«Юные экологи» Экологическая тропа в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)
Экологическая тропа представляет собой маршрут в природу, проходящий через природные объекты. Это путешествие по территории детского сада, в котором дети изучают разные природные объекты: деревья, водоемы, цветы, птиц, насекомых и т.д. Также играют в подвижные игры, занимаются трудовой деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_tropa_publikatsiya.docx | 27.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Юные экологи»
Экологическая тропа в подготовительной группе
Актуальность
Формирование экологической культуры следует начинать уже в детском саду. В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы, растениями, животными неизбежен – это естественный процесс познания и приобретение социального опыта.
Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы. Ответы, на которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.
Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.
Цель : Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи :
- Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
- Формирование знаний о природе.
- Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
- Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
- Знакомство детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями, закрепление знаний о ценности их для здоровья.
- Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
- Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: беседы, наблюдения, исследовательская деятельность, решение экологических ситуативных задач; трудовой десант; игры (дидактические, соревновательные, подвижные).
Ход развлечения.
В группу приносят большой конверт. Воспитатель вскрывает его и читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Природа. Помогите мне, пожалуйста, меня замусорили, спасите! Приглашаю вас на экологическую тропу. Карту прилагаю».
Воспитатель: Ребята, поможем нашей Природе? Спасем ее?
Рассматривание карты. Дети одеваются на прогулку.
Выходят на улицу.
1 остановка: игра «Экологический светофор»
Решение экологических задач.
Ход игры.
Воспитатель дает каждому ребенку два круга: зеленый и красный.
Воспитатель: Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигают» зеленый свет, а если неправильно, красный.
1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели : мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. « Слезайте и уходите!» - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова и Ира посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.
Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», - сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», - сказала Юля. «Птичке это не понравится, - сказал папа.- Когда придем домой, я покажу тебе книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».
Как вы думаете, папа правильно поступил?
3. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому тут почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.
- Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?
- Молодцы, ребята, вы верно ответили на все вопросы.
2 остановка: « Мусору бой»
Воспитатель: А теперь мы пройдем на наш участок и поможем Природе. Мы уберем наш участок от мусора: камней, палок. Сгребем листья в кучи.
Идет уборка участка.
Воспитатель: Ну вот, посмотрите, на нашем участке стало чисто и уютно.
Идем дальше.
3 остановка: «Водоем»
- Дети, давайте вспомним, как называется водоем, созданный человеком? Правильно, пруд. Наш маленький пруд является «домом», в котором «дружно» живут и растения, и животные.
Дети отгадывают загадки:
Дом её на дне реки
Вместо лапок плавники
Радостна её улыбка
Не попалась в сети …. (рыбка)
Он всегда гулять идёт
Только задом наперёд.
С ним знаком любой рыбак
Хоть не рыба он, а… (рак).
У воды она живёт
Громко песенки поёт
Рот её для мух ловушка
А зовут её….(лягушка).
Может плавать и нырять
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку,
Что за птица? Это... (утка).
Конечно, обитатели водоема могут погибнуть, но мы с вами этого не допустим.
- А знаете ли вы, дети, какие насекомые могут водиться в пруду и около него, кто из них считает водоем своим домом?
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.
- Ребята, скажите, можно ли обижать лягушек?
Дети: Нет, нельзя!
- В нашем мире должны все жить мирно и дружно. Все существа, живущие на Земле, приносят пользу. Кто-то больше, кто-то меньше, но все они имеют право на жизнь.
- А мусор в воду не бросаете?
Дети: Нет, там, на берегу, есть специальные контейнеры для мусора.
- Вот это правильно, воду надо тоже беречь, в воде нуждается все живое, существующее на Земле. Вода входит в состав всех лечебных настоев, которыми ваши родители лечат вас, в зимнее время, поддерживают организм витаминными настоями – сироп шиповника, брусники; различными детскими травяными и фруктовыми напитками.
Игра "Цапли и лягушки"
Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд). С помощью считалки выбирают двух цапель. Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:
Мы зеленые лягушки
Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд –
Цапли в нем нас не найдут.
После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами приблизились к следующему этапу нашей экологической тропинки.
4 остановка: «Береза»
Воспитатель: Это дерево называют русской красавицей. Сколько песен о нём сложено, сколько стихов написано! (Ответы детей).
Воспитатель:
Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Воспитатель: Как узнать берёзку? (Ответы детей: ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки).
Воспитатель: Берёза - дерево лекарь. Почему так говорят? (Ответы детей).
Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берёз.
Идем дальше.
5 остановка: «Хвойная»
Воспитатель: Ребята, назовите, какое дерево здесь растет? (Ответы детей: лиственница).
Воспитатель: Оно хвойное или лиственное? (Ответы детей).
Воспитатель: А чем отличается хвойное дерево от лиственного? (Ответы детей).
Беседа о лиственнице.
6 остановка « Птичий городок»
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что это такое?
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Ответ: кормушка).
- Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?
Дети: Эта кормушка для птиц.
- Как красиво поют птицы. А где можно услышать голоса птиц в природе?
Дети: В лесу, в парке.
- Каких птиц мы встречали на территории детского сада?
Дети: Воробьёв, ворон, грачей, голубей.
- Как мы с вами заботимся о птицах?
Дети: насыпаем корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.
- Что нужно делать для того, чтобы пели птицы?
Дети: Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники, нельзя разорять птичьи гнезда.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Ход игры.
Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Они – птицы.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на возвышенность – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются и снова летят.
Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности оказать помощь.
Участники делятся на две команды: «Вороны» и «Воробьи». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.
Воспитатель говорит: «Приготовиться!» - а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «Вороны» то дети из команды «Воробьи» бегут в свой домик, а дети из команды «Вороны» поворачиваются и ловят их, только до границы дома убегающих.
Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами приблизились к следующему этапу нашей экологической тропинки.
7 остановка «Наш чудесный огород»
Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами: кабачки, огурцы, помидоры, картофель, морковь, лук, салат и др. Воспитатель предлагает собрать поспевший урожай.
Воспитатель беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
- А загадки вы умеете отгадывать?
Дети: Конечно, умеем, мы же в школу собираемся идти, а там все надо знать.
-: Ну, тогда наступило время для следующей игры «Собираем урожай».
Дети делятся на две команды. Воспитатель загадывает загадки про овощи, фрукты, ягоды, а дети отгадывают (за каждую отгаданную загадку выдается фишка-ромашка, чья команда больше наберет, та и победила).
- Вот молодцы, давайте посмотрим у кого же больше фишек.
Определяется победитель.
- А мы отправляемся дальше.
8 остановка: «Цветник»
Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени и т.п.).
Воспитатель: Дети, что растёт на нашей клумбе? (Ответы детей: растут разные цветы - георгины, пионы, гладиолусы, лилии).
Воспитатель: Какие условия необходимы для роста и развития? (Ответы детей).
Воспитатель: Как необходимо ухаживать за цветами? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, давайте поиграем.
Пальчиковая игра «Цветы»:
Наши чудные цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши чудные цветы закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Сбор семян цветов.
Воспитатель: Хорошо, ребята, скажите, чего нельзя делать с цветами?
Ответы детей (нельзя топтать цветы, рвать с корнем, ломать и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а каких насекомых мы часто видим на цветах?
Ответы детей.
Воспитатель: А для чего нужны пчёлы?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о чём жужжат пчёлы?
Дети фантазируют.
Воспитатель: Пчёл обижать можно?
Ответы детей.
Стихотворение ««Пчёлка»
Села в полдень искристый
Пчёлка в клевер душистый.
Снял шалун колпачок
И накрыл им цветок.
«Ж-ж!» – и пчёлка мальчонку
Укусила в ручонку.
Не ломай мой цветок,
Дай собрать мне медок.
Им ведь всех и тебя
Угощать буду я!
В. Паспалеева
Воспитатель: Ребята, мы с вами прошли весь маршрут. Выполнили все задания, собрали урожай. Какие вы молодцы! Природа прислала вам еще одно письмо:
«Дорогие ребята, спасибо! Вы сегодня были все внимательны, собраны, помогали птицам, животным и растениям. Вы столько много знаете о природе! Вы доказали, что вы настоящие защитники природы, и можете с гордостью вступить в клуб юных экологов. Я вам всем хочу вручить эмблемы юного эколога.
Юные экологи - это дети, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней, следят чтобы был чистый воздух, вода, чтобы люди убирали за собой мусор не оставляли его в лесах и т. д. Всегда поступайте правильно. Ведь вы настоящие защитники природы. На вас вся надежда. Помогайте. Берегите природу. Ваша матушка Природа»
Воспитатель вручает детям эмблемы и поздравляет детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОСВЯЩЕНИЕ В ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ» (экологический турнир в подготовительной к школе группе).
Автором представлен конспект тематического итогового мероприятия по экологии в подготовительной к школе группе. Цель непосредственно образовательной деятельности: обобщить имеющиеся у старших дошкольн...
паспорт по экологической тропе старшая, подготовительная группы
в этом документе представленны виды троп и их краткое описание, без карта- схемы....
Квест - игра "Юный эколог" (игра для детей подготовительной группы, на участке детского сада)
Квест - игра "Юный эколог" проводится с детьми старшего дошкольного возраста на участке детского сада. Игра предусматривает 2 ведущих (педагога) и 2 команды детей. В начале игры дети делятся на ...
Экологическая тропа в подготовительной группе "Юные экологи"
Экологическая тропа способствует формированию экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Благода...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог" в старшей и подготовительной группе
Разработана рабочая программа по экологии на год...
Проект по экологии "Экологическая тропа" в разновозрастной группе ( 5 - 7 лет)
Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной дея...
Конспект прогулки по экологической тропе в подготовительной группе «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА»
В конспекте описана прогулка с детьми подготовительной группы по экологической тропе, в ходе которой, дети закрепляют знания об осени, устанавливают причинно-следственные связи. знакомятся с новыми об...