Индивидуальные образовательные маршруты детей
материал (младшая группа)

Куприяненко (Артемьева) Анна Евгеньевна

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnye_marshruty_detey.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальные образовательные маршруты детей

1 младшей группы «Солнышко»

(2-3 года)

Пояснительная записка

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно) к которо относятся - лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивно деятельности.

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;

• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

- принцип опоры на обучаемость ребенка,

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка группы.

Ф. И. ребенка

Режимные моменты

Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность с педагогом

Взаимодействие с родителями

1

Егор

Трудности: ребенок болезненно и медленно адаптируется к внешней среде детского сада

Самостоятельное знакомство с группой.

Подготовка к дневному сну сопровождается музыкой для сна. Знакомство на прогулке со своим участком. Учимся мыть правильно руки после прогулки и перед едой.

Сложить разбросанные игрушки по местам.

Развивать навыки складывания игрушек перед обедом и сном

Прививаем навыки одевания после сна.

Готовимся к занятию по лепке. Помогаем воспитателю разложить материалы на столы.

Дид. Игра «Иди ко мне».

Пальчиковая игра «Кто в кулачке».

Подвижная игра «Мяч в кругу».

Игра «У Ляли в гостях».Игры «Ляля заболела», «Носик».

Игры «Хоровод», «Выдувание мыльных пузырей».Рисование пальчиком «Ласковое солнышко», игра «Вместе с Мишкой»

Дид. игра«Кто в гости к нам пришел?»

Дид. Игра «Катание куклы на машине»

Упражнение «Давай познакомимся»

.Игра «Сороконожка».

Подвижная игра «Парвоз»

Игра «Передай колокольчик».

Коммуникационная игра «Ласковое имя».

Подвижная игра «Мы топаем ногами»

Игры «Ладошки», «Колыбельная».

Занятие с петушком и собачкой («Как ходит и поет петушок?Как бегает и лает собачка?»)

Игра «Соберем игрушки».

Консультация «Дружная семейка»

Консультация «А вот и я!»

 Консультация «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

Консультация «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть».

Самодиагностика, «Какой вы родитель?»

Домашнее задание: «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем...».

2

Максим

Трудности:

В двигательной активности.Детей сторонился.

Состояние связной речи.

.

.Поручение:

Помочь воспитателю выбрать книгу для чтения

Поручене: Самостоятельно найти свою обувь в приемной перед прогулкой.

Учимся мыть правильно руки после прогулки и перед едой.

Сложить разбросанные игрушки по местам.

Развивать навыки складывания игрушек перед обедом и сном

Прививаем навыки одевания после сна.

Готовимся к занятию по лепке. Помогаем воспитателю разложить материалы на столы

.Игра «Угадай игрушку», «Выполни команду».

Игра «Кто что умеет делать».

Разучивание танцевальных движений к песни «Ладушки-ладошки»

Дид. игра «Домашние животные».

Пальчиковая игра «Кто в кулачке».

Подвижная игра «Мяч в кругу».

Д/И «Кто в домике живет?», «Чей голос?», Артикул. Гимнаст. «Язычок», «Часики», « «Улыбка-трубочка», «Лошадка»;

Подвижная игра «Мы топаем ногами»

Чтение и заучивание стихотворений А. Барто, описание игрушек.

Игра «Соберем игрушки».

Рассматривание картины «Домашние животные»

Игра «Про кого я говорю?»

Игра «Где что можно делать».

Консультация «Музыка в жизни детей!»

Беседа о том, чем занят ребенок дома.

Рекомендовать посещение библиотеки с целью расширения и накопления знаний. Упражнять в назывании предмета, подводить к его описанию.

Консультация «Игры и игрушки для детей 3-4года» Разучивание простых танцевальных движений.

3

Павел

Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.

Поручение:

Помочь воспитателю выбрать книгу для чтения

Поручене: Самостоятельно найти свою обувь в приемной перед прогулкой.

Назови предметы, необходимые для НОД рисование.

Самостоятельно подготовиться ко сну и найти свою кроватку

Прогулка

«Что изменилось на участке»

Сложить разбросанные игрушки по местам.

Чтение стихотворения А. Барто « Наша Таня громко плачет» Навести порядок в уголке для рисования

Учиться собирать игрушки на прогулке

Экскурсия по детскому саду

Правильно используем столовые приборы: учимся правильно держать ложку.

Работа с соленым тестом «Осьминожки»

Дид. Игра «Кто, как кричит»»

Рисование ладошкой «Веселыеосьминожки»

Дид. Игра « Кто,как кричит»

Презентация о животных«Кто есть кто»

Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол» с использование мимики лица и тела

Упр. Для губ «Иголочка»

Работа с наглядным материалом

«Чего не хватает?»

Рисование пальчиком «Ласковое солнышко»

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Дид. Игра «Професси», Артикуляционная гимнастика «Хоботок»

Выход вместе с воспитателем в приемную и найти свой шкафчик

Помоги воспитателю посчитать детей и отметить, кто отсутствует

Пальчиковая игра «Прятки»

Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка»

Упражнение «Покажи, как котенок молоко лакает»

Коммуникационная игра «Ласковое имя»

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Дид. Игра «Пуговицы и бантики

Дид. Игра на сенсорику «Чудесный мешочек»

Артикуляционная гимнастика «Лягушка»

Дид. Игра «Игрушки»

Пластилинография «Ласковое солнышко»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Порекомендовать родителям перечень игр на развитие речи

Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул»

Игра «В гости к нам».

Повтор стихотворения, выученного в детском саду..

Игра на внимание

«Чего не хватает?»

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада»

Консультация «Правильная речь родителей и в семье , и вне дома»

Рисуем вместе «Мама, папа, я- дружная семья»

4

Мирослава

Трудности:Состояние связной речи. Сенсорное развитие.

.Поручение:

Помочь воспитателю выбрать книгу для чтения

Поручене: Самостоятельно найти свою обувь в приемной перед прогулкой.

Назови предметы, необходимые для НОД рисование.

Самостоятельно подготовиться ко сну и найти свою кроватку

Прогулка

«Что изменилось на участке»

Сложить разбросанные игрушки по местам.

Чтение стихотворения А.Барто « Игрушки » Навести порядок в уголке для рисования

Учиться собирать игрушки на прогулке

«Кто в домике живет?»,   «Чей голос?». «Потерялись. Артикуляционную гимнастику - «Язычок», «Часики», «Покажи, как котенок лакает молоко». «Улыбка-трубочка», «Лошадка»; пальчиковые игры: «Зонт», «Дружная семья», «Кошка», «Сидит белка на тележке». Дыхательная гимнастика: «Как пищат мыши», «Мышка и Мишка», «Шарик лопнул».

«Рисования красками: пальчиком («Дождик», «Салют», «Снежок», ладошкой «Цветочек»,

«Дорисуй солнышку лучики», «Ниточка для шарика».

Лепка. «Зернышки для курочки», «Блинчики», «Угощенье для собачки»

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей 2–3 лет».

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада»

5

Полина

Трудности:Состояние связной речи. Сенсорное развитие.

Поручение:

Помочь воспитателю выбрать книгу для чтения

Поручене: Самостоятельно найти свою обувь в приемной перед прогулкой.

Назови предметы, необходимые для НОД рисование.

Самостоятельно подготовиться ко сну и найти свою кроватку

Прогулка

«Что изменилось на участке»

Сложить разбросанные игрушки по местам.

Чтение стихотворения А.Барто « Идет бычок кочается» Навести порядок в уголке для рисования

Учиться собирать игрушки на прогулке

«Кто в домике живет?»,   «Чей голос?». «Потерялись.

Шнуровки», «Мозаика», «Сенсорная юбка» («молнии», липучки, пуговицы, петельки).

Дид. Игра «Пуговицы и бантики »

Дид. Игра «Золушка»,  «Космический песок»

Пальчиковые игры: «Зонтик», «Жираф»

«Капуста»

Пальчиковая игра «Прятки»

Упражнение для артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка»

«Рисования красками: пальчиком («Дождик», «Салют», «Снежок», ладошкой «Цветочек»,

«Дорисуй солнышку лучики», «Ниточка для шарика».

Лепка. «Зернышки для курочки», «Блинчики», «Угощенье для собачки»

Консультация для родителей

«Сенсорное развитие детей 2–3 лет».

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада»

6

Виктор

Трудности:

В двигательной активности. Состояние связной речи.

Поручение:

Помочь воспитателю выбрать нужный мяч (маленький, большой)

Чтение стихотворения А. Барто « Игрушки »Назови предметы, необходимые для НОД рисование.

Самостоятельно подготовиться ко сну и найти свою кроватку. Сложить разбросанные игрушки по местам.

Прогулка

«Что изменилось на участке»

Учиться собирать игрушки на прогулке

«Кто в домике живет?»,   «Чей голос?». «Потерялись.

пальчиковые игры: «Зонт», «Дружная семья», «Кошка», «Сидит белка на тележке».; дыхательную гимнастику: «Как пищат мыши», «Мышка и Мишка», «Шарик лопнул».

Подвижные игры, игры малой подвижности и упражнения: «Догоните меня» (упражнять в беге в разных направлениях) «Кто тише»,

«Поезд»,

«Перепрыгни через ручеек»,

«Допрыгни до морковки» (упражнять в прыжках на двух ногах). «Брось, а я поймаю», «Прокати мячик в воротца».

Ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп.

- Ходьба по ребристой доске, по веревке, по массажным коврикам.гры малой подвижности, подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Перепрыгни через ручеек» (упражнять в прыжках а двух ногах, «Догоните меня» (упражнять в беге в разных направлениях,

Консультация для родителей «Семейная физкультура»

Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в условиях детского сада»

Разучивание простых танцевальных движений.

Предполагаемый результат

1. Развитие мелкой моторики пальцев.

2. Усовершенствование устной речи ребенка, умение правильно произносить слова.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Развитие сенсорного восприятия окружающего мир

5.Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ

6.Снижение заболеваемости детей во время адаптационного периода

7.Повышение психического, физического уровня детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей.

Цель данного маршрута повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....

ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвещена основным проблемам проектирования и реализации индивидуальных маршрутов....

«Проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей группы риска дошкольного возраста»

Доклад по статье«Проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов детей группы риска дошкольного возраста»...

Индивидуальные образовательные маршруты детей 2 младшей группы «Облачко» (3-4 года)

Пояснительная запискаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаВ практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенк...

Индивидуальные образовательные маршруты детей ср гр

Индивидуальные образовательные маршруты детей ср гр...

Индивидуальные образовательные маршруты детей 3-4 лет

Индивидуальные образовательные маршруты детей 3-4 лет...

Индивидуальные образовательные маршруты детей по ФЭМП старшей группы

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаВ практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ...