Взаимодействие с родителями в условиях предшкольного образования
статья
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступила проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Реальность современной жизни такова, что сегодня ответственность за образование ребёнка всё больше и больше ложится на родителей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Но родители не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с родителями в условиях предшкольного образования
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступила проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Реальность современной жизни такова, что сегодня ответственность за образование ребёнка всё больше и больше ложится на родителей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Но родители не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно.
Новые технологии в школах требуют от ребенка мыслительной деятельности, определенных навыков и умений.
От подготовленности зависит его успешная адаптация в школе, вхождение в режим школьной жизни, учебные успехи, психическое самочувствие.
Родители не могут самостоятельно справиться с этими задачами.
Одной из вариативных организационных форм дошкольного образования являются группы кратковременного пребывания, в том числе предшкольные группы, цель которых - оказание помощи родителям в воспитании и обучении ребенка в процессе подготовки к школе.
Организуя такие группы важно донести до них значение и важность предшкольного периода в развитии детей, необходимость организованной подготовки в детском коллективе.
Перед педагогами всегда встает вопрос: Как достичь позитивных
результатов при подготовке детей к школе?
Решающим фактором в условиях предшкольного образования является тесное сотрудничество с семьей, поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
Именно они оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка - дошкольника. Если родители недостаточно осведомлены о целесообразности создания специальных развивающих условий для него, то может быть многое упущено.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Эти вопросы
волнуют каждый педагогический коллектив и наш в том числе.
Возникла необходимость правильно выбрать формы работы с родителями. Они должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему.
Это такие формы, как:
- Тематические родительские собрания и педагогические «гостиные»;
- Консультации педагогов, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- Просветительские мероприятия (лектории, встречи со специалистами, семинары - практикумы) для родителей по вопросам образовательной политике, обучения, воспитания, возрастных особенностях, сохранения и укрепления здоровья детей, ознакомлению с новаторскими идеями в области педагогики и психологии;
- Ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребенка;
- Обучение конкретным приемам и методам развития ребенка в разных видах детской деятельности,
- Студийные часы для детей, предполагающие участие родителей, «открытые дни» для родителей с посещением разнообразных занятий с детьми и проведением нерегламентированной деятельности;
- Ознакомление родителей с содержанием работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социально-эмоциональное развитие ребенка;
- Информирование родителей о событиях каждого дня в группе (информация в печатном виде на стендах, в почтовых отправлениях и т.д.);
- Мероприятия по дополнительному образованию для всей семьи (семинары-практикумы, деловые игры тренинги прослушиванием магнитофонных записей, бесед с детьми, разборы проблемных ситуаций по видеосьемкам, решение педагогических кроссвордов и перфокарт и т.д.; творческие студии, клубы, фитнесс-группы и т.д.);
- Семейные музейные и экскурсионные программы;
- Благотворительные семейные концерты;
- Участие семейных команд в выставках, конкурсах, соревнованиях;
- Совместные праздники и развлечения,
- Совместные просмотры отснятых фото- и видеоматериалов, обсуждения по итогам прошедших мероприятий, подведение итогов и планирование;
- Анкетирование
Для того чтобы заинтересовать и привлечь родителей к совместной работе, познакомили их планом работы, представили спрогнозированные результаты.
Изучили каждую семью, выяснили образовательные потребности родителей, установили контакт с ее членами.
Для установления более тесного контакта и создания доверительных отношений, вызываем каждого родителя на диалог, предлагаем заполнить анкету, из которой мы получаем более конкретную информацию о детях и их родителях.
Это помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Для того чтобы сблизить родителей, включить их в образовательный процесс, наряду с традиционными формами работы, используем не традиционные, нестандартные.
У родителей появляется интерес в совместной с педагогами работе, желание посещать мероприятия, проводимые в образовательном учреждении.
Вспоминая традиционные родительские собрания, которые ассоциируются у родителей с нудными нравоучениями и бесконечными «надо» мы пошли по другому пути, решили их проводить в форме семейных гостиных, где обсуждаем волнующие вопросы воспитания детей.
Заранее заготавливаем и раздаем яркие пригласительные билеты. Перед началом собрания создаем атмосферу тепла и уюта, для этого помогает специально подобранная музыка. Предлагаем вниманию родителей фотоальбомы с хроникой интересных снимков прошлых выпусков детей.
Проводим игру «давайте познакомимся», чтобы снять у всех присутствующих напряжение.
Педагогу необходимо помнить, что идти на эту встречу нужно с открытым сердцем. Человек открывается, когда видит, что собеседник заинтересован в его проблеме и хочет помочь. И в этом нам помогает беседа за круглым столом, за чашкой горячего чая.
Текстовой материал даем в кратком, доступном пониманию варианте. В конце встречи раздаем напечатанные памятки каждому родителю.
На таких мероприятиях как «круглый стол», вечер вопросов и ответов, педагогический лекторий, образовательный игровой тренинг, используем видеоматериал с участием их детей. «Из нашей жизни», «И это все о нас», «Вот как мы умеем»- он вызывает большой интерес у родителей.
Родители посетили занятия, во время проведения «Дня открытых дверей», это помогло родителям глубже осознать потребности ребенка, повышает доверие родителей к педагогам. Наблюдая за работой педагогов, родители обучаются определенным приемам взаимодействия с ребенком и готовы продолжать занятия в домашних условиях.
Важна в этой работе и преемственность со школой.
Мы не однократно приглашали учителей начальной школы на встречу с родителями. Они ознакомили с программами, методами и формами, по которым работают школы, проводят тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка, дают советы по развитию речи, знакомят с играми и игровыми упражнениями по развитию умственных способностей детей, рассказывают, каким образом можно помочь ребенку адаптироваться в новых условиях школьной жизни, как сохранить желание посещать школу, научиться активно относиться к учебе, выполнять требования учителя.
Совместно с педагогами начальных классов подготовили и провели
практикумы и тренинги:
«Скоро в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка», «Готовность к школе», «Проблемы решим вместе».
Интересно проходят совместные мероприятия со школьниками, главными. зрителями которых являются родители: «Правила движения соблюдай всегда!», «Мы - будущие защитники отечества». Такие встречи актуализируют, усиливают интерес к школе и социальным явлениям.
В родительском уголке, чтобы он был действенным, используем такие рубрики:
«В кругу семьи»», «Спрашивали - отвечаем», «Благодарим», «Поиграем», «Для вас родители».
В них мы помещаем практический материал, дающий возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напоминаем тактично о родительских обязанностях и ответственности, размещаем памятки, из которых родители могут узнать, как дальше продолжить работу с детьми дома.
В рубрике «В кругу семьи», родителям предлагаем: выучить с ребенком стихотворение или придумать загадку, рассказ, интересную историю, поиграть в словесные игры и др. Заготавливаем дополнительные образцы стихотворений, загадок, чтобы родители могли их взять домой.
В ежемесячные бюллетени помещаем поздравления с праздником, днем рождения, сообщения о деятельности детей в текущем месяце, полезные советы.
В «педагогической библиотечке», предлагаем родителям ознакомиться с популярной педагогической и психологической литературой по различным проблемам (книги предлагаем для домашнего чтения).
Популярен «почтовый ящик», через который родители могут задать интересующий или волнующий их вопрос, внести предложения в деятельность детского коллектива. В группе ведется журнал «У меня есть вопрос», в котором родители, имея опыт в решении того или иного вопроса, ведут переписку друг с другом, задают свои вопросы и отвечают на другие.
Привлекая родителей. к участию в конкурсах, выставках мы заранее вывешиваем сообщение, предложение принять в них участие. Явка родителей была высокой, большинство родителей откликнулись на этот призыв, и приняли участие в выставках: «Дары осени», «Кормушка для птиц», «Новогодняя сказка», «Моя семья».
Самым привлекательным, востребованным, полезным во взаимодействии является досуговое направление.
Такие мероприятия, как: «День пожилого человека», «День матери», «Новогодние приключения», «Рождественские посиделки», «Аты-баты, мы солдаты!», «Папа и я!», «Для милой мамочки», «Масленица», имеют большую воспитательную ценность. Родители наблюдают своего ребенка в коллективе сверстников, оценивают его физическую подготовку. Детям же очень важна поддержка родных, их реакция и аплодисменты. А уж если мама или папа сами принимают участие в празднике, то детскому старанию не будет конца.
Большой заряд положительных эмоций получают родители, принимая участие в спортивных состязаниях, походах на природу, праздниках и досугах, выставках семейных творческих работ.
После таких мероприятий весело и интересно проходят беседы, родители часто задерживаются около педагогов, и не торопятся сразу уйти.
Важный момент в работе является благодарность, похвала. Это актуально всегда и везде. Выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям, помогают в совместной работе. Вручая благодарственные письма, грамоты очень приятно видеть их счастливые глаза.
Использование разнообразных форм работы, дает определенные результаты. Родители становятся активными участниками всех дел, активными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом, уходит непонимание и недоверие. Они осознают, что успех ребенка зависит от их ответственности. Благодаря совместным усилиям нам удалось решить многие проблемы и сделать все возможное для того, чтобы дети были подготовлены к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателя и родителей в системе предшкольного образования , ориентированное на преодоление тревожности у детей
Проект предназначен для родителей и педагогов, работающих с детьми, имеющими повышенную тревожность .Предложен ряд игр, рекомендаций и памятки для успешной работы с детьми данной категории....
Перспевтивный план взаимодействия с семьёй в условиях предшкольного образования.
Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений п...
Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования
Взаимодействие с родителями как условие активного физического развития дошкольников: реализация требования ФГОС дошкольного образования...
Взаимодействие с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования
материал для пед совета...
Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"
Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....
Выступление на республиканской научно - практической конференции на тему "Организация взаимодействия педагога дошкольного образования с родителями в условиях инклюзивного образования"
На сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. У детей могут быть разные отклонения, влияющие на пр...
Взаимодействие с родителями в условиях цифровизации образования
Методическая разработка...