Презентация "Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Окорокова Елена Михайловна

"Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prizentatsiya_igra_kak_sredstvo.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическая игра как средство формирования учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Окорокова Е.М.

Слайд 2

База исследования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 42 городского округа-город Камышин (МБДОУ Д/с №42) Подготовительная группа

Слайд 3

« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский

Слайд 4

В дошкольном возрасте ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Дидактические игры, игры с правилами способствуют непосредственному формированию предпосылок учебной деятельности. В процессе учебной деятельности ребенок усваивает известные знания, умения, научается слушать и слышать, смотреть и видеть – становится все более собранным, более организованным. Но учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием взрослого. Актуальность

Слайд 5

Д.Б.Эльконин , В.В.Давыдов , А.К.Маркова , П.Я.Гальперин , Н.Ф.Талызина и др . Р азработали представление учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности . Проведенные ис­следования показали, что учебная деятельность имеет специфическую структуру (учебные задачи, учебные действия, контроль, оценку ) Научные исследователи

Слайд 8

Сводные результаты сформированности учебной деятельности по итогам трех диагностик Таким образом, собрав необходимые сведения о сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что работа, направленная на формирование умений действовать по правилу, ориентироваться на заданную систему требований, осуществлять контроль над выполнением своих действий ведется педагогом недостаточно.

Слайд 10

Задача : определить уровень сформированности предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста . Решение данной задачи предполагает использование следующих методик : 1. Методика «Да и нет, не говори» Н.И. Гудкиной - направлена на выявление умения ребенка действовать по правилам. 2. Методика «Палочки и крестик» Л.И. Цеханской - для исследования саморегуляции и самоконтроля. 3. Методика «Домик» Н.И. Гудкиной - выявление умения оценивать свою деятельность 1. Констатирующий этап

Слайд 11

Цель : разработать и реализовать систему дидактических игр, которые будут воздействовать на все компоненты учебной деятельности . 2. Формирующий этап

Слайд 12

3. Контрольный этап Задачи : 1) провести повторную комплексную диагностику сформированности предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников; 2) подвергнуть полученные данные количественной и качественной обработке; 3) на основе полученных результатах сформулировать вывод о подтверждении или не подтверждении выдвинутой нами гипотезы. Реализация данных задач осуществлялась с помощью методик, используемых нами на констатирующем этапе исследования: - « Да и нет, не говори » - « Палочки и крестики » - « Домик »

Слайд 13

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ : Восприятие Внимание Мышление Память Воображение Речь

Слайд 14

«Чудесный мешочек» «На полянке» «Лишняя картинка» «Сделай также» Дидактические игры

Слайд 15

От степени сформированности внимания во много зависит продуктивность учебной деятельности и успеваемость ребенка. Непроизвольное внимание – возникает само собой, то что ярко, интересно ( свойственно дошкольникам) Произвольное внимание - требует усилия воли: надо делать то, что не хочется ( необходимо школьникам) Игры и упражнения, направленные на развитие внимания : - Найди одинаковые предметы (картинки) Найти отличия между картинками Лабиринты Найди и вычеркни Пазлы Запретная буква (цифра, слово, слог и т.п.) Игра «Черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить» Рисование по точкам и др. Внимание

Слайд 16

Игра «Четвертый лишний» Упражнение «Раздели на группы и скажи почему» Игра-упражнение «Продолжи ряд » Детям предлагается ряд букв, цифр, фигур, в котором просматривается некая закономерность. Ребенку нужно продолжить ряд (1, 3, 5, 7, …, …). Упражнение «Расскажи рассказ по картинкам» + воображение +речь Детям предлагаются картинки. Их нужно разложить в нужной последовательности и составить рассказ. Головоломки , ребусы, загадки и т.п. Настольные игры : шашки, шахматы, домино Мышление

Слайд 17

Игра «Какой игрушки (картинки) не хватает? – зрительная память Перед ребенком на 1 мин. Ставятся 4-5 игрушек (картинок), затем просят отвернуться. Убирают одну игрушку (или переставляют) и спрашивают: «Что изменилось?» Игра «Прогулка в картинках» - зрительная, слуховая память и внимание Во время прогулки ребенка просят обращать внимание на все вывески (дорожные знаки). Дома просят нарисовать или рассказать о тех вывесках (знаках), которые он запомнил. Упражнение «Запомни картинки (слова)». Ребенку предлагается запомнить 10 картинок (или читаются слова) в течение 2 минут. Затем вспомнить. Пересказывание сказок, рассказов, м ультфильмов , заучивание с тихов . Память

Слайд 18

Упражнения со сказками, рассказами : Придумывание недостающих частей рассказа, сказки, когда одна из них пропущена + развивается мышление Перевирание сказки (Красная шапочка – вредная, а волк – добрый) Придумывание сказок, рассказов, стихов Игра «Словотворчество» (Дж. Родари ) Предлагаем детям придумать новые слова с помощью добавления к ним префикса (микро, анти, мини, макро). Затем эти новые слова нужно объяснить с помощь нескольких знакомых слов . Например: « микрогиппопотам » - выращивается дома, в аквариуме Упражнение «Способы применения предмета» Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше различных способов его применения. Игра «Дорисуй» Упражнение «придумай предложение» Ребенку даются 3-4 разных слова. Он должен придумать предложение (или рассказ/сказку), в котором используются все эти слова Воображение

Слайд 20

Общий уровень сформированности предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста Таким образом, анализ диагностических исследований на контрольном этапе выявил положительную динамику в формировании учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, что позволяет констатировать вывод о правомерности выдвинутой нами гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...

"Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Материал содержит методический комплекс, представленный технологическими картами предшествующей работы и ООД  по заучиванию стихотворений....

Подвижная игра как средство формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся средствами игровых технологий в соответствии со стандартами нового поколения...

«Театрализованная игра, как средство формирования речи у детей старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: выявить особенности организации театрализованной деятельности в ДОУ, направленную на формирование в детях творческого начала и личности ребёнка.Форма проведения: педагогическая мас...