НОД по патриотическому воспитанию.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Брызгалова Наталья Владимировна

НОД на тему "Экскурсия в музей народного быта и  декоративно-прикладного искусства России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по патриотическому воспитанию

 в подготовительной группе детского сада.

Подготовила Брызгалова Н.В.

Тема: Экскурсия в музей народного быта и  декоративно-прикладного искусства России.

Программное содержание:

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у обучающихся чувства патриотизма, любви к своей Родине.
  2. Воспитывать интерес детей к народному быту, ремёслам и изделиям декоративно-прикладного искусства, которые выпускаются в современной России.

Развивающие задачи:

  1. Обобщать и систематизировать знания обучающихся о России, ее столице – Москве;
  2. Развивать наблюдательность, логическое мышление и внимание;
  3. Развивать повышение качества гражданско-патриотического воспитания личности.

Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с ткацким станком и показать процесс изготовления тканного полотна.
  2. Закрепить знания о символике России: гербе, флаге, гимне.

Предварительная работа: Беседы с детьми о государственных символах России. Оформление наглядно-демонстрационного стенда по теме «Ремёсла древней Руси». Оформление музея народного быта и выставки изделий декоративно-прикладного искусства.

Ход НОД:

Выходит ребёнок, читает стихотворение:

        Если долго-долго

        В самолёте нам лететь.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города, океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная  страна!

Педагог показывает детям карту мира и карту России и предлагает сегодня продолжить разговор о нашей Родине:

- Что значит Родина? Как вы это понимаете? (ответы детей)

- Слово родина происходит от слова родной. Что для нас родное? (ответы детей)

- Дом, семья, родственники, посёлок… А если мыслить шире – это край, в котором мы живём и целиком вся страна.

- Ответьте, пожалуйста, как называется наша страна? ( ответы)

- А как называется столица нашей страны? ( ответы)

- Как называются все жители нашей страны?

- Помните мы с вами беседовали о том, что наша страна многонациональна,

но не смотря на это, в нашей стране признан один государственный язык – какой? Почему, как вы думаете? ( ответы)

- В каждом государстве мира и в нашей стране есть свои государственные символы- какие? (это флаг, герб и гимн). В нашем центре патриотического воспитания эти символы вам представлены.

-Но кроме этих государственных символов каждое государство отличается своими традициями, ремёслами. Так и в нашем государстве с давних времён было и есть много мастеров, которые своим мастерством и талантом прославляли землю русскую.

- Сегодня я предлагаю отправиться на экскурсию в музей народного быта и декоративно-прикладного искусства России. Вы были когда-нибудь в музее? В музее есть определённые правила для посещения. Вы присаживайтесь на стульчики и наденьте специальные тапки- невидимки, чтобы не испортить пол в музее, а я схожу за экскурсоводом.

Дети делают вид, что обуваются. Педагог за ширмой одевает жилет и очки.

Педагог- эекскурсовод:

- Здравствуйте, уважаемые гости нашего музея. Я вижу, вы уже переобулись, а теперь я попрошу выключить ваши телефоны или поставить на режим без звука. Дело в том, что в музее нужно соблюдать тишину и не трогать экспонаты руками. Вы готовы? (ответы детей).

- Прошу встать и пройти в первый зал. Здесь представлены иллюстрации ремёсел на Руси. (На ширме иллюстрации – картинки, старинные фото мастеров и ремесленников с надписями. Дети смотрят и называют).

-Какие ремёсла вам знакомы? Давайте их перечислим.  

- Молодцы. Прошу пройти на свои кресла и мы продолжим экскурсию. (Дети садятся).

(Звучит фоном  русская народная песня «Во поле береза стояла»)

-Сегодня я хотела познакомить вас с предметами народного творчества и мастерства, которые дошли до наших времён. Эти вещи по сей день прославляют русскую культуру, нашу Россию. Они изготовляются с соблюдением всех традиций и правил изготовления. (Иллюстрации с надписями помещаются на демонстрационном стенде- ширме. Иллюстрацию перевёрнуты. Педагог рассказывает и поворачивает иллюстрации одну за другой).

-А начнем мы с самой знакомой всем с детства игрушкой. Я загадаю загадку. А вы отгадайте:

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке! (матрёшка)

Делают матрёшек из традиционного материала, как и много лет назад – липы. Вытачивают мужчины. Особенность изготовления матрёшки заключается в том, что сначала делают самую маленькую, а потом поочерёдно следующую, за следующей. Потом только мастерицы расписывают их. Изготовляют матрёшек в Московской области в г. Сергиев посад.

-Мы с вами уже знакомы с русской народной росписью бело- синие узоры по керамике- ГЖЕЛЬ. В деревне под названием Гжель с древности занимались гончарным делом, оттуда и название.

-Следующая русская диковинка – дымковская игрушка, родом  из дымковской слободы. Теперь дымковскую игрушку выпускают в г. Кирове.

-Это Городецская роспись родом  из города на реке Волге под названием Городецк. Особенность этого народного промысла, что роспись по дереву.

-Ещё один вид народной росписи берёт своё начало с берегов Волги г. Семёнов -хохлома. Роспись не просто по дереву, а по деревянной посуде и мебели. Узор и цвета этой росписи берут начало от мастеров иконописцев.  

-Следующее русское чудо- это кованные жостовские подносы. Пришли к нам и выпускаются и сейчас в г. Жостово. Особенность узора – на чёрном фоне яркие и сочные краски букетов.

-Славится наша страна и Ростовской росписью по форфору. Изготовляются комплекты украшений, брошки, сувениры- зеркала и шкатулки. Г. Ростов.

-Русский народ с древних времён славится гостеприимным чаепитием. Мы с вами привыкли кипятить чай в чайниках, а раньше чай кипятили в самоварах. Растапливали лучинами и маленькими полешками. Славилась Россия Тульскими самоварами. Там же выпекались и выпекаются в наше время самые вкусные и фигурные тульские пряники, по древне русским рецептам. г. Тула.

-Город Оренбург славился и славится до сих пор мастерицами – вязальщицами. Только там умеют до сих пор вязать из самой тоненькой пуховой нити самые тёплые пуховые платки. А особенность этих платков, что хоть и нить шерстяная а платок можно продёрнуть через кольцо. Взгляните какие тонкие красивые узоры, словно паутинка паучка.

-Есть у нас в стране г. Павловский посад, там живут мастерицы по росписи по ткани – Павлопосадские платки радуют глаз яркими цветочными узорами. Никому мастера не раскрывают секрет краски.

-Чем же славится наш Уральский край, знаете? Есть город. Всем нам знаком и бывали вы там много раз. Называется г. Нижний Тагил. Славится этот город из давно мастерами по камню. Изготовляются малахитовые шкатулки, украшения, сувениры из множества полудрагоценных камней. А ещё славится город своей особенной нижнетагильской росписью, на которой изображаются наши уральские полевые цветы. Г. Нижний Тагил.

-Славилась наша Россия и мастерицами ткачихами. В каждом доме полы были выстланы тканными полотнами. Чем богаче дом, тем разнообразнее и узор на тканном полотне. Ткались эти полотна на деревянных станках с множеством нитей.

-Сегодня у нас есть уникальная возможность попасть в мастерскую ткачихи. Желаете?

-У меня есть клубочек волшебный, он нам и поможет. Вставайте, правой рукой за нить держитесь и слова за мной повторяйте:

                Ты, клубочек- клубок,

                Ровный бочок.

                Вперёд беги,

Путь в мастерскую нам укажи.

Педагог за ниточку обводит детей вокруг стульчиков и показывает плакат на ширме с изображением русской избы, ткачихи за ткацким станком.

Ребёнок рассказывает стихотворение:

        Был похож наш город древний

        Не на город, на деревню

        В этих избах печи были

        Без трубы, не как теперь

        Их по-черному топили

        Дым клубился в окна, в дверь.

- Вот и очутились мы в старинной избе, посмотрите как было в избе у наших предков, в нашем музее много экспонатов старины, дошедших до наших времён. Вот в такой избе возле окна располагался ткацкий станок.  

Ширму с плакатом отодвигается, за ширмой в группе стоит ткацкий станок, заранее приготовленный. Ребят встречает Мастерица, которая встречает детей,  вкратце объясняет ребятам механизм действия. Все желающие пробуют ткать, под руководством мастерицы.

 Педагог- Экскурсовод просит ребят пройти на свои кресла. Объявляет, что экскурсия подошла к концу, просит переобуться и ответить:

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие по городам России, прославляющим нашу Родину народными промыслами. Кому понравилось -похлопайте в ладоши, а кому не понравилось – потопайте. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. (Ответы – действие детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...