру на текст понравившегося стихотворения. Например:

Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ.

На слова «топ-топ-топ» подбираем движения, имитирующие, как стучат капли дождя. Это могут быть хлопки в ладоши, по коленям, стук кулачками или пальчиками по поверхности стола.

В первой, третьей и пятой строках нет описания реального объекта, который можно изобразить. Для этого существует ряд движений, подходящих независимо от содержания текста. Это вращение кулачками по отдельности или попеременно, поочередное касание пальчиками противоположных пальчиков соединенных ладошек, постукивание кулачками, массаж пальчиков и др.

А вот в предпоследней строке говорится о кошке. «Кошка» в пальчиковых играх изображается так: указательный, средний и безымянный пальцы согнуты к ладошке, большой палец и мизинец подняты вверх. Теперь объединяем стихотворный текст и движения. Получилась игра!

Или, например:

В одной деревушке, в маленькой избушке,

Жили Петя-петушок – Золотой гребешок

Да два мышонка-шалуна,

Два ленивых балуна.

Петя на заре вставал,

Громко песню распевал.

                        (В. Данько.)

Избушку в деревушке изобразим, подняв руки над головой и соединив пальчики. «Петушок» – тоже известное движение: большой и указательный пальцы соединяем, а остальные разводим, как гребешок у петушка, чтобы каждый пальчик был хорошо виден. Мышат изобразим, соединив с большим пальцем указательный, средний и безымянный. Мизинец поднимаем вверх и сгибаем к безымянному – это «ушко мышки». Мышонка два, значит делаем это на обеих руках. У шалунов нрав веселый, значит, мы «головками мышей» покрутим из стороны в сторону, как будто им весело. То, как петушок встает и поет песню, можно показать, снова сложив пальчики в «петушка», а можно похлопать руками-«крыльями» по бокам, как это делает настоящий петушок; затем слегка наклониться вперед, руки отвести назад и громко прокричать: «Ку-ка-ре-ку!».

Начать разучивать игру рекомендуется с младшего дошкольного возраста. Но часто старшие дети с удовольствием играют в пальчиковые игры, разученные еще в младшем возрасте. Главное – учитывать время и место данной игры.

Желаем удачи!



Предварительный просмотр:

ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ

Три маленьких утенка (Джеки Силберг (счет до 3)).

Три маленьких утенка

Уплыли далеко,

И бедной утке-маме

Вернуть их нелегко.

«Кря-кря!» – она назад

Зовет своих утят,

И голос ее громок,

И очень грозен взгляд.

Два маленьких утенка

Вернуться к ней спешат.

Два маленьких утенка

Уплыли далеко,

И утке-папе тоже

Вернуть их нелегко.

«Кря-кря!» – и он назад

Зовет своих утят,

И голос его громок,

И очень грозен вид.

И вот один утенок

К нему скорей спешит.

Один утенок маленький

Уплыл так далеко.

Утенка маме с папой

Найти так нелегко.

«Кря-кря, – они сказали, –

Утят мы потеряли».

И жалобно кричат,

Зовут своих утят.

Услышав крик их громкий,

Три маленьких утенка

Плывут скорей назад.

(Пошевелить пальцами, изображая плывущих утят.)

(Изобразить рукой клюв утки.)

(Поднять два пальца.)

(Пошевелить пальцами, изображая плывущих утят.)

(Изобразить рукой клюв утки.)

(Поднять один палец.)

(Пошевелить пальцем, изображая уплывающего утенка.)

(Изобразить клюв утки.)

(Сказать с грустной интонацией.)

(Пошевелить тремя пальцами.)

Мячики (Джеки Силберг (счет до 3 и размер)).

Вот маленький мячик,

Вот мячик побольше,

Вот мячик огpомный, смотpи.

Тепеpь мы будем их считать:

Раз,

Два,

Тpи.

(Сложить ладони наподобие мячика.)

(Немного раздвинуть ладони.)

(Описать руками большой круг.)

(Еще раз описать руками большой круг.)

(Изобразить ладонями мячик.)

(Сложить ладони вместе.)

Зайки (Н. Радченко (счет до 4)).

Вышли зайки на лужок,

Встали в маленький кружок.

Зайчик раз, зайчик два, зайчик три, четыре,

Будет лапками стучать.

(Постучать по ладони всеми пальцами

или произвольно.)

Постучали, постучали и устали,

Сели отдыхать.

Считалка для мышки (В. Левин (счет до 4)).

Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дыры в сыре.

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера!

(Загибать пальчики, начиная с мизинца.)

(Пальчики сжать в кулачок, большим пальчиком делать вращательные движения.)

(Показать все пальчики.)

(Погладить живот.)

(Показать один пальчик.)

(Хлопнуть по коленям, выставить большие пальчики, повторить еще раз.)

Считалочка для кошки (В. Левин (счет до 5)).

Раз, два, три, четыре, пять.

Кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

«Кошка – есть,

А мышки – нет!»

(Загибать пальчики, начиная с большого.)

(Указательный, средний и безымянный пальцы согнуть к ладони; большой и мизинец поднять вверх – «кошка».)

(Соединить ладошки, пальчики слегка раздвинуть; поочередно отсоединять и присоединять противоположные пальчики, начиная с мизинцев.)

(Правой рукой изобразить мышку – соединить с большим пальцем средний и безымянный, указательный и мизинец приподнять и согнуть – «ушки мышки». Левой рукой изобразить кошку.)

(Повертеть «кошкой» из стороны в сторону.)

(«Мышку» спрятать за спину.)

Котята (из зарубежного фольклора (счет до 5)).

Один котенок пьет молоко.

Оно такое вкусное, что к нему

Бежит еще один котенок!

Два котенка пьют молоко,

Оно такое вкусное, что к ним

Бежит третий котенок!

Три котенка пьют молоко,

Оно такое вкусное, что к ним

Бежит четвертый котенок!

Четыре котенка пьют молоко, Оно такое вкусное, что к ним

Бежит пятый котенок!

(Одну ладошку сложить «чашечкой», пальчик другой руки наклонить к ней – «котенок пьет».)

(Два пальчика опустить в ладонь-«чашечку».)

(Три пальчика опустить в ладонь-«чашечку».)

(Четыре пальчика опустить в ладонь-«чашечку».)

(В ладошке все пять пальцев.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Г. Лагздынь (счет до 5)).

Раз, два, три, четыре, пять! –

Научились мы считать.

Сосчитали кошку: РАЗ!

Больше кошек нет у нас!

Но зато у нашей кошки:

Хвост – ОДИН.

Четыре ножки.

Голова! Еще бока!

Ну а сколько будет вместе?

Не учили мы пока.

(Загибать пальчики, начиная с мизинца.)

(Показать один пальчик.)

(Развести руки в стороны.)

(Загибать пальчики на другой руке.)

(Дотронуться руками до головы, погладить бока.)

(Хлопать в ладоши.)

Раз, два, три, четыре, пять! (З. Александрова (счет до 5)).

Раз, два три четыре пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке пять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:

То играют в ладушки,

То зачем-то лезут в рот,

Книжки рвут у бабушки...

Переделав все дела,

Тянут скатерть со стола.

Лезут в соль и в компот,

А потом наоборот.

Пальчики дружные,

Все такие нужные!

(Загибать пальчики, начиная с мизинца.)

(Поочередно разгибать.)

(Соединить пальцы в «замок».)

(Загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца.)

(Разгибать.)

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы.)

(Хлопать в ладоши.)

(Повертеть указательными пальцами перед ртом.)

(Соединить пальцы в «замок», ла-дони раскрыть к себе, потянуть руки в стороны – «разорвать».)

(Погладить стол ладонями по направлению к себе.)

(Попеременно сжимать то один кулачок, то другой.)

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы.)

Считаем пальчики (русская народная считалочка (порядковый счет до 5)).

Первый пальчик – подержи,

Второй пальчик – покажи,

Третий пальчик – постучи,

А четвертый – поиграй,

Пятый – тоже не зевай,

Всей четверке помогай.

(Ухватить за большой пальчик.)

(Ухватить за указательный.)

(Средний.)

(Безымянный.)

(Мизинец.)

(Ритмично сжимать и разжимать кулачок.)

У меня пропали ручки (русская народная считалочка (счет до 5)).

У меня пропали ручки.

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!

(Спрятать руки за спину.)

(Показать то же с глазками, ушками, носиком.)

Пять пальцев (русская народная потешка (счет до 5)).

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев,

Пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. Поочередно загибать и разгибать пальцы.)

(Имитировать действия по тексту.)

(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.)

Настенька (С. Ермакова (счет до 5)).

Как у Насти маленькой

Есть цветочек аленький,

А его лепестки –

Это пальцы у руки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Учим Настеньку считать!

(Раскрыть ладонь одной руки и указательным пальцем другой руки поглаживать ее круговыми движениями.)

(Тем же указательным пальцем слегка нажимать на подушечки пальцев на счет или поглаживать каждый палец от основания до подушечки.)

(Повторить все для другой руки.)

Медвежата (С. Ермакова (счет до 5)).

Наших маленьких ребят –

Пять лохматых медвежат –

Танцевать не приглашают,

Неуклюжими считают.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будут мишки танцевать!

Раз, два, три, четыре, пять –

Всем на лапы наступать!

(Соединить руки кончиками пальцев, поставить запястья на край стола и раскачивать сомкнутые кисти рук вправо-влево.)

(На счет соединять и разъединять поочередно все пальцы.)

Засыпалочка (С. Солодова (счет до 5)).

(Загибать пальчики.)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мама с Полей (Катей, Мишей...) будут спать.

Раз, два, три, четыре!

Стало тихо вдруг в квартире.

Раз, два, три!

Ничего не говори.

Раз, два!

На подушке голова...

Закрываются глаза и...

Раз! Сладкие сны для нас...

Котенок (русская народная считалочка (счет до 5)).

Шел один я по дорожке,

Шли со мной мои две ножки,

Вдруг на встречу три мышонка,

Ой, мы видели котенка!

У него четыре лапки,

На лапках – острые царапки,

Один, два, три, четыре, пять,

Нужно быстро убегать!

(Показать один пальчик.)

(Показать два пальчика.)

(Показать три пальчика.)

(Похлопать себя ладошками по щечкам и как бы покачать ладошками голову.)

(Показать четыре пальчика.)

(Поцарапать ноготками поверхность, находящуюся под рукой.)

(На каждый счет показывать соответствующее число пальчиков.)

(Двумя пальчиками, указательным и средним, «убегать» по поверхности.)

Котята (С. Ермакова (счет до 5)).

Интересные ребята –

Полосатые котята.

Раз! Котенок-озорник –

По столам он прыг да прыг!

Два! Котенок музыкальный –

Песенки поет печально.

Три! Котенок очень тихий –

Ловит мышек очень лихо!

А четвертый наш котенок

Любит спать еще с пеленок!

Ну а пятый далеко –

Убежал за молоком!

(Обеими ладонями изобразить уши котят или их усы.)

(На каждые две строчки стихотворения поочередно разминать пальцы одной руки пальцами другой.)

(Повторить игру, поменяв руки.)

Дружба (русская народная считалочка (счет до 5)).

Как у нас в деревне

Дружат Ваня с Феней.

А у них на селе

Дружат Фёкла и Андрей.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(Соединить ладони, ритмично постукивать большими пальцами друг о друга.)

(Ритмично постукивать указательными пальцами.)

(Поочередно соединить пальцы, начиная с мизинца.)

(Пальцы соединить в «замок», затем «замок» раскрыть, кисти опустить и потрясти ими.)

Бугорки на ладошке (С. Ермакова (счет до 5)).

Маленький Тимошка

Гладил ладошки

И у каждой руки

Сосчитал бугорки:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем на другой считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

(Указательным пальцем одной руки круговыми движениями поглаживать ладонь другой руки.)

(Обвести бугорки у основания каждого пальца.)

(Повторить все для другой руки.)

Лесенка (С. Ермакова (счет до 5)).

Мы по лесенке шагали

И ступеньки сосчитали:

Раз, два, три, четыре, пять –

Очень весело считать!

Раз, два, три, четыре, пять –

Очень весело шагать!

(Указательными и средними пальцами обеих рук «шагать» по столу.)

(Раскрыть одну ладонь, расправить пальцы, поставить ладонь ребром на стол. Указательным и средним пальцами другой руки «шагать» по расправленным пальцам, поднимаясь вверх, как по ступенькам.)

(«Шагать» по пальцам другой ру-
ки.)

Вышли пальчики гулять (русская народная считалочка (счет до 5)).

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот – резал.

Этот – ел.

Ну а этот – лишь глядел!

(На счет загибать пальчики, начиная с большого.)

(Отогнуть большой палец.)

(Отогнуть указательный.)

(Средний.)

(Безымянный.)

(Отогнуть мизинец и слегка потеребить его за кончик.)

В кармане (С. Ермакова (счет до 5)).

Как в кармане у Аркашки

Вечно копятся бумажки:

Фантики, билеты –

Все, что есть на свете.

Раз, два, три, четыре, пять –

Нам всего не сосчитать!

(Несколько раз поочередно хлопнуть в ладоши и легонько постучать руками по столу.)

(Сжать руки в кулаки и на счет выпрямлять по одному пальцу на каждой руке.)

Тропинка ко сну (Н. Пикулева (счет до 6)).

Пять котят спать хотят,

А шестой – не спит.

Пять котят спать хотят,

А шестой – шалит.

Хвостиком виляет,

Громко… лает!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы на левой руке.)

(На правой руке пальцы сжать в кулачок, а указательный поднять и пошевелить им, как будто это шестой котенок.)

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы на левой руке.)

(Постучать указательным пальчиком правой руки по ладошке левой.)

(Круговые вращения большим пальчиком правой руки.)

(На каждый слог хлопать то в ладоши, то по коленям.)

В этом домике пять этажей (русская народная потешка (прямой и обратный порядковый счет в пределах 5)).

(Держать руку вертикально и как бы шагать по пальцам.)

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем – семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова – очень умная птица.

Ну что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата – втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Десять утят (Е. Карельская (счет до 10)).

Встали как-то утром в ряд

Десять маленьких утят.

Посчитались.

Удивились,

На две группы разделились.

Перышки почистили,

Головкой повертели,

Червячка склевали,

К речке побежали.

(Постепенно, начиная с большого, разогнуть пальцы из кулачков.)

(Обеими руками изобразить головки утят.)

(Посчитать пальцы.)

(Раскрыть «клювики».)

(Развести руки в стороны, пальцы растопырить.)

(Сложенными щепотью пальцами правой руки гладить по очереди пальцы левой руки. Потом – наоборот.)

(«Головками утят» – кистями
рук – энергично крутить из стороны в сторону.)

(Выполнять хватательные движения «клювами».)

(Указательным и средним пальцами обеих рук «бежать» по столу.)

Пять поросят (из зарубежного фольклора (обратный порядковый счет в пределах 5)).

(Шевелить каждым пальчиком по счету и загибать их.)

Пять поросят пошли купаться в море,

Пять поросят резвились на просторе,

Один из них устал,

– Пойду домой, – сказал.

И вот результат:

Четверо поросят!

Четыре поросенка пошли купаться в море,

Четыре поросенка резвились на просторе,

Один из них устал,

– Пойду домой, – сказал.

И вот результат:

Трое поросят!

Три поросенка пошли купаться в море,

Три поросенка резвились на просторе,

Один из них устал,

– Пойду домой, – сказал.

И вот результат:

Двое поросят!

Два поросенка пошли купаться в море,

Два поросенка резвились на просторе,

Один из них устал,

– Пойду домой, – сказал.

И вот результат:

Один поросенок!

Один поросенок пошел купаться в море,

Один поросенок резвился на просторе,

Но вот и он устал,

– Пойду домой, – сказал.

И вот результат:

Нет поросят!

Кошка (Е. Железнова (счет парами)).

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Загибать пальчики по два на обеих руках.)

Цыплята (считалочка (счет до 10)).

(Поглаживать поочередно все 10 пальцев на руках, затем, на последних строчках, соединить ладошки.)

Раз, два – шли цыплята,

Три, четыре – погулять,

А за ними прыгал пятый,

И старался не отстать.

Позади шестой бежал,

А седьмой уже устал,

А восьмой совсем отстал,

А девятый всех догнал,

А десятый испугался,

Очень громко запищал:

– Пи-пи-пи!

– Ты не бойся, не пищи,

Мы здесь рядом, поищи.

Десять пальцев (русская народная игра (обратный счет от 10 до 1)).

(Поочередно шевелить каждым пальчиком и загибать его.)

Десять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, и их осталось девять.

Девять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, и их осталось восемь.

Восемь тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, и их осталось семь.

Семь тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, и их осталось шесть.

Шесть тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, и их осталось пять.

Пять тонких пальцев ходили по грибы.

Один под елкою заснул, и их осталось четыре.

Четыре тонких пальца ходили по грибы.

Один под елкою заснул, и их осталось три.

Три тонких пальца ходили по грибы.

Один под елкою заснул, и их осталось два.

Два тонких пальца ходили по грибы.

Один под елкою заснул, остался лишь один.

Один тонкий палец ходил по грибы,

И он под елкою уснул, и пальцев не осталось.

Десять котят (Е. Карельская (обратный счет от 10 до 1)).

(Поочередно поглаживать и загибать каждый пальчик.)

На сельский двор пришли играть

Все десять маленьких котят.

Один залез к хозяйке в дом,

Уснул на куче там с бельем,

И их осталось девять!

Второй пришел на сеновал

И к мышкам угодил на бал,

И вот уже их восемь!

А третий стал ловить гусят,

Гусь защищал своих ребят,

И стало их лишь семь!

Четвертый вздумал хвост поймать

И стал на лапы все хромать,

Котят осталось шесть!

Тут пятый прыгнул на забор,

Перемахнул в соседский двор,

Котят осталось пять!

Шестой в кладовочку проник,

Но был наказан в тот же миг,

Четыре уже их!

Седьмой пошел искать друзей

И заблудился средь полей –

Осталось только три!

Восьмой гонялся за осой

И в бочку угодил с водой.

Считаем, стало двое!

Девятый скушал белену,

В сон провалился, в пелену,

Оставив одного…

А тот, задравши хвост трубой,

Помчался кубарем домой.

Свалился котик наш в овраг

И выбраться не мог никак!

Но не печальтесь же, друзья, –

Под вечер в сборе вся семья,

Ведь папа-кот и мама-кошка

Собрали всех котят в лукошко!



Предварительный просмотр:

ТРАНСПОРТ

На заправке (Е. Борисова).

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

(Обеими руками «крутить руль» перед собой.)

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаться ладошки.)

Транспорт (Е. Борисова (на запоминание названий)).

Будем пальчики сгибать –

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжимать и разжимать пальцы.)

(Поочередно разжимать пальцы, начиная с мизинца.)

(Сжимать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Посчитаем (Е. Борисова (на запоминание названий)).

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду транспорт я считать.

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(Сжимать и разжимать пальцы.)

(Поочередно сжимать пальцы обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

Рельсы-рельсы (русская народная потешка).

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы!

Ехал поезд запоздалый!

Из последнего окошка

Вдруг посыпались горошки!

Пришли куры – поклевали!

Пришли гуси – пощипали!

(«Нарисовать» в воздухе рельсы и шпалы.)

(Провести пальцами сжатого кулачка по ладошке и внутренней стороне предплечья.)

(Постучать одновременно всеми пальчиками по поверхности стола.)

(Постучать попеременно указа-тельными пальцами по столу.)

(Выполнять щипающие движения по столу.)

По дороге ехали (русская народная потешка).

По дороге прямо… ехали.

На горку… въехали.

С горки… съехали.

Прямо… поехали.

Через мостик… переехали.

В ворота… заехали.

К своему дому… приехали.

(Сложить руки вместе перед собой, показывая направление.)

(Соединить руки вверху под острым углом.)

(Плавно опустить руки вниз, не разъединяя их.)

(Сложить руки вместе перед собой, показывая направление.)

(Положить одну руку на другую перед собой – «мостик».)

(Повернуть руки ладонями к себе и раскрыть их.)

(Соединить руки вверху под углом – «дом».)

Паровозик (С. Ермакова).

Паровозик едет в гору,

В гости к дедушке Егору.

А в вагончиках сидят

Девять маленьких ребят:

Катя, Маша и Марина,

Коля, Ванечка, Ирина,

Петя, Слава и Матвей,

С ними вместе Котофей.

У него закрыты глазки,

Он мурлычет детям сказки.

(Сомкнутые пальцы одной руки перемещать по внутренней стороне другой руки от ладони до локтевого сгиба.)

(Называть имена и при этом подушечкой указательного пальца поочередно касаться кончиков пальцев другой руки.)

(Массировать большой палец правой руки, который играет роль Котофея.)

(Закрыть глаза, обеими руками погладить себя по голове.)

Кораблик (Д. Хармс).

По реке плывет кораблик,

Он плывет издалека,

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

(Прижать основания ладошек друг к другу, пальцы раскрыть – «кораблик».)

(Приставить горизонтально левую руку к глазам – «смотрим вдаль».)

(Показать четыре пальца.)

(Приставить обе ладошки к ушам.)

(Кончики пальцев обеих рук соединить вместе и далее медленно развести руки в стороны.)

(Ладони расположить тыльной стороной от себя, затем пальчики слегка согнуть – «коготки».)

(В конце этой игры можно спросить у ребенка, что за моряки были на кораблике. (Ответ: мышки.))

Лодка (В. Цвынтарный).

(Обе ладони поставить на ребро, большие пальцы прижать к ладоням «ковшиком».)

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Пароход (загадка).

(Обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать «ковшиком», большие пальцы подняты вверх.)

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел!



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«Правила проведения пальчиковой гимнастики для дошкольников»

  • Длительность физкультминутки около 2–3 мин (в зависимости от возраста детей).
  • Количество упражнений в одном комплексе 4–5 или 6–8 (в зависимости от возраста детей).
  • Одно упражнение повторять 4–6 раз.
  • Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя одновременно).
  • После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями рук).
  • Упражнения должны быть разнообразными: развивать подвижность пальцев, их силу и гибкость.
  • При проведении самомассажа можно использовать предметы: грецкие орехи, каштаны, шестигранные карандаши и т. д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект деловой игры с воспитателями "Технология проведения пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз"

Ф.И.О. Ковшова Альбина ВладимировнаДолжность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированн...

Конспект комплексного проведения сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе Тема: «Веселая экскурсия».

расширение  и активизация словаря  по теме «профессии»;                обогащение  словаря признаков...

Конспект открытого занятия в рамках проведения предметной недели "Художественные промыслы Подмосковья" на тему "Веселые матрешки"

В нашем детском саду прошло открытое занятие в рамках проведения недели "Художественные промыслы Подмосковья" на тему "Веселые матрешки"....

Консультация для воспитателей "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Памятка для воспитателей "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"...

Консультация для родителей для чего нужна пальчиковая гимнастика.Картотека пальчиковых игр.

Консультация для родителей для чего нужна пальчиковая гимнастика.Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста....

Методические рекомендации воспитателям к проведению пальчиковых игр

Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно пальчиковые игры являются эффективным средством для развития мелкой моторики....

Методические рекомендации для воспитателей по проведению пальчиковой гимнастики

Методические рекомендации для воспитателей по проведению пальчиковой гимнастики...