20.10.23 Игровая деятельность для детей раннеого возраста в адаптационный период
методическая разработка

Степанова Юлия Александровна

Игровая деятельность для детей раннеого возраста в адаптационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_deyatelnost_v_adaptatsionnyy_period.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая развлекательная деятельность

с детьми раннего возраста в адаптационный период

Малыши 2-го года жизни в играх преимущественно воспроизводят ранее разученные действия. Затем они постепенно переносят их на другие предметы. Ребенок в своих действиях отражает то, что видит вокруг себя. Набор его действий поначалу довольно ограничен, но со временем становится все более разнообразным. Он пополняется воспроизведением действий окружающих. Затем появляются сюжеты.

Все эти так называемые отобразительные игры впрямую связаны с умственным развитием малыша, они оказывают самое положительное влияние на его жизнедеятельность. Следовательно, взрослым надо учитывать значение игр в развитии ребенка и в его адаптации в другой социальной среде (детский сад, игровые комнаты малышей и т. д.) и уделять им серьезное внимание.

Для организации таких игр в детском саду нужны куклы, игрушечные зверюшки - мишки, зайки, собачки, кошки, кукольная посуда средних и крупных размеров, лоскутки, платочки и т. п.

Для подвижных игр необходимы машинки, тележки, а также бабочки, утята, то есть игрушки, которые можно водить на палочке, толкать перед собой, а став постарше, возить за веревочку за собой.

Очень полезны обручи. Большие - для пролезания и перешагивания, и поменьше, чтобы катать, как кольцо- серсо. Мячи разных размеров, шары - их можно катать, бросать, закидывать в ящики и корзины.

Возрастные особенности детей диктуют характер обстановки в игровой комнате.

Дети до двух лет обычно играют тем, что им попадает на глаза, потому игрушки для них можно расставить по всей комнате, но комплектами. Многообразие предметов, собранных в одном месте, рассеивает внимание, а выбирать нужное такие маленькие, как правило, еще не умеют.

Для более старших часть игрушек лучше расположить в доступных детям местах, но закрепленных за данными предметами. Например, куклы на полочках, строительный материал - в ящиках.

Роль воспитателя в этот период заключается в обучении ребенка действиям с игрушкой. Вот зайка. Он может «поплясывать» в руке у взрослого, его можно спрятать, а потом найти, посадить на стульчик или уложить спать. И все это обязательно надо показать малышу, иначе он не будет знать, что делать с новой игрушкой. Она быстро станет для него неинтересной, наскучит ему.

Все действия в период адаптации целесообразно сопровождать словами: сначала прямыми указаниями, потом словесными инструкциями, разумеется, при этом ориентируясь на имеющийся у ребенка опыт и на его эмоциональное состояние.

Чтобы пробудить интерес к играм, создать соответствующий эмоциональный настрой в первый период пребывания в детском саду, нужно усложнять производимые с игрушкой действия, очень полезны игры-развлечения (инсценировки).

Содержание игр-развлечений (показов) должно быть более «затейливым», чем действия детей в самостоятельной игре, но взятым из реальной, близкой ребенку действительности.

Что требуется при этом от малыша? Внимательно следить за действиями воспитателя, слушать его объяснения. А это возможно только в том случае, если ему будет интересно.

Непосредственно после показа взрослым действий с игрушкой полезно предложить детям для игры те же самые предметы, чтобы малыши могли подражать тому, что только что видели, а затем переносить усвоенное в самостоятельные игры.

Участие взрослого может сделать игру более продолжительной, в любые периоды пребывания в детском саду, интерес к игре более устойчивым, способы использования игрушек более разнообразными.

Проводя с малышами игру-развлечение, следует держать их всех в поле зрения, направлять деятельность ребят, немедленно реагировать на возникающие конфликты, подсказывать дельнейший ход действий.

Особая задача педагога - вызвать у детей живой интерес к игре, порадовать их, насмешить, создать хорошее настроение.

Такие игры-развлечения, как «Коза рогатая», «По узенькой дорожке», «Солнечный зайчик», «Прятки», «Догонялки», «Самолеты», «Ручку левую вперед, ручку правую вперед» рекомендуется проводить ежедневно, совместно и индивидуально.

Возможная тематика игр-развлечений с детьми ран¬него возраста:

  • «Этот мальчик маму слушал».
  • «Заводные игрушки».
  • «Пальчики пляшут».
  • «Три медведя» (кукольный театр).
  • «Потешка «баю-бай».
  • «Мой любимый мишка».
  • Театр пяти пальчиков «курочка-хохлатка» и подвижная игра «курочка.

Описание игровых занятий

«Этот мальчик маму слушал»

Цель: в веселой игре развивать мелкую моторику.

Ход занятия.

Занятие проводится с одним ребенком. Воспитатель, следуя тексту потешки, загибает поочередно пальчики малыша, начиная с большого. Взяв в руку его мизинец, постукивает им. Разгибает пальцы ребенка. Движением своих пальцев показывает, как пальчики «побежали» и «захлопали в ладоши», побуждает малыша к подражанию и к снятию эмоционального напряжения.

Текст потешки

Этот пальчик маму слушал.

Этот пальчик кашу кушал.

Этот пальчик спрятался.

И этот пальчик спрятался.

А мизинчик их нашел

И постучал: тук-тук-тук!

Все пальчики побежали.

В ладоши захлопали, заплясали.

«Заводные игрушки»

Цель: повысить эмоциональный тонус детей.

Ход занятия.

Воспитатель собирает детей вокруг себя или усаживает на коврик и говорит, что сейчас им что-то покажет. Заводит и пускает любую заводную игрушку. Это веселит малышей, вызывает смех и радостные возгласы.

«Пальчики пляшут»

Цель: в веселой игре развивать мускулатуру рук и пальцев.

Ход занятия.

Проводится с группой детей (3-4 ребенка), сидящих перед воспитателем. Взрослый предлагает детям показать свои ручки: «Поднимите ручки, пальчиками подвигайте, в кулачок спрячьте».

Текст потешки

Пальчики у нас попляшут - Вот они, вот они.

В кулачки мы пальцы спрячем - В кулачки, в кулачки.

«Три медведя»

(кукольный театр)

Цель: доставить детям радость, развивать их внимание.

Материал: для показа берутся три медведя, наборы посуды по размерам. Между двумя стульями протягивается простынка, или вместо нее можно использовать простую ширму. Малыши посажены так, чтобы им было все хорошо видно. Один взрослый за ширмой, другой - с детьми.

С детьми раннего возраста

Ход развлечения.

Воспитатель. Дети, посмотрите, кто к нам сейчас придет. Михайло Потапович пришел.

Михайло Потапович. Здравствуйте, детки, меня зовут Михайло Потапович. Скажите, кто ел из моей тарелки?

Воспитатель. Здравствуй, Михайло Потапович! Дети, скажите: «Здравствуй, Михайло Потапович!» (Малыши повторяют.)

Михайло Потапович. Сейчас придет мой сынок Мишутка с прогулки, а кто-то разбил его тарелку. Вы не знаете кто?

Мишутка. Я тут папа. Кто съел всю мою кашку?

Ответы детей.

Михайло Потапович. Мне наказать эту Машу? Или она была голодная и поэтому съела кашу? Простить ее, дети и вывести из леса к бабушке и дедушке?

Ответы детей.

«Потешка «Баю-бай»

Цель: учить детей улавливать ритмичность речи, доставить им радость, дать возможность поиграть с большой куклой.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям собачку и большую куклу Лялю. Предлагает детям подержать игрушки в руках, погладить собачку, покачать куклу, погладить хвостик, капки, ушки собачки, показать, как она лает. Укладывает куклу спать. Собачка лает. Кукла просыпается. Воспитать берет куклу на руки, покачивает ритмично, не спеша качает, обращаясь к собачке:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Лялю не буди.

Чтение повторяется 2-3 раза. Воспитатель побуждает детей покачивать куклу, повторяя слова: «баю-бай», «собачка», «не лай». Если малыши не сумеют повторить, настаивать не следует.

«Наш любимый Мишка»

Ход занятия.

Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришел Мишка. Взяв Мишку на руки, показывает детям игрушку, и они любуются ею вместе. Мишка машет лапой, так здороваясь с детьми. Малыши отвечают: «Здравствуй, Мишка!»

Затем воспитатель спрашивает детей: «Кто любит Мишку?» (Следуют ответы детей.) «Кто хочет погладить Мишку?» Желающие гладят Мишку.

Воспитатель спрашивает у Мишки «А ты любишь деток?» Мишка рычит и утвердительно кивает головой. «Ты их погладишь?» Мишка гладит детей по головкам.

«Мишка, а ты догонишь деток?» Мишка снова рычит и кивает головой.

Дети разбегаются. Воспитатель с игрушкой в руках делает вид, что не может их поймать. Печальный Мишка отходит в сторону, садится и плачет.

Воспитатель - детям: «Слышите, ребята, Мишка плачет, пожалейте его». Дети подходят к Мишке и говорят: «Не плачь, мы здесь».

Воспитатель. Ну вот, Мишенька, ты уже перестал плакать. Теперь скажи нам, как ты хочешь играть с детками?

Мишка отвечает что-то непонятное на ухо воспитателю, который комически отмахивается от него (все это повторяется несколько раз). Наконец воспитатель говорит, что Мишка хочет плясать.

Воспитатель. Ну, попляши, а мы тебе в ладоши похлопаем.

Взрослый поет, дети хлопают в ладоши. Мишка «пляшет».

Вот как толстый Мишка пляшет,

Он ребяткам лапкой машет.

Долго Мишенька плясал,

Поскользнулся и упал.

(Мишка падает на пол, кто-нибудь из детей поднимает его и

отдает воспитателю.)

Воспитатель (Мишке). Ай-ай-ай, Мишка, ты не умеешь плясать, падаешь, а наши детки хорошо пляшут и совсем не падают.

Дети пляшут. Мишка в руках воспитателя пляшет и хлопает в ладоши.

Театр пяти пальчиков «Курочка-хохлатка» и подвижная игра «Курочка-хохлатка»

Материал: персонажи театра пяти пальчиков, перчатки, атрибуты к игре «Курочка-хохлатка».

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям сесть рядом, достает из коробки персонажей театра и говорит: «Вот курочка- хохлатка вышла погулять на травку и позвала своих деток: ко-ко-ко! Прибежали цыплятки. Посмотрите, какие они желтые и пушистые».

Воспитатель проговаривает текст, одновременно показывая действия персонажей.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далеко.

Приближая курочку к собачке, воспитатель говорит:

А на скамейке у дорожки улеглась и дремлет собачка,

Собачка глазки открывает и цыпляток догоняет.

Собачка гавкает и бежит за цыплятками, а они убегают к маме-курочке. Курочка защищает цыпляток, говоря: «Не отдам тебе своих цыпляток».

Воспитатель беседует с ребятами:

- Дети, как курочка звала к себе цыплят? (Ко-ко-ко!)

- А как цыплята пищали? (Пи-пи-пи.)

- Как собачка гавкала? (Гав-гав!)

(Дети отвечают на вопросы звукоподражанием.)

- Понравился вам рассказ про курочку с цыплятами? Выслушав, скорее всего, положительный ответ, приглашает детей поиграть в «Курочку-хохлатку».

- Я буду мама-курочка, вы - цыплятки, а Аврора - собачка.

Игра проходит под произносимый воспитателем текст инсценировки. Действия детей - подражание воспитателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период

«Элементы развивающей среды для детей раннего возраста в адаптационный период» «Сарафанчик – волшебный карманчик»Задачи:1.  снятие эмоционального и мышечного напряжения;2.  развит...

Игровая деятельность детей раннего возраста в адаптационный период

Консультация для начинающих воспитателей по работе с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду с практическим материалом....

методическая разработка игровых комплексов с детьми раннего возраста в адаптационный период

методическая разработка игровых комплексов с детьми раннего возраста в адаптационный период...

Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении.

Огромный вклад вносят в облегчение периода адаптации музыкальная деятельность, и в частности, музыкально-игровая форма деятельности, входящая в непосредственно-образовательную музыкальную область....

Памятка для педагогов, родителей детей раннего возраста в адаптационный период Тема «Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период к ДОУ»

Адаптация-это жизненный процесс. Каждый человек его переживает по разному,кто-то весело и с интересом,а кто-то со слезами на глазах и со страхом....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Игровая деятельность детей раннего возраста в адаптационный период...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные принципы использования различных пальчиковых, коллективных, подвижных и релаксацион- ных игр в работе с малышами....