Проект первой группы раннего возраста «Ловкие пальчики»
проект
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 332.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени Виталия Валентиновича Бианки»
Проект первой группы раннего возраста
«Ловкие пальчики»
Подготовила проект:
Воспитатель: Щетинина Наталья Витальевна
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Проблемой у детей дошкольного возраста является, плохо развито движения рук, в следствии чего имеют менее развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Цель проекта:
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи:
Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
- Развить умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Образовательная область: Социально-коммуникативное
По составу – групповой
По продолжительности долгосрочный с 01.07.22 по 31.05.2023
Участники проекта – Дети группы раннего возраста, воспитатели, родители
Родители:
Анкетирование родителей на выявление компетентности родителей по данной теме.
Педагоги:
Повышают профессиональный уровень.
Формы работы с детьми:
Пальчиковые упражнения
Упражнения с крупой
Упражнения с водой и шариками
Игры с прищепками, скрепками, пуговицами
Игры со шнурками, лентами
Игры с крышками от бутылок
Игры с пирамидками, пазлами, конструктором.
С родителями:
Совместная деятельность с родителями.
Консультации теме:
«Развиваем мелкую моторику у малышей»
«Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
Дети:
Предполагаемый результат проекта:
Дети будут уметь развивать фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
Дети будут уметь развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Критерии:
развитие точности движений;
развитие ритмичности движений;
развитие ловкости пальцев;
развитие силы кисти и выносливости пальцев;
развитие зрительного контроля движений
Высокий уровень: У детей развито точность движений, ритмичность движений, ловкость пальцев, сила кисти и выносливости пальцев, зрительный контроль движений.
Средний уровень: У детей не полностью сформировано точность движений, ритмичность движений, ловкость пальцев, сила кисти и выносливости пальцев, зрительный контроль движений.
Низкий уровень: У детей не сформировано точность движений, ритмичность движений, ловкость пальцев, сила кисти и выносливости пальцев, зрительный контроль движений.
Содержание проекта:
Июль-Октябрь
Тема: «Веселые пальчики»
Вид образовательной деятельности | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Пальчиковые упражнения | «Зайка», «Капустка», «Сорока» | Консультация «Развиваем мелкую моторику у малышей» |
Упражнения с крупой | «Пересыпаем крупу», «Бусы для куклы», «Картинки из макарон» | |
Упражнения с водой и шариками, спринцовками | «Из ведра в ведро», «Ветерок» | |
Игры с прищепками, скрепками, пуговицами | «Ёжик» , «Дорожка из пуговиц», «Сортируем пуговицы» | |
Игры со шнурками, лентами | «Весёлый шнурок» , «Развяжи бантик» | |
Игры с крышками от бутылок | «Пирамидка из крышек» ,«Копилка для крышек» | |
Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором | «Собери пирамидку», «Построим башенку» |
Ноябрь-Февраль
Тема: «Быстрые ладони»
Вид образовательной деятельности | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Пальчиковые упражнения | «Машинка», «Игрушки» | Консультация «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики» |
Упражнения с крупой | «Пересыпаем крупу», «Сортируем крупу» | |
Упражнения с водой и шариками, спринцовками | «Вылавливаем шарик», «Переливание через воронку», | |
Игры с прищепками, скрепками, пуговицами | «Солнышко», «Бусы для матрёшки», «Вот так улов», | |
Игры со шнурками, лентами | «Разноцветные клубочки», «Коврик», | |
Игры с крышками от бутылок | «Разноцветная дорожка», «Цветок для бабочки», | |
Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором | «Машинки», «Поезд с фруктами», |
Март- Май
Тема: «Умелые кисти рук»
Вид образовательной деятельности | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Пальчиковые упражнения | «Семья», «Кошки-мышки», | Консультация «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования |
Упражнения с крупой | «Ищем клад», «Рисуем на манке», «Бусы для куклы» | |
Упражнения с водой и шариками, спринцовками | «Переливание через воронку», «Ветерок» | |
Игры с прищепками, скрепками, пуговицами | «Вот так улов», «Покорми меня», | |
Игры со шнурками, лентами | «Коврик», «Развяжи шнурок» | |
Игры с крышками от бутылок | «Цветок для бабочки», «Копилка для крышек» | |
Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором | «Собери пирамидку», «Построим башенку» |
Результат проекта:
На этапе работы было обследовано 22 воспитанника группы раннего возраста. Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально в игровой форме.
В результате проекта дети развили фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
Научились производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
Для этого использовались следующие методы:
Наблюдение за детьми при выполнении ими движений кистями рук и пальцев;
Тестирование (пальчиковые пробы, действия с предметами, изобразительная деятельность);
Анализ полученных данных.
Тестовые задания:
№ 1. «Ладонь-кулак».
Ребенку предлагалось «поиграть ладошками и кулачками». Левая рука – ладонь, правая – кулак (и наоборот). Сначала дети выполняют движения по показу, затем самостоятельно. Оценивается умение ребенка точно выполнить движение.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет задание самостоятельно под словесное сопровождение взрослого.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется выполнить самостоятельно, требуется показ взрослого.
Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении движений самостоятельно и по показу, требуется помощь взрослого (педагог придерживает руки ребенка)
№ 2. «Бусы в подарок маме» - нанизывание бусин на ниточку.
Дети нанизывают круглые пластмассовые шары с отверстием диаметром 2,5 сантиметра на шнурок со стопором на одном конце. Оценивается точность действий (умение продевать шнурок в отверстие шарика) и ловкость пальцев.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере - ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи и показа взрослого.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа взрослым.
Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания самостоятельно, ему требуется помощь взрослого.
№ 3. «Прятки». Упражнение на сгибание и разгибание пальцев.
Ребенку показывается движение с ритмичным проговариванием слов: «В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так и головки убирали», затем предлагается повторить это упражнение ребенку. Оценивается быстрота и ритмичность выполнения движений.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – ребенок выполняет самостоятельно под речевое сопровождение взрослого. Движения ритмичные.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении, но справляется с заданием по показу взрослого.
Не сформирован – ребенок затрудняется выполнить движения самостоятельно и по показу взрослого, не попадает в ритм речевого сопровождения, движения слишком быстрые или же замедленные.
№ 4. «Помоги ежику донести яблоки» - застегивание и расстегивание пуговиц
(фигура ежика – плотный материал с пришитыми пуговицами; яблоки – плотный материал, с прорезанными отверстиями под пуговицы). Оценивается ловкость пальцев ребенка.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – ребенок справляется с заданием самостоятельно.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок выполняет задание после показа и небольшой помощи взрослого.
Не сформирован – ребенок не выполняет задание.
№ 5. «Дорожки», «Заборчик» - умение проводить горизонтальные и вертикальные линии. Оценивалось сила, с которой дети рисовали, т. е. сильный или слабый нажим руки на карандаш.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – все линии ровные, четкие, примерно одинаковой длины.
Сформирован в не достаточной мере – линии разной длины, не четкие, не достаточно ровные (под наклоном, прерывистые и т.д.)
Не сформирован – ребенок затрудняется в выполнении задания.
№ 6 «Спрячь мышку» - штриховка изображения карандашом. Оценивалось умение ребенка закрашивать изображение карандашом, затрачивая при этом достаточно времени и сил, т.е. выносливость.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – ребенок штрихует все изображение.
Сформирован в не достаточной мере – ребенок штрихует больше половины изображения.
Не сформирован – ребенок штрихует менее половины изображения
№ 7. «Солнышко и дождик» - нанесение мазков краской на половину листа бумаги. Производилась оценка умения ребенка зрительного контроля движений.
Уровни развития:
Сформирован в достаточной мере – ребенок точно наносит изображение под «тучку».
Сформирован в не достаточной мере – ребенок незначительно выходит за границы.
Не сформирован – ребенок наносит изображение по всему листу бумаги, не соотнося свои действия с полученным заданием.
По полученным результатам диагностики, определили, что в группе, есть дети со всеми уровнями сформированности . У 12 % детей плохо сформирован уровень развития мелкой моторики, у 41% сформирован в недостаточной мере и только у 47% сформирован в достаточной мере.
Динамика развития мелкой моторики у детей раннего возраста представили в диаграмме.
Наибольшие затруднения дети испытывали в задании, где оценивалась точность движений, развитие силы кисти и выносливости пальцев.
Наименьшие затруднения дети испытывали при выполнении заданий на быстроту, ритмичность и осуществлять зрительный контроль за движениями.
В мае результаты констатирующего этапа подтвердили необходимость проведения специальной работы по развитию мелкой моторики у детей в группе раннего возраста.
Перечень используемой литературы:
1) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;
2) Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
6) Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Москва 2009.
7) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
8) Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва ВЛАДОС 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-466182-1406446017.jpg)
Программа сенсорно-моторного развития детей раннего возраста «Ловкий пальчик»
предлагаю вашему вниманию программу сенсорно-моторного развития детей младшего возраста. Срок реализации образовательной программы - 1 год. Данная программа будет интересна педагогам ясельных групп, т...
Проект с детьми среднего возраста «Ловкие пальчики»
laquo;Движения руки всегда тесно связано с речью ,и способствует её развитию»В.М. Бехтерев....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/03/picture-1375281-1641219633.jpg)
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста "Ловкие пальчики"
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/24/picture-1465577-1679644490.jpg)
Проект группы раннего возраста «Ловкие пальчики»
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше р...
Проект по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста "Ловкие пальчики"
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр ...