Русская матрёшка
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Федорова Юлия Сергеевна

Конспект  в подготовительной группе

 «Русская матрёшка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_matryoshka_podg.vozr_.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  в подготовительной группе

 «Русская матрёшка»

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • речевое развитие,
  • познавательное развитие.

Форма: интегрированное занятие.

Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет).

Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками.

Задачи: 

1. Образовательные:

- познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи Семёновской, Вятской, Полхов-Майданской матрёшек;

2. Развивающие:

- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речевое внимание, память;

3. Воспитательные:

- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.

Словарь и формируемые понятия: использовать в речи определение «Семеновская, Вятская, Полхов-Майдановская Матрешка». Обогащать словарь детей словами: сувенир, роспись, орнамент.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, чтение художественной литературы о народных промыслах России, рисование в книжках-раскрасках «Матрешка».

Оборудование: Компьютер с программой Power Point, мультимедийный проектор. Цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, заготовка матрёшки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

- Дети: Здравствуйте!

- Воспитатель: Я рада видеть вас сегодня на занятии. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся.

Рано солнышко встаёт

И спешит скорей в обход.

Как, ребятушки, живете?

Как здоровье, как животик?

Одолела вас дремота?

Шевельнуться неохота?

Всем командую: Подъём!

На занятие пойдём?

- Дети: Да!

- Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи. Но для начала давайте отгадаем загадку:

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью - во второй найдёшь.

Их друг за дружкой, разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех - малютка, крошка.

Всё вместе - сувенир …

- Дети: Матрёшка.

- Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о матрёшке. Посмотрите, какие они яркие и нарядные! Откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка? Слайд № 1.

-Дети: ответы детей.

- Воспитатель: Оказывается, ребята, матрёшке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было ещё несколько таких же куколок, но меньшего размера. Слайд № 2.

Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрёшек. Этих куколок называли Матренами. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрёшка, напоминает нам маму многочисленного семейства. Слайд № 3.

Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Русские умельцы заготавливали древесину для изготовления сувениров в начале весны. После вытачивается туловище и голова самой большой фигурки, которые обрабатывается изнутри и снаружи. Потом изготавливается самая маленькая, неделимая, фигурка. По ней вытачиваются остальные, по увеличению. Слайд № 4.

Затем заготовку шлифуют для того, чтобы она была гладкой, и на неё можно было нанести краску. Слайд № 5.

После этого мастер готовит краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрёшку. Слайды № 6-9.

Заключительный этап - сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру. Слайд № 10.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд)

Топают матрёшки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрёшки расписные.

В сарафанах ваших пёстрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Весёлые матрёшки. (Хлопают в ладоши)

- Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы?

- Дети: ответы детей.

- Воспитатель: Матрёшки бывают разные. Самыми популярными считаются Полхов-Майдановские и Семёновские матрёшки.

Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у Полхов - Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие. Слайд № 11.

- Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке?

- Дети: шиповник, яблоко.

- Воспитатель: Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом. Слайд № 12.

Вятская матрёшка - наиболее северная из всех российских матрёшек. Этот вид матрёшечного мастерства можно смело назвать самым сложным по части производства, ведь кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Её милое приветливое личико завораживает и притягивает. Слайд № 13.

Кроме того матрешки бывают авторскими, не похожими на какую-то роспись. Слайд № 14.

- Воспитатель: Ребята, к нам пришла матрёшка, а мастер успел нарисовать только контуры и лицо. Что мы можем сделать для неё?

- Дети: Мы можем её украсить.

- Воспитатель: Верно. Я предлагаю вам, используя цветную бумагу, ножницы и клей, сделать свою Полхов-Майдановскую матрёшку.

- Воспитатель: Для начала давайте вспомним технику безопасности.

- Дети: Напоминают правила техники безопасности.

- Воспитатель: Чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

Мы веселые матрешки, (Сжимать и разжимать пальчики в кулачок)

Разноцветные одежки:

Раз - Матрена, два - Милаша, (Разгибать пальчики поочередно)

Мила - три, четыре - Маша,

Маргарита - это пять.

Нас не трудно сосчитать!

- Воспитатель: А теперь будем украшать нашу матрёшку. Берём шаблон сарафана, помещаем на бумагу жёлтого цвета, обводим его хорошо заточенным карандашом. Шаблон плотно должен быть прижат к бумаге левой рукой.

Затем берём шаблон платка, помещаем его на бумагу красного цвета, обводим.

Шаблон листвы помещаем на бумагу зелёного цвета, сложенную в два раза, чтобы получилось 4 листочка.

А сейчас начинаем вырезать. Вырезая, нужно быть особенно внимательным, не отвлекаться, следить, чтобы пальцы левой руки не попали под лезвие ножниц.

Итак, все детали для аппликации у нас готовы. Все обрезки убрали в сторону. Положим лист бумаги с контуром матрёшки перед собой.

Что сначала мы надеваем на неё? Платье или платок?

- Дети: Ответы.

- Воспитатель: Сначала берём сарафан, намазываем клеем от центра к краю. Клея на кисточку берём немного. Осторожно накладываем на матрёшку и притираем с помощью салфетки. Берём платок, намазываем клеем, приклеиваем.

А теперь будем украшать сарафан. Берём цветок и приклеиваем в центре сарафана. Листочки размещаем с боков от цветка.

- Воспитатель: Все ли закончили работу? Если все закончили, давайте расскажите нам, как вы оформляли свою матрёшку?

- Дети: Рассказывают, как они оформляли матрёшку.

- Воспитатель: Очень яркие, весёлые матрёшки получились у нас! Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке.

- Дети: Ответы.

- Воспитатель: В конце занятия я предлагаю вам вместе с родителями нарисовать свою собственную матрёшку. Затем мы сделаем выставку ваших работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области "Познания" на тему:"ФЦКМ. " Игрушки.Знакомство с русской матрёшкой""

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим.Тема "Игрушки. Знакомство с русской матрёшкой"- из цикла интегрированных занятий на тему: "Матрёшка"...

Конспект интегрированного занятия по теме "Русская матрёшка"

Занятие поможет познакомить детей с народной игрушкой - матрёшкой.   Интеграция образовательных областей:  " Познание",  "Художественное творчество", "Коммуникация", "Музыка",...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)

Конспект занятия № 1Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Задачи:Образовательные:- закрепить знания об основных элемен...

Конспект развлечения "Здравствуй, Матрёшка!" в старшей группе в рамках проектной деятельности "Русская Матрёшка"

Данный проект направлен на формирование  интереса к народным традициям, обрядам, быту, посредством знакомства с народной ирушкой - матрёшка....