Тема по самообразованию «социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру» на 2023-2024 учебный год.
материал
Тема по самообразованию «социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_1.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "НИЖНЕКАМСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ "НАДЕЖДА" ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
ТЕМА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ»
Разработала:Мифтахова Г.З.
Нижнекамск
2023
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
- Ф.И.О. педагога Мифтахова Гульнара Зуферовна
- Специальность, образование: воспитатель, высшее
- Стаж работы : 21 год
- Квалификационная категория: 1 категория
- Тема самообразования: «Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру»
- Работа начата: сентябрь 2023
- Предполагается закончить: май 2024
- Цель: Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения дидактической игры для социализации детей с ОВЗ.
- Задачи:
- повышение своего методического уровня, изучение методической литературы и материалов сети Интернет по данной теме, обобщение и распространение своего педагогический опыт;
- изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
- внедрение современных форм работы с использованием дидактических игр для всестороннего развития детей;
- создание соответствующей предметно-пространственной среды;
- приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.
- Актуальность темы:
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности.
Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребёнка, ставит перед взрослым задачу обучения ребёнка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагога к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.
Для родителей нормально развивающегося ребёнка детский сад – это место, где ребёнок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребёнка.
Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ОВЗ. Но такие дети все же дети, и ведущим видом деятельности для них также является игра.
Ребёнок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организация жизни, средство всестороннего развития.
Новизна темы заключается в том, что, использование дидактических игр оказывает воздействие именно на ту психическую функцию ребёнка, которая нуждается в коррекции. Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий, отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушения детей с ОВЗ происходит более успешно.
- Взаимодействие с родителями
Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:
- «Игра как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Развитие детей с ОВЗ через игру»;
- «Домашние дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья для развития сенсорного опыта».
- Литература
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2012 г.
- Астапов В. М., Лебединская О. И., Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями. // Детский практический психолог. 2005 г.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2008 г.
- Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Спб, 2003 г.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Спб., Речь, 2004 г.
- Дзюба П. П. дидактическая копилка воспитателя детского сада. – м.: Феникс. 2008 г.
- Интернет-ресурсы
- СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ
Этапы | Форма работы | Практическая деятельность | Время реализации |
Информационно-ознакомительный | Подбор и изучение научно-методической литературы | Подбор книг, статей из журналов | Сентябрь-октябрь |
Сбор необходимого инвентаря и оборудования | Оформление уголка и оснащение ее необходимым материалом | систематически | |
Разработка дидактического материала | Создание карточек для работы с детьми | систематически | |
Подготовка консультаций для родителей | Материалы консультаций | Октябрь-декабрь | |
Анкетирование родителей | Разработка анкеты на тему «Выявление игровых интересов ребёнка» | Сентябрь-октябрь | |
Разработка плана по теме самообразования | План по самообразованию | Сентябрь-декабрь | |
Практический | Проведение диагностики уровня развития игры | Использование методики Н. Ф. Комаровой | Декабрь-январь |
Работа с детьми | Использование дидактических игр в различных видах деятельности (режимные моменты, развлечения, наблюдения, прогулки, коррекционные часы) | Систематически | |
Дидактические игры | Изготовление дидактического материала для игр | Систематически | |
Игры с предметами и игрушками | Систематически | ||
Настольно-печатные игры | Систематически | ||
Словесные игры | Систематически | ||
Игры на развитие сенсорных способностей (игры на развитие тактильных ощущений, на развитие цветового восприятия, на развитие слухового внимания) | Систематически | ||
Игры на развитие мелкой моторики | Систематически | ||
Изготовление трафаретов для игр | Систематически | ||
Игры с прищепками | Систематически | ||
Игры-шнуровки | Систематически | ||
Лепка из теста и пластилина | Систематически | ||
Мозаика | Систематически | ||
Конструкторы | Систематически | ||
Участие в жизни группы и детского сада | Конкурсы на различные тематики | в течение года | |
Презентации фотографий деятельности детей | в течение года | ||
Участие в выставках | в течение года | ||
Организационно-педагогическая работа | Изучение опытов воспитателей, сообществ на Интернет-ресурсах | в течение года | |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов по теме самообразования | Мониторинг уровня развития игры у детей по Н. Ф. Комаровой | Апрель-май |
Отчёт по самообразованию о проделанной работе за 2020-2021 гг. | Май | ||
Планирование педагогической работы на следующий учебный год. | Май |
Раздел плана | Форма и содержание работы | Сроки выполнения |
Работа с детьми | Проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием нетрадиционных форм работы | Сентябрь - май |
Проведение познавательно-развлекательного мероприятия для детей по теме «По дорогам сказок» | Октябрь | |
Проведение досуговых мероприятий | Ноябрь | |
Цикл занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ | Февраль – Май | |
Открытое занятие «Приключения в волшебном лесу» | Апрель Май | |
Работа с родителями | Выступление на заседании родительского собрания по теме «АРТ-терапия в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ» | Октябрь |
Консультирование родителей по вопросам развития детей с ОВЗ Оформить памятку для родителей «Развиваемся играя» | Сентябрь - май | |
Оформить картотеку упражнений «Арт-терапия в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ» | Сентябрь - май | |
Самореализация | Участие в системе методической работы в ДОУ: выступление для педагогов учреждения по теме «Нетрадиционные формы работы как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья» | Май |
Изучение методической литературы | 1. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013г.). - СПб.: Реноме, 2013г. 2. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Речь, 2007г. 3. Коваленко, А. А. Изобразительная деятельность как средство реабилитации детей ограниченными возможностями 4. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М., 2011г. 5. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. – Речь, 2011г. 6. Лаптева Г.В. Развитие эмоций и творческих способностей у детей. – Речь, 2012г. 7. Михеева, С. Использование методов арттерапии в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] /Михеева С., Скокова Г.// Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/528412/, свободный. - Электрон. текстовые дан. - Загл. с экрана. 8. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. – Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» – 2005г. – №3(9). 9. Шиманская А.Н. Сказки на песке. Практика песочной терапии. – Речь, 2010г. | В течении года |
С родителями:
- Выступление на заседании родительского собрания по теме «АРТ-терапия в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ»
- Консультирование родителей по вопросам развития детей с ОВЗ
- Оформить памятку для родителей «Развиваемся играя»
- Оформить картотеку упражнений «Арт-терапия в помощь родителям, воспитывающих детей с ОВЗ»
Для достижения цели была изучена следующая литература:
1. Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013г.). - СПб.: Реноме, 2013г.
2. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – Речь, 2007г.
3. Коваленко, А. А. Изобразительная деятельность как средство реабилитации детей ограниченными возможностями
4. Крапивенко А.В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений. – М., 2011г.
5. Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у Песочной Феи. – Речь, 2011г.
6. Лаптева Г.В. Развитие эмоций и творческих способностей у детей. – Речь, 2012г.
7. Михеева, С. Использование методов арттерапии в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] /Михеева С., Скокова Г.// Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/528412/, свободный. - Электрон. текстовые дан. - Загл. с экрана.
8. Сизова, А. В. Арттерапия как направление психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. – Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» – 2005г. – №3(9).
9. Шиманская А.Н. Сказки на песке. Практика песочной терапии. – Речь, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Предлагаю поиграть с ребёнком дома» (дидактические игры по развитию речи)
«Закончи предложение», «Режим дня» , «Кому угощение?» , «Назови три слова» , «Кто кем хочет стать?» , «Зоопарк» , «Сравни предметы» , «Кто кем был или что чем было» , «Назови как можно больше предмето...
Самообразование. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» на 2015-2016 учебный год.
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее...
Программа по самообразованию Тема «Социализация старшего дошкольника через сюжетно-ролевую игру» на 2018/2019 учебный год
Методическая разработка по теме: "Социализация старшего дошкольника через сюжетно - ролевую игру"Подготовила воспитатель: Золоторева Лилия Васильевна...
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру». на 2020-2021 учебный год
laquo;Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».на 2020-2021 учебный год Выполнила:воспитатель первойквалификационной категорииФедорина Н. И. Актуальность:Во...
Отчет по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» на 2018 – 2019 учебный год
Научить детей различать основные цвета;Познакомить детей с величиной и формой предмета;Сформировать навыки самостоятельной деятельности;Повысить самооценку детей, их уверенность детей;Развивать творче...
Презентация "Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
quot;Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...
План по самообразованию во второй младшей группе «Активизация словаря детей 3-4 лет через дидактические игры» на 2023-2024 учебный год
Цель: обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр;Задачи:* изучить способы, методы и п...