«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей в целостно образовательном процессе ДОУ».
методическая разработка

Базовая Елена Александровна

Методическая разработка для воспитателей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей в целостно образовательном процессе ДОУ».

Актуальность

Педагогу - воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах, но самое существенное - уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. В детском саду работу по формирование основ музыкальной культуры и развитие музыкальных и творческих способностей детей с учётом их индивидуальных возможностей ведёт музыкальный руководитель.

Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, в которой он работает.

Основные формы организации педагогической работы по музыкальной деятельности дошкольников являются:

  • музыкальные занятия;
  • праздники и развлечения; 
  • использование музыки в повседневной жизни ДОУ, в самостоятельной деятельности; 
  • музыкальное образование в семье. 

Все это повышает требования не только к музыкальному руководителю дошкольного образовательного учреждения, но и к воспитателю, обеспечивающему целостность воспитательно-образовательного процесса развития ребенка, к их деловому сотрудничеству.

В основе делового сотрудничества должны быть: инициатива воспитателя как главного лица, обеспечивающего всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника и его педагогическое взаимодействие с музыкальным руководителем.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, но это ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

который обязан:

  • Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.

Участие воспитателя в образовательной деятельности. Его обязанности.

  • Вид музыкальной деятельности восприятие музыки воспитатель в основном пассивен. Исполняет музыкальное произведение и проводит по нему беседу музыкальный руководитель.
  • Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку,
  • следит за дисциплиной.
  • Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

При организации восприятия музыки дошкольниками в группе воспитатель углубляет музыкальные впечатления детей путем повторных прослушиваний произведений, с которыми музыкальный руководитель знакомил их на занятии, называя композитора и название того или иного произведения. Может  предложить выразить музыкальные впечатления при помощи изобразительной деятельности, лепки, аппликации. Такую работу воспитатель ведет в течение всего учебного года, как закрепление навыков и слуховых представлений, полученных на музыкальных занятиях.  

Воспитатель продолжает развивать музыкальный слух и чувство ритма в процессе проведения музыкально – дидактических игр в группе.

Следующий вид деятельности на муз. занятии - пение

Во время разучивания новой песни воспитатель поёт вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение.

Вне музыкальных занятий, при закреплении песни, нельзя учить с детьми слова без мелодии. В группе разучиваются песни с голоса воспитателя, если он хорошо знает мелодию, под фонограмму или проговаривая слова в ритме песни.

На втором этапе разучивания песни воспитатель поёт вместе с детьми, следит правильно ли они выговаривают слова.

На третьем этапе разучивания (на 5 – 6 занятиях ), воспитатель с детьми не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное эмоционально – выразительное пение без поддержки голоса взрослого.

Исключение составляет пение песен с детьми младших групп, где не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь взрослого необходима.

Следующий вид музыкальной деятельности – это музыкально-ритмические движения. Велика роль воспитателя в процессе разучивания новых движений.

  • Воспитатель участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Движения новой пляски может показать с ребенком, если пляска исполняется под аккомпанемент музыкального руководителя.
  • В процессе разучивания воспитатель предлагает точные, четкие образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных.  В образных упражнениях воспитатель даёт примерные образцы, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей.
  • Наблюдает, помогает музыкальному руководителю, поскольку он не сидит за инструментом и видит всех детей. Может сделать те или иные указания, замечания.
  • Разучивает движения с отстающими детьми в группе 
  • На заключительном этапе разучивания дети танцуют самостоятельно,
  • В плясках – импровизациях, проводимых с детьми старшего возраста, воспитатель не участвует, поскольку они проводятся в целях развития творческой инициативы детей. .
  • При разучивании с детьми игр, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей.
  • С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры.
  • Развивая самостоятельность, инициативу детей воспитатель планирует исполнение знакомых песен, хороводов, танцев, игр на прогулке, утренней гимнастике.

Воспитатель по возможности должен уметь играть на всех музыкальных инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь  правильно показать детям способ звукоизвлечения на каждом     инструменте в группе при самостоятельной деятельности.

  • В младших группах на занятиях воспитатель играет вместе с детьми на ДМИ
  • Наблюдает за игрой детей на ДМИ. Смотрит, чтобы дети играли слаженно, вместе со своими товарищами, не опережали и не отставали, своевременно начинали и заканчивали игру).
  • Оказывает помощь, наблюдая за правильным звукоизвлечением игры на том или ином музыкальном инструменте. Помогает.

Вывод:

1. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю.

В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но всё же, помощь воспитателя необходима.

2. Чем активнее воспитатель закрепляет музыкальный материал с детьми в группе, тем больше нового они могут узнать на музыкальных занятиях, чтобы занятие не превращалось в бесконечное повторение одного и того же.

Воспитатель – активный участник праздника! 

Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду, поэтому подготовку к празднику, его проведение и полученные детьми впечатления можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

  • Воспитатель помогает музыкальному руководителю в поиске поэтического материала, распределяют роли детей и взрослых.
  • Оказывает помощь в изготовлении атрибутов, костюмов. Перед началом праздника проверяет одежду детей, пуговицы, резинки, обувь, чтобы ничего не оторвалось в зале на празднике.
  • Участвуют в оформлении зала, помогает музыкальному руководителю.
  • Воспитатель осуществляет репетиции к праздникам. Повторяет движения танцев, песен, записав предварительно музыку на флеш-носитель. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролируют выразительное прочтение с правильным произношением. 
  • Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты.
  • Воспитателям необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь,
  • Встречать детей в приподнятом настроении. 
  • Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними только при необходимости, если не хватает пары или младший возраст детей.
  • В младших группах поет песни вместе с детьми.
  • Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. 
  • Воспитатели убирают после своего утренника в зале (мусор, стульчики), приносят костюмы или передают в другую группу.
  • Самой ответственной на празднике является роль ведущего.

Ведущий – это лицо, которое  руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое.   

Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, загадки, сюрпризные моменты, ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызывает у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике. 

Ведущий должен тщательно подготовиться: внимательно прочесть сценарий, выучить ход действия праздника, стихи, приготовить подсказку (эстетично оформленную), держаться свободно, естественно, говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно.

       Если возникают непредвиденные обстоятельства (пропустили музыкальный номер, не вовремя вышел персонаж) нужно быть готовым обыграть ситуацию, пошутить, загадать загадку, ведь зрители не знают сценария.

   Воспитатель, не занятый ни в каких ролях, также находится с детьми на празднике. Он должен знать весь праздничный репертуар и участвовать детских выступлениях, помогать в подготовке к сценкам.

   Взрослые – персонажи участвуют в играх, танцах, хороводах. Заранее берут костюмы, чтобы почистить, подшить, добавить детали.

    После утренников на педсовете целесообразно провести обсуждение положительных моментов праздника и допущенных ошибок.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  • Воспитатель сидит с безучастным видом.
  • Воспитатель перебивает исполнение.
  • Дает словесные указания вместе с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
  • Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала, иногда на долго или даже на все занятие).
  • Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины

Заключение

Как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя, а также, если музыка звучит для детей только в те дни, когда приходит музыкальный руководитель, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях. И только успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании позволят в полной мере добиться гармоничного развития личности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Задачи музыкального воспитания и развития детей"

Данная консультация познакомит родителей с задачами музыкального воспитания и развития детей....

"Взаимодействие музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития дошкольников"

     В методическом пособии автор обращается к специфике профессии музыкального руководителя, раскрывает  роль музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном образова...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания».

Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДО. Задачи:- повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу музыкального развития детей дошкольного возраста;-...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».

Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....

Консультация для воспитателей:"Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста. "

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей, от которого зависит успешность процесса не только музыкального, но ...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ по направлению художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

laquo;Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ по направлению художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...