Из опыта народного воспитания.
статья

Ковалёва Анна Филипповна

Материал излагает значимость положительного опыта и традиций воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_narodnogo_vospitaniya.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Анищенко Л.А., Ковалева А.Ф.

Из опыта народного воспитания.

 Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

       Сейчас, воспитывая подрастающее поколение, необходимо обращаться к такому ценному учебнику жизни, как народная педагогика. Свод законов тут прост, но в них огромен многовековой опыт поколений. В этой сокровищнице житейской мудрости немало поучительного могут найти и ученые-педагоги, и родители.

       Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Забывая свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём», - сказал Ч. Айтматов.

       Каждая мать хочет, чтобы её ребёнок был музыкантом, чувствующим и знающим родное слово, поэзию, любил и понимал окружающую природу, был крепким и здоровым. Все родители желают видеть своих детей такими, но подчас не знают, какими средствами этого достигнуть.

      Народная педагогика даёт нам  гениальный опыт воспитания ребёнка с первых дней его жизни, накопленный, отточенный и проверенный на протяжении многих веков.Этот опыт воспитания, утвердившийся в крестьянской Руси, подарил нам самобытнейшую культуру. В творчестве народных исполнителей мы встречаем великолепные песни и хороводы сказки и загадки, пословицы и приметы.

       Знание произведений народного творчества, дарование и мастерство не рождались сами собой, а воспитывались с колыбели. Опыт воспитания детей передавался по наследству. Родители знали, что нужно вложить в ребёнка, как ухаживать за ним, какую создать вокруг него обстановку. Каждому понятно, что если с малышом не общаться, не разговаривать, не играть, не обучать движениям, то будет расти бессловесный, слабый медленно развивающийся ребёнок. В первую очередь детей старались приучить к  родному языку, научить двигаться, активно воспринимать окружающий мир.

       Воспитание протекало в естественной домашней обстановке, в повседневных заботах, в обычном общении, как бы само собой, но при этом опиралось на созданные народом специально для детей музыкальные и поэтические произведения, игры, игрушки, бытовые предметы, приспособления для физического развития.

       Средство народного воспитания – это детские песни и игры, созданные народом для исполнения их взрослыми маленьким детям.

       Песни, потешки, прибаутки имеют огромное значение для воспитания ребёнка. Они являлись самыми первыми услышанными ребёнком музыкальными и поэтическими творениями, запоминались им, через них он познавал родной язык, родные мотивы, физически развивался в играх, через них знакомился с окружающим миром. В его памяти откладывалось всё самое поэтическое и музыкальное, появлялось творческое мышление, рождался человек. Детские песни и игры являлись теми семенами, из которых впоследствии и вырастал подлинный народный исполнитель - творец.

Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, сложившиеся издавна и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей многонациональной страны, не теряют своей значимости и по сей день. 
      Наивно было бы полагать, что народная педагогика поможет нам решить все сложные проблемы нашего бытия. Всему свое место. Но можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Литература.

  1. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности. / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый.- 2014. - №10. -- С. 349-352.
  2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
  3. Данилюк, А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.-24с.
  4. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева / Программа.: Учеб.-метод.пособие-2 изд., перераб. и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 304 с.
  5. Макаренко А.С. О воспитании в семье. М.,1955.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Тема: «Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребёнка второго года жизни».

Тема:  «Роль сюжетного конструирования в умственномвоспитании ребёнка второго года жизни»....

Обобщение опыта "Сенсорное воспитание- основа умственного воспитания ребёнка"

Сенсорное воспитание- основа умственного воспитания ребёнка...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта (народно декоративно - прикладное искусство).

Мы живём в очень сложное, неспокойное время, когда на многое начинаем смотреть по-новому, когда заново открываем, переосмысливаем, переоцениваем. Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возрод...

презентация опыта " Народные театрализованные игры в развитии творческих способностей детей"

НАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙПочему в настоящее время эта тема так важна? Актуальность       Новые федеральные государствен...

Статья информация об опыте "Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Информация об опыте.Условия возникновения и становления опыта.Одной из глобальных проблем, связанных с сохранением российского народа, российской государственности и восстановлением ценностей традицио...

Обобщение опыта «Народные промыслы как средство формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Цель: личное повышение профессиональной квалификации по вопросу развития художественных способностей  и формированию патриотических чувств детей у меня, как у педагога; расширение  знан...

Сообщение из опыта. «Народная игрушка, как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста»

В народной игрушке народ отдаёт ребёнку Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, Свои думы и знания, своё умение — в этом Большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку ...