Взаимодействие с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования
консультация по теме
материал для пед совета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_v_usloviyah_vvedeniya_fgos_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Филоненко Ю.А
Доклад для педсовета по теме «Взаимодействие с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Для определения перспектив развития взаимодействия работы с семьей, содержания работ и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.
Родителям была предложена анкета «Что вы ждете от детского сада», проанализировав которую мы увидели следующие результаты.
78% воспитанников посещают ДОУ с удовольствием и 19% по настроению. 56% родителей обсуждают эту проблему с воспитателем иногда, а 22% нет.
Причины, по которым дети посещают ДОУ:
60% - для подготовки к поступлению в школу;
55% - для развития способностей;
49% - для общения со сверстниками.
«Педагог должен является авторитетом для родителей, источником педагогических знаний. Но большинство родителей видят в воспитателе лишь человека, который должен осуществлять качественный уход за их ребенком (гулять, кормить, проводить занятия, следить за здоровьем ребенка) и хорошо подготовить ребенка к школе».
От детского сада родители хотели бы получить:
70% максимально полную информацию о ребёнке (настроение и поведение);
50% об успехах ребёнка на занятиях;
22% советы.
Трудности, которые испытывают родители при воспитании детей:
31% - трудности с организацией свободного времени;
42% - трудности с поведением (не слушается родителей, капризы);
7% - родители проявляют неуверенность в себе, (затруднения в выборе правильного наказания, отказ ребенку);
6% - отсутствие друзей у ребенка.
Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются иногда в 60%, а 32% - не обращаются, потому что:
40% считают, что ответы на свои вопросы найдут в книгах, журналах, по телевидению;
23% окажут помощь советом друзья;
45% не придают особого значения этим трудностям и справляются сами.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Основные задачи, которые мы ставим по взаимодействию с семьями воспитанников: задачи по взаимодействию с семьей.
Форма работы с родителями:
изучение семей детей;
изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.
Индивидуальные формы работы: беседы.
Наглядно-информационные формы работы: информационно-просветительская (наглядная информация, наглядные консультации);
информационно-аналитическая (опросы, анкетирование).
Привлечение родителей к активному участию в жизни группы. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: семейные досуги, праздники, привлечение родителей к образовательной деятельности – открытые занятия, викторины, проектная деятельность, совместное творчество.
Просвещение родителей в области педагогики. Совместные мероприятия педагогов и родителей: тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо обеспечить взаимодействие между семьей и воспитателями. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
Существует ряд возможных затруднений педагогов в ситуациях реального взаимодействия с родителями:
- психологическая неготовность педагогов «Мне сложно общаться с родителями. Я постоянно чувствую психологический барьер между нами»;
- недостаток опыта педагогической деятельности у молодых педагогов «Многие родители старше меня, поэтому я просто не могу давать им советы»;
- недостаток компетентности педагогов «Иногда я не могу грамотно аргументировать свои замечания родителям. Мне кажется, что любое мое общение с родителями ведется на бытовом, а не научном уровне»;
- сложность выбора своей позиции в общении с родителями;
- индивидуальные особенности, как педагогов, так и родителей;
- социальный статус семей воспитанников «Иногда к нам приходит ребенок из такой семьи, где родителям простонет до него дела. С такими родителями очень трудно общаться, а тем более взаимодействовать».
Педагогам необходима психологическая поддержка в процессе общения с родителями. «Большое значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз; прикосновения) ».
На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка на определенном этапе развития. При этом используются различные формы и методы: родительские собрания, наглядная информация, консультации, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д. Информацией о средствах повышения родительской компетентности (формах и методах работы с родителями) владеют все педагоги. Но можно отметить, что в своей работе педагоги используют традиционные формы, которые не всегда являются эффективными.
Третий этап предполагает индивидуальное ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На этом этапе устанавливаются доверительные отношения между родителем и воспитателем, воспитатель проявляет личную заинтересованность и желание помочь, а родитель может рассказать о волнующих его индивидуальных особенностях ребенка, попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например, от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Важные моменты:
• все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
• содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
• оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы) ;
• содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность педагога, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только дост...
методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...
Технологии взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
В публикации актуализирована проблема взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС, описаны технологии и виды взаимодействия....
Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Данная статья предназначена для воспитателй ДОУ в качестве планирования работы с семьями воспитанников в условиях ФГОС ДО...
Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями....
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноце...
Содержание взаимодействия ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Он...