«Использование музыки в режимных моментах в ДОУ»
консультация

Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжение всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya_v_rezhimnyh_momentah_v_dou.docx98.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Использование музыки

в режимных моментах в ДОУ»

C:\Users\user\Desktop\IMG_20180410_001431_2.jpg

Подготовила:

музыкальный руководитель

Бибульица Г.А.

2019г.

Актуальность.

2 слайд

   Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность, ведёт к преобразованию окружающего, к активному мышлению, обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь под воздействием музыки, ребёнок окружён любовью, нежностью, поэтому он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С 19 века пошло распространение музыкотерапии в странах Европы. Так, известный французский актёр Жерар Депардье вылечился от заикания при помощи музыки великого В. А. Моцарта.

Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжение всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями.

Цели.

Слайд 3.

  • Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
  • развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
  • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
  • переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
  • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

В каких режимных моментах может звучать музыка?

Слайд 4

Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной, в записи, но и пение без аккомпанемента воспитателем и вместе с детьми. Желательно почаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.

- Утренний приём детей

- Утренняя гимнастика

- Вовлечение детей в НОД

- Подготовка ко сну (засыпание)

- Пробуждение (подъём)

- Музицирование в свободной деятельности

- Релаксация

- Повторение песен и хороводов

Утренний прием детей.

5 слайд.

Хорошо, если утром в группе воспитатель включит солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Ведь каждому ребёнку наносится, пусть незаметная, травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно- профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом – детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Утренняя гимнастика

Слайд 6.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива, подготавливает к различным видам деятельности. Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания. (Включить Бодрую музыку из ритмики для малышей).

Музыка создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии всего организма. Ребёнок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений.

Многие песни (практически любую) можно интересно инсценировать, подобрать соответствующие возрасту движения – вот и комплекс утренней гимнастики. например «Два веселых гуся», «Вредная тучка» 

Непосредственно – образовательная деятельность.

Слайды 7, 8, 9.

Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др., может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. После прослушивания обязательно провести беседу о произведении, анализ средств музыкальной выразительности (в каком темпе звучала музыка, какая она была по настроению, кто ее исполнял). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане

Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.

Например, на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет». На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку Чайковского, Вивальди из циклов «Времена года» и т. д.

Повторение песен и хороводов.

10 слайд.

   

   За несколько минут музыкальных занятий дети могут не освоить материал, им трудно запомнить движения танцев, хороводов. Наша задача помочь закрепить движения и песни. Распевая с детьми песни в любой свободный отрезок времени. Тогда и на занятиях, развлечениях исполнение их становится более выразительным. Голубые ручейки по теме недели «Весна»

Музыка и приём пищи.

Слайд 11.

Прослушивание песен стимулирует желание детей есть самостоятельно.

Подготовка ко сну.

Слайд 12.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются. Можно включить грамзапись колыбельной, а лучше исполнить акапельно (дети любят живое исполнение).

Имея стихотворный текст, можно наложить свой голос на тихую лирическую музыку и прочитать выразительно текст

Маленькие детки спят, носиками все сопят,

Носиками все сопят, сон волшебный все глядя

Сон волшебный и цветной, и немножечко смешной.

Снится зайка озорной, он спешит к себе домой.

Снится розовый слонёнок – он, как маленький ребёнок,

То смеётся, то играет, но никак не засыпает.

Спите, маленькие детки! Воробей сидит на ветке.

Он чирикает, и слышно: тише, тише, тише, тише 

                                                        (Н. Байдавлетова)

Бодрящая гимнастика.

13 слайд.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально –рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна, помочь устранить сонливость, «разбудить «организм.» Воспитатель может провести небольшой комплекс упражнений, не поднимая детей с кроватей, а затем организовать ходьбу по корригирующим дорожкам под более бодрую музыку. Так же для пробуждения малышей используем тихую, нежную, лёгкую музыкальную композицию. Она должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойней переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Самостоятельная деятельность детей

Слайды 14,15,16.

Многие песни (практически любую) можно интересно инсценировать, например, «Два веселых гуся», «Злая тучка».

Организуя сюжетно-ролевые игры, а также в других режимных моментах (одевание на прогулку) можно петь с детьми песни по их желанию.

Мы уже закончили все свои дела

На прогулку, на прогулку нам идти пора.

Если ты оделся сам, помоги своим друзьям.

На прогулку, на прогулку нам идти пора.

Развлечения, досуги, праздники.

Слайд 17.

Музыка является неотъемлемым компонентом развлечений, праздников и досугов. Музыкальный репертуар должен подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, обладать художественными достоинствами, быть разнообразным и интересным по содержанию. При подборе репертуара важно учитывать эмоциональный опыт детей, их способность сопереживать чувствам, которые выражены в музыкальном произведении. (Включить «Колобок)

Заключение.

Слайд 18.

В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей. (СD «Моцарт для малышей»)

Подборку музыки и песен можно сделать в соответствии в темами недели. Осень, Зима, Весна, Лето, Овощи, Быть здоровыми хотим, Птицы, Транспорт и т д, Женский день (включить Осень)

(Раздать подборку музыкальных произведений для режимных моментов)

Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.

Примерный перечень музыкальных произведений:

Музыка для свободной деятельности детей

И. Бах «Прелюдия» до мажор,

 «Шутка» И. Брамс 

«Вальс» А. Вивальди «Времена года»

Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года»,

 «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Ф. Шопен «Вальсы»

И. Штраус «Вальсы»

И. Гайдн «Серенада»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

А. Рубинштейн «Мелодия»

Г. Свиридов «Военный марш»

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Боккерини «Менуэт»

Э. Григ «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

В. Моцарт «Сонаты»

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сенс-Санс «Аквариум»

П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро»,

 «Песня жаворонка», «Шестая симфония", 3-я часть.

Л. Бетховен Увертюра "Эгмонд".

Ф. Шопен "Прелюдия 1, опус 28".

М. И. Глинка "Камаринская".

В. А. Моцарт "Турецкое рондо"

А. Дворжак «Славянский танец»

Ф. Лист «Утешения»

Д. Шостакович «Романс».

Р. Шуман «Май, милый май!»

Релаксирующая (расслабляющая) музыка

К. Дебюсси "Облака», «Лунный свет»

И. Бах «Ария из сюиты № 3»

А. П. Бородин "Ноктюрн" из струнного квартета.

К. В. Глюк Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"

В. А. Моцарт "Реквием".

К. Сен-Санс "Карнавал животных. " «Лебедь»

Ф. Шуберт "Вечерняя серенада», «Аве Мария»

И. Брамс "Вальс № 3".

Р. Шуман "Детские сцены", "Грезы".

Г. Ф. Гендель "Музыка на воде".

Т. Альбиони «Адажио»

Л. Бетховен «Лунная соната»

Э. Григ «Песня Сольвейг»

Н. Римский-Корсаков «Море»

П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»

Г. Свиридов «Романс»

Музыка для использования при организованной деятельности.

И.С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В. А. Моцарт. "Гроза".

В. А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П. Чайковский. "Времена года"

Детские песни:

1. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

2. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).

3. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

4. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора»,

Ю.   Энтин,

М. Минков).

5. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда»,

М. Пляцковский).

6. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника» Ю. Энтин,

Г. Гладков).

7. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).

8. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский,

Б. Савельев).

9. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

10. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

11. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин,

Г. Гладков).

А также др. песни В. Шаинского, А. Рыбникова, Г. Гладкова,

Е. Крылатова, Г. Струве, современных авторов. Музыка из

мультфильмов   и детских фильмов. Классичкская музыка в обработке

для малышей. Разнообразные колыбельные.

И, конечно, звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины и дт. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыки в режимных моментах

Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредота...

Использование музыки в режимных моментах

использование музыки в режимных моментах...

Презентация. Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников

Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников...

Использование музыки в режимные моменты в доо

В детском саду музыка может звучать в течении всго дня....