Детский фольклор как средство духовно-нравственного развития детей раннего дошкольного возраста
статья по музыке (младшая группа) по теме
Для педагогов и родителей
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья для музыкальных руководителей «Детский фольклор, как средство духовно-нравственного развития детей раннего дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
подготовила
музыкальный руководитель
Павлова Елена Николаевна
Санкт-Петербург
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Видимо, именно поэтому, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова – эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость» [2].
Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый мною на музыкальных занятиях для развития детей. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания: «Ай, баюшки-баиньки, прискакали заиньки…», «Баюшки-баю! Сохрани тебя, И помилуй тебя Ангел твой – Сохранитель твой».
Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.
Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И, наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!
Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Сорока-белобока Кашку варила… или, Идет коза – во лбу рога, идет – ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю). Потешки при этом зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит?). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?
В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Что так рано встаешь, Деткам спать не даешь? Наши уточки с утра: Кря,кря, кря. Наши гуси у пруда:Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко... На дубочке, Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые [1].
Прибаутки – небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей. Она характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. «В русском фольклоре всегда сочетаются слова с музыкальным ритмом и напевностью. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее» [3].
С моей точки зрения, при отборе фольклорных произведений для занятий с детьми раннего возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.
Пословицы и поговорки русского народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.
Кроме этого, в своей работе часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день.
Обучение детей фольклору, на мой взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства.
Таким образом, музыкальные праздники с использованием разученного детского фольклора – апофеоз всего того, чему ребенок научился на музыкальных и интегрированных занятиях, конгломерат нравственных идей, ценностей, заключенных в выбранных для представления аудитории фольклорных жанров, танцев, игр и т.д.
Список использованной литературы
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - М.: Ось-89, 2002.
2. Виноградов Д.С. Русский детский фольклор, кн. 1. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Давыдова М.А.Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительные группы. - М., Айрис-пресс: Рольф, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".
Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...
Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида» Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...
Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания личности детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта методика чтения сказок для дошкольников...
Детский фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников на театральной студии “Теремок”
Детский фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников на театральной студии “Теремок&rdquo...
Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...
Детская журналистика как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраст
Детская журналистика как средство повышения речевого развития детей старшего дошкольного возраст...