Фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников в детском саду.
материал
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. Такие понятия, как «честь» и «совесть», «любовь к окружающему» и «любовь к Родине», «красота», закладываются в сознании ребенка в раннем детстве. Способствуют этому, с одной стороны, забота матери, а с другой – целенаправленная работа воспитателей детского сада. Для решения поставленной задачи педагоги используют в образовательной деятельности с дошкольниками детский фольклор и различные его жанры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фольклор | 794.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников в детском саду.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. Такие понятия, как «честь» и «совесть», «любовь к окружающему» и «любовь к Родине», «красота», закладываются в сознании ребенка в раннем детстве. Способствуют этому, с одной стороны, забота матери, а с другой – целенаправленная работа воспитателей детского сада. Для решения поставленной задачи педагоги используют в образовательной деятельности с дошкольниками детский фольклор и различные его жанры.
Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно. Для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.
Л.Н. Толстой
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова – эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».
А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Оно передает прошлое, поступь настоящего и будущего.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение.
Использование фольклора в образовательной деятельности позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Мастерство педагога ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Фольклор оживляет повседневные дела дошкольника. Его можно использовать как в образовательной деятельности, так и в течении всего дня: под потешки дети умываются, обедают, засыпают.
Фольклор окрашивает речь педагога, делая ее красочной.
С помощью детского фольклора у детей можно вызвать положительное отношение к режимным моментам. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторить его действия.
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДОУ И ДОМА.
Умывание:
Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки розовели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Расчесывание волос:
Расти, коса, не путайся, маму, дочка, слушайся.
Во время еды:
Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
Перед сном:
Баю-баю - баиньки, прилетели чайки,
Стали крыльями махать, наших деток усыплять.
После сна:
Солнышко встает, на зарядку всех зовет.
Приобщение детей к фольклору, используя его в повседневной жизни, позволяет реализовывать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человека в ней, вводит ребенка в мир чувств и эмоциональных открытий.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Воспитание граждан на традиционных духовно-нравственных ценностях российской культуры для обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народ...
Детский фольклор как средство духовно-нравственного развития детей раннего дошкольного возраста
Для педагогов и родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКИ «Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»
«Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»...
Фольклор как средство духовно-нравственного и гендерного воспитания старших дошкольников.
План самообразования педагога....
Фольклор, как средство духовно - нравственного развития дшкольников в детском саду
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. Такие понятия, как «честь» и «совесть», «любовь к окружающему» ...
Презентация "Фольклор - как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"
опыт работы...
Детский фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников на театральной студии “Теремок”
Детский фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников на театральной студии “Теремок&rdquo...