«Юные экологи» Экологическая тропа в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Экологическая тропа представляет собой маршрут в природу, проходящий через природные объекты. Это путешествие по территории детского сада, в котором дети изучают разные природные объекты: деревья, водоемы, цветы, птиц, насекомых и т.д. Также играют в подвижные игры, занимаются трудовой деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa_publikatsiya.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Юные экологи»

Экологическая тропа в подготовительной группе

Актуальность

Формирование экологической культуры следует начинать уже в детском саду. В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы, растениями, животными неизбежен – это естественный процесс познания и приобретение социального опыта.

Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы. Ответы, на которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Приобретённые в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию интересов. Необходимо научить детей беречь и любить природу.

Цель : Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи :

  1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
  2. Формирование знаний о природе.
  3. Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
  4. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
  5. Знакомство детей с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями, закрепление знаний о ценности их для здоровья.
  6. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
  7. Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
  8. Развитие первоначальных географических представлений, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: беседы, наблюдения, исследовательская деятельность, решение экологических ситуативных задач; трудовой десант; игры (дидактические, соревновательные, подвижные).

Ход развлечения.

В группу приносят большой конверт. Воспитатель вскрывает его и читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращается Природа. Помогите мне, пожалуйста, меня замусорили, спасите! Приглашаю вас на экологическую тропу. Карту прилагаю».

Воспитатель: Ребята, поможем нашей Природе? Спасем ее?

Рассматривание карты. Дети одеваются на прогулку.

Выходят на улицу.

1 остановка: игра «Экологический светофор»

Решение экологических задач.

Ход игры.

Воспитатель дает каждому ребенку два круга: зеленый и красный.

Воспитатель: Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигают» зеленый свет, а если неправильно, красный.

1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели : мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. « Слезайте и уходите!» - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова и Ира посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.

Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?

2. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», - сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», - сказала Юля. «Птичке это не понравится, - сказал папа.- Когда придем домой, я покажу тебе книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».

Как вы думаете, папа правильно поступил?

3. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому тут почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.

- Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?

- Молодцы, ребята, вы верно ответили на все вопросы.

2 остановка: « Мусору бой»

Воспитатель: А теперь мы пройдем на наш участок и поможем Природе. Мы уберем наш участок от мусора: камней, палок. Сгребем листья в кучи.

Идет уборка участка.

Воспитатель: Ну вот, посмотрите, на нашем участке стало чисто и уютно.

Идем дальше.

3 остановка: «Водоем»

- Дети, давайте вспомним, как называется водоем, созданный человеком? Правильно, пруд. Наш маленький пруд является «домом», в котором «дружно» живут и растения, и животные.

Дети отгадывают загадки:

Дом её на дне реки

Вместо лапок плавники

Радостна её улыбка

Не попалась в сети …. (рыбка)

Он всегда гулять идёт

Только задом наперёд.

С ним знаком любой рыбак

Хоть не рыба он, а… (рак).

У воды она живёт

Громко песенки поёт

Рот её для мух ловушка

А зовут её….(лягушка).

Может плавать и нырять

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку,

Что за птица? Это... (утка).

Конечно, обитатели водоема могут погибнуть, но мы с вами этого не допустим.

- А знаете ли вы, дети, какие насекомые могут водиться в пруду и около него, кто из них считает водоем своим домом?

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

- Ребята, скажите, можно ли обижать лягушек?

Дети: Нет, нельзя!

- В нашем мире должны все жить мирно и дружно. Все существа, живущие на Земле, приносят пользу. Кто-то больше, кто-то меньше, но все они имеют право на жизнь.

- А мусор в воду не бросаете?

Дети: Нет, там, на берегу, есть специальные контейнеры для мусора.

- Вот это правильно, воду надо тоже беречь, в воде нуждается все живое, существующее на Земле. Вода входит в состав всех лечебных настоев, которыми ваши родители лечат вас, в зимнее время, поддерживают организм витаминными настоями – сироп шиповника, брусники; различными детскими травяными и фруктовыми напитками.

Игра "Цапли и лягушки"

Посреди игровой площадки чертят большой круг (пруд). С помощью считалки выбирают двух цапель. Цапли занимают место на противоположных сторонах «пруда». Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах по всей площадке и говорят:

Мы зеленые лягушки

Веселимся на опушке,

Здесь у нас рядом пруд –

Цапли в нем нас не найдут.

После слов «не найдут» «лягушки» прыгают в пруд, а «цапли» стараются их запятнать.

Воспитатель: Ну вот, мы с вами приблизились к следующему этапу нашей экологической тропинки.

4 остановка: «Береза»

Воспитатель: Это дерево называют русской красавицей. Сколько песен о нём сложено, сколько стихов написано! (Ответы детей).

Воспитатель:

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

Воспитатель: Как узнать берёзку? (Ответы детей: ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки).

Воспитатель: Берёза - дерево лекарь. Почему так говорят? (Ответы детей).

Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берёз.

Идем дальше.

5 остановка: «Хвойная»

Воспитатель: Ребята, назовите, какое дерево здесь растет? (Ответы детей: лиственница).

Воспитатель: Оно хвойное или лиственное? (Ответы детей).

Воспитатель: А чем отличается хвойное дерево от лиственного? (Ответы детей).

Беседа о лиственнице.

6 остановка « Птичий городок»

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, что это такое?

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Ответ: кормушка).

- Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?

Дети: Эта кормушка для птиц.

- Как красиво поют птицы. А где можно услышать голоса птиц в природе?

Дети: В лесу, в парке.

- Каких птиц мы встречали на территории детского сада?

Дети: Воробьёв, ворон, грачей, голубей.

- Как мы с вами заботимся о птицах?

Дети: насыпаем корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.

- Что нужно делать для того, чтобы пели птицы?

Дети: Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники, нельзя разорять птичьи гнезда.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Ход игры.

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Они – птицы.

По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на возвышенность – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются и снова летят.

Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности оказать помощь.

Участники делятся на две команды: «Вороны» и «Воробьи». Их дома находятся на противоположных сторонах площадки, за чертой. Посредине проводится еще одна черта. На расстоянии одного шага от нее по ту и другую сторону выстраиваются команды спиной друг к другу.

Воспитатель говорит: «Приготовиться!» - а затем дает сигнал той команде, которая должна ловить. Если он сказал «Вороны» то дети из команды «Воробьи» бегут в свой домик, а дети из команды «Вороны» поворачиваются и ловят их, только до границы дома убегающих.

Подсчитывается количество пойманных, затем все снова выстраиваются и ждут следующего сигнала.

Воспитатель: Ну вот, мы с вами приблизились к следующему этапу нашей экологической тропинки.

7 остановка «Наш чудесный огород»

Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами: кабачки, огурцы, помидоры, картофель, морковь, лук, салат и др. Воспитатель предлагает собрать поспевший урожай.

Воспитатель беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

- А загадки вы умеете отгадывать?

Дети: Конечно, умеем, мы же в школу собираемся идти, а там все надо знать.

-: Ну, тогда наступило время для следующей игры «Собираем урожай».

Дети делятся на две команды. Воспитатель загадывает загадки про овощи, фрукты, ягоды, а дети отгадывают (за каждую отгаданную загадку выдается фишка-ромашка, чья команда больше наберет, та и победила).

- Вот молодцы, давайте посмотрим у кого же больше фишек.

Определяется победитель.

- А мы отправляемся дальше.

8 остановка: «Цветник»

Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени и т.п.).

Воспитатель: Дети, что растёт на нашей клумбе? (Ответы детей: растут разные цветы - георгины, пионы, гладиолусы, лилии).

Воспитатель: Какие условия необходимы для роста и развития? (Ответы детей).

Воспитатель: Как необходимо ухаживать за цветами? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, давайте поиграем.

Пальчиковая игра «Цветы»:

Наши чудные цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши чудные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Сбор семян цветов.

Воспитатель: Хорошо, ребята, скажите, чего нельзя делать с цветами?

Ответы детей (нельзя топтать цветы, рвать с корнем, ломать и т. д.).

Воспитатель: Ребята, а каких насекомых мы часто видим на цветах?

Ответы детей.

Воспитатель: А для чего нужны пчёлы?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о чём жужжат пчёлы?

Дети фантазируют.

Воспитатель: Пчёл обижать можно?

Ответы детей.

Стихотворение ««Пчёлка»

Села в полдень искристый
Пчёлка в клевер душистый.
Снял шалун колпачок
И накрыл им цветок.
«Ж-ж!» – и пчёлка мальчонку
Укусила в ручонку.
Не ломай мой цветок,
Дай собрать мне медок.
Им ведь всех и тебя
Угощать буду я!
В. Паспалеева

Воспитатель: Ребята, мы с вами прошли весь маршрут. Выполнили все задания, собрали урожай. Какие вы молодцы! Природа прислала вам еще одно письмо:

«Дорогие ребята, спасибо! Вы сегодня были все внимательны, собраны, помогали птицам, животным и растениям. Вы столько много знаете о природе! Вы доказали, что вы настоящие защитники природы, и можете с гордостью вступить в клуб юных экологов. Я вам всем хочу вручить эмблемы юного эколога.

Юные экологи - это дети, которые любят природу, всегда и везде заботятся о ней, следят чтобы был чистый воздух, вода, чтобы люди убирали за собой мусор не оставляли его в лесах и т. д. Всегда поступайте правильно. Ведь вы настоящие защитники природы. На вас вся надежда. Помогайте. Берегите природу. Ваша матушка Природа»

Воспитатель вручает детям эмблемы и поздравляет детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОСВЯЩЕНИЕ В ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ» (экологический турнир в подготовительной к школе группе).

Автором представлен конспект тематического итогового мероприятия по экологии в подготовительной к школе группе. Цель непосредственно образовательной деятельности: обобщить имеющиеся у старших дошкольн...

паспорт по экологической тропе старшая, подготовительная группы

в этом документе представленны виды троп и их краткое описание, без карта- схемы....

Квест - игра "Юный эколог" (игра для детей подготовительной группы, на участке детского сада)

Квест - игра "Юный эколог" проводится с детьми старшего дошкольного возраста на участке детского сада. Игра предусматривает 2 ведущих (педагога) и 2 команды детей. В начале игры дети  делятся на ...

Экологическая тропа в подготовительной группе "Юные экологи"

Экологическая тропа способствует формированию экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.  Благода...

Проект по экологии "Экологическая тропа" в разновозрастной группе ( 5 - 7 лет)

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной дея...

Конспект прогулки по экологической тропе в подготовительной группе «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА»

В конспекте описана прогулка с детьми подготовительной группы по экологической тропе, в ходе которой, дети закрепляют знания об осени, устанавливают причинно-следственные связи. знакомятся с новыми об...