Народное воспитание
статья
Народная педагогика – это практика воспитания, традиционная для народа, со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, образцами, которые закрепились в народных обычаях, знаниях, заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этнопедагогика | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 комбинированного вида
Народное воспитание
Воспитатель :Неструева Е.Н.
Науку о воспитании обогащает народная педагогика, она является ей опорой и основой, служит важным для развития педагогической науки. Является возвращением к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, введение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного знаниями тем или иным народом.
Народная педагогика – это практика воспитания, традиционная для народа, со своими сложившимися в ней знаниями, принципами, идеалами, образцами, которые закрепились в народных обычаях, знаниях, заповедях, образах фольклора, прикладного искусства, других формах отражения и преображения действительности.
Национальное воспитание лежит в основе такой науки как этнопедагогика. Это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на основные ценности семьи, рода, народности, нации. Этнопедагогика – наука, изучающая народную культуру и народную педагогику, с целью выявления общих закономерностей их становления и возможностей использования в современных воспитательных системах, в развитии. Она является своего рода историей и теорией народного (естественного, обыденного, неформального, традиционного воспитания.
Этнопедагогика занимается процессом изучения социального взаимодействия, в ходе которого, развивается личность усваивающая социальные нормы, опыт, ценности, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, былинах, сказках, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, быте и традициях, выявляет педагогические мысли и воззрения, где отражается весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути её использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Это один из способов вхождения человека в народную культуру.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках, в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения. Наука, изучающая весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика дополняет науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших, высших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений.
Народную педагогику К.Д. Ушинский считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказывал следующие: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития». Рассказы и сказки К.Д. Ушинского - лучший пример использования народной педагогики в воспитании как в семье, так и в сфере образования. Народная педагогика - не наука, но является предметом науки этнопедагогики.
На конкретном историческом этапе в духовном прогрессе человечества возникла и развивалась педагогическая наука, где господствовал живой опыт воспитания, народного воспитания. Народная педагогика и педагогическая наука взаимодействуют друг с другом, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.
У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура.
Этнопедагогика исследует педагогический опыт трудящихся, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих на воспитание и развитие человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.
Этнопедагогика изучает:
1) педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
2) ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
3) организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники);
4) факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы);
5) методы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, завет, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, угроза, брань, наказание, побои);
6) средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);
7) функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному).
Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: поговорки и пословицы народов мира и их значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям;;педагогика семейного быта; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; загадки как средство умственного воспитания; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность.
Общность педагогических культур объясняется многими факторами:
а) общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
б) общностью основ народной психологии;
в) общностью исторических условий развития разных народов;
г) общностью географических условий;
д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов.
Эта общность проявляется в представлениях народа. Например, в представлении о единстве трудящихся. Поговорка «В единении - сила» на многих языках звучит как афоризм. Пословицы и поговорки разных народов, призывающие трудящихся к объединению своих усилий, звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл: в них показывается всесильность сплоченных людей и обреченность человека, оказавшегося вне общества.
Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной. У всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию.
России, объединяющей более ста наций и народностей, находящаяся в дружеских отношениях, взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. И все они велики и гениальны. Народы, объединенные общей целью, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нравственности.
Материнский язык - основа основ развивающейся личности. Мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности. В результате деэтнизации человек, теряя лучшие черты и свойства родного народа, взамен не приобретает ничего. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та, кто воспитала». Нет полноценного воспитания вне сферы духовной культуры родного народа. Новые исторические условия выдвигают много новых вопросов, требуют иных решений старых проблем. Сложно взаимодействие воспитания и религии. Это еще одна обширная область этнопедагогических исследований.
У народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимания, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе - и родителям как естественным воспитателям. Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосударственными традициями: проводы зимы, сабантуй, акатуй - праздник песни и труда (у татар и чувашей), праздник цветов (у марийцев) и др. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве.
Педагогическая культура народа - сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни. Необходимо сохранение народного воспитания для национального возрождения и гармоничного развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Азбука народного воспитания"
Фольклор в воспитании ребенка...
Азбука народного воспитания
Что такое «детский фольклор»? Это детское творчество, которое наблюдательные взрослые на протяжении не только десятилетий, но и веков, тщательно собирали, сохраняли и использовали для общения и развит...
Из опыта народного воспитания.
Материал излагает значимость положительного опыта и традиций воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны....
Консультация для родителей «Славянские игры для детей – мудрость народного воспитания»
Без игры немыслимо становление человека, как полноценной личности. И культура славян — один из лучших тому примеров. Она одна из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр....
Народное воспитание
Консультация для родителей "Народное воспитание"...
Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского
В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называ...
#АкцияКрепкаяСемьяСильнаРоссия #СделаемВместе#МирВозможностей #СделаемВместеДетскийСад25компенсирующеговида «ТРАДИЦИИ РУССКОЙ СЕМЬИ – МУДРОСТЬ НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ»
В рамках акции «Крепка семья – сильна Россия» Традиции воспитания детей в русских семьях.Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учи...