проект в группе раннего возраста "Веселые пальчики"
проект (младшая группа) на тему

Пискарёва Светлана Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017-2018_uch.god_proekt_veselye_palchiki.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ«Оршинский детский сад»

Краткосрочныйпроект

в 1 младшей группе на тему

Тема:«Веселые пальчики»

Воспитатель:

Пискарева С.А.


Тема проекта:  «Веселые пальчики»

Актуальность:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Проблема:

К сожалению, в наше время во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Объясняется это просто: в строе время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.

Процесс развития мелкой моторики начинается в раннем детстве, его нельзя остановить, но можно ему помочь.

Гипотеза:

Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Научная новизна:

Система деятельности ДОУ по развитию мелкой моторики рук, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы и представляет целенаправленную, спланированную работу.


Цель проекта:

создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

Образовательные:

Повысятся знания детей о пользе игр для своего здоровья.

Развивающие:

совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

Воспитательные:

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки.

Участники проекта:

- Дети 1 младшейгруппы

- Педагоги группы.

Описание проекта

Тип проекта: развивающий

Вид: Групповой;

Продолжительность проекта: краткосрочный недельный с 16.04. по 28.04.2018 г.

Сроки реализации: 2 неделя

Образовательная область: Социально коммуникативное развитие, познавательное развитие

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Для педагогов:

- Повышение уровня компетенции в развитии у детей первой младшей группы мелкой моторики.

пополнение предметно-развивающей среды играми по развитию меткой моторики и координации пальцев рук.

Для воспитанников:

  • Укрепление мышц кисти рук,
  • Появится интерес к настольным играм

Этапы работы по реализации проекта

I. Подготовительный этап (организационный)

  • Выявление проблемы.
  • Выбор темы.
  • Составление плана-схемы проекта.
  • Подбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • Просмотр Интернет-ресурсов.

II. Основной. (реализация плана работы на практике)

Формы и содержание

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседа: - «Наши пальчики» - Приложение №1

«Речевое развитие»

Разучивание пальчиковых игр - Приложение № 2

«Художественно – эстетическое развитие»

- рисование пальчиками «» - Приложение №3

III  этап: Заключительный (отчёт по плану работы - доклад)

- Подведение итога реализации плана работы на практике.                 

Методы проекта:

  1. Наблюдения
  2. Беседы
  3. Наглядная информация;

Продукты проекта:

- д/и :«Погремушки», «Шнуровка», «Бусы», «Прищепки», «Разложи по цвету», «Сенсорные дорожки»; картотека «Пальчиковые игры», карточная игра «Попробуй-повтори!»

Итог

У детей:

- Познакомились с новыми играми для развития мелкой моторики, научатся использовать их в свободной деятельности.

- Приобрели навыки хватательных движений пальцами рук.

Воспитателями: подобранны  пальчиковые игры по возрасту, беседа с детьми «Наши пальчики», подобраны д/игры для развития мелкой моторики и изготовлены совместно с родителями.


Литература:

Список методической литературы по теме: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

  1. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук.
  3. Данилова Е. «Пальчиковые игры»
  4. Ермакова И.А."Развиваем мелкую моторику у малышей";
  5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
  6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.
  7. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.
  8. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Электронные ресурсы

  1. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
  2. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
  3. Развитие мелкой моторики малыша с 1 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kengyru.ru/melkaya-motorika-razvitie-melkoi-motoriki-v-godik.htm
  4. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/581288
  5. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej
  6. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei
  7. Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml


Приложение 1

Беседа с детьми «Наши пальчики играют»

Воспитатель:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

Подойди ко мне дружок

И садись скорей в кружок

Ручки ты свои найди

И скорей их покажи..

Воспитатель - Ребята покажите мне ручки. Где они? А что умеют наши ручки?

Дети: одевать нас, кормить нас, играть умеют.

Воспитатель: Вот сколько дел у наших ручек и пальчиков. Они нам очень нужны. Мы ими и рисуем и лепим, и кушаем, и играем. В общем, без ручек никуда.Предлагаю вам потренировать ваши ручки и пальчики, чтобы они нас никогда не подводили. Чтобы были ловкими и сильными!!!! Начнем?!

Дети: ДА!

Воспитатель:

                Начинай игру – массаж

                Разотрем ладошки сильно

                Растирай, старайся и не отвлекайся.

                Ловко с ними мы играем

                Вот так хлопаем руками.

                Рук своих мы не жалеем

                Будут сильными и ловкими они.

                Гибкость тоже им нужна,

                Без нее мы никуда

                Раз – сгибай, два – выпрямляй.

                Ну, активнее давай!

Воспитатель: Внимательно посмотрите на свои руки. Что вы видите? Правильно, пальчики!

Дети: Пальчики

Воспитатель - Вытянем мы пальчики и наденем волшебные перчатки.

Будет рученька прилежной

Ласка всем, друзья нужна.

Это помни ты всегда.

Погладим пальчики сейчас

Всем давно понятно,

Что это полезно и приятно.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Скажем все: «Спасибо!»

Рученькам своим.

Будем их беречь мы

И любить всегда.

Раз – два, раз – два

Вот и кончилась игра,

Вот и кончилась игра

Отдыхает детвора.


Приложение 2

Картотека «Пальчиковые игры»

«Капустка»

Мы капустку рубим-рубим,

(Движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим,

(поочерёдное поглаживание подушечек)

Мы капустку трём-трём,

(пальцев, потирать кулачок о кулачок.)

Мы капустку жмём-жмём.

(Сжимать и разжимать кулачки.)

«Апельсин»
Мы делили апельсин
Апельсин всего один.
Это долька для кота,
Это долька для ежа,
Это долька для улитки,
Это долька для чижа,
Ну а волку – кожура.

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.,

Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

(Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

(Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.)

Вытянута репка.

«Яблоки».

Большой пальчик яблоки трясёт.

(Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.)

Второй их собирает.

(Разгибаем указательный палец.)

Третий их домой несёт.

(Разгибаем средний палец)

Четвёртый высыпает.

(Разгибаем безымянный.)

Самый маленький – шалун.

(Разгибаем мизинец)

Всё, всё, всё съедает.

«Осенью».

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями.

«С добрым утром!»

С добрым утром, глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце.
Мы проснулись!

Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль.
Прикладывают ладони к ушкам.

Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши.
Поглаживают ножки, притопывают.

Руки протягивают к солнцу и улыбаются.

«Листопад».

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

С добрым утром!
С добрым утром, глазки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце.
Мы проснулись!

Дети поглаживают глазки, смотрят в бинокль.
Прикладывают ладони к ушкам.Поглаживают, кисти рук, хлопают в ладоши.
Поглаживают ножки, притопывают.

Руки протягивают к солнцу и улыбаются.

«Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

«Моя семья»
Раз, два, три, четыре.
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять
Всех могу я сосчитать.
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, щегол и я –
Вот и вся моя семья!

Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.

 «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

По ходу чтения, загибается на ручке
ребенка  пальчик, начиная с большого пальчика.

«Пять пальчиков»
У детишек – шалунишек,
Девочек и мальчиков,
Знаем мы, на каждой ручке
Пять веселых пальчиков.
Раз, два, три, четыре, пять.

Дети показывают ладони, покачивают
запястьями влево - вправо.

Поочередно загибают пальчики.

«Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

«Пальчики»
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы играть.
Этот пальчик – хитроносик,
Этот котик – вытриносик,
Этот ежик – ворчунишка,
Этот  мишка – потоптышка,
Этот зайчик – побегайка,
С другой ручки начинай-ка.

Загибают поочередно пальчики правой и левой руки.

«Пальцы в гости приходили»
Пальцы в гости приходили,
«Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, что страшный зверь.

Дети постукивают по столу подушечками всех десяти пальцев одновременно.

«Это я».

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом

«Утро настало»
Утро настало.
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя
Разбуди соседей.
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, середка!
- и крошка Митрошка!
Привет, Ладошка.
Все потянулись и проснулись.

Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки.

  «Раз, два, три»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.

На другой руке опять
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.

Раз, два, три, четыре, пять.
Стали ручки танцевать.

Раскрывают поочередно пальчики правой руки, шевелят пальчиками.
Сжимают и разжимают кулачки.

 Раскрывают поочередно пальчики левой руки, шевелят пальчиками.


«Встали наши пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж зевнул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца.

Остался один большой палец.

 

Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

«На полянке дом стоит»
На поляне дом стоит
Путь к нему пока закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.

Сложить ладони домиком, так, чтобы
большие пальцы не соприкасались.
Большие пальцы опускаются и
соприкасаясь друг с другом.
Пальцы по-прежнему под углом,
только широко расставлены.

«Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит
Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.

Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.


«Повстречались».

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

«Ежик»
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтобы грибочки сосчитать,
Нужно пальцы сосчитать.

Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.

«Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

«Зайчата»
Вот встречаются зайчата.
Как согреться нам, ребята?
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.

Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга.

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.


Приложение 4

Фото отчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...

Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста (пальчиками) "Дерево для ёжика"

Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста (пальчиками) "Дерево для ёжика"...

Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста (пальчиками) "Дерево для ёжика"

Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста (пальчиками) "Дерево для ёжика"...

Краткосрочный проект в группе раннего возраста «Пальчики умелые».

Краткосрочный проект в группе раннего возраста «Пальчики умелые».МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "ВИШЕНКА" г. ВОЛГОДОНСК РОСТОВСКАЯ...

Проект первой группы раннего возраста «Ловкие пальчики»

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр....

Долгосрочный проект в группе раннего возраста по теме: «Волшебные пальчики»

В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого развития ребенка играет сформи...