Статья "Формирование предпосылок инженерного мышления детей посредством LEGO"
статья
Статья "Формирование предпосылок инженерного мышления детей посредством LEGO"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Формирование предпосылок инженерного мышления детей посредством LEGO" | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
"Формирование предпосылок инженерного мышления детей посредством LEGO"
Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков посредством легоконструирования Прасолова Е.Н., Устинова И. А.
В настоящее время наше государство испытывает дефицит инженерно- технических работников и квалифицированных кадров.
В своем выступлении Президент РФ В.В. Путин отметил: «Нельзя допустить, чтобы существующий кадровый дефицит стал сдерживающим фактором развития экономики». В связи с этим важным направлением развития образования становится формирование инженерного мышления на всех уровнях общего образования.
Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, творческой деятельности.
Инженерно-техническое образование в детском саду строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Что же такое инженерное мышление? Инженерное мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, повышение качества продукции; это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.
Для развития у детей инженерного мышления, мы применяем LEGO – технологию – одну из современных и распространенных педагогических систем, использующую трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Её можно использовать в работе с детьми от 3 до 7 лет.
Существует несколько видов организации обучения конструктивной деятельности: конструирование по образцу, конструирование по условиям и конструирование по замыслу.
ФГОС ДО регламентирует интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОО направлено главным образом на развитие личностных качеств ребенка, таких как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.
Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру НОД по «Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Развитию элементарных математических представлений», и др.
В ходе НОД мы учимся сравнивать детали конструктора по таким признакам как длина, ширина, высота, толщина, используя приемы наложения и приложения. Знакомимся с образованием числа от одного до пяти. Детям дается возможность научиться считать и отсчитывать определенное количество предметов по образцу и названному числу, объединять детали в группы по цвету, форме. Так же на таких занятиях с конструктором формируются навыки определения пространственных направлений – лево, право. В ходе занятий дети, как всей группой, так и малыми подгруппами придумывают сюжет, опираясь на декорации в виде пяти двухсторонних карточек, которые служат фоном к рассказываемой истории.
Использование разных форм организации обучения (по образцу, по условиям, по замыслу и т.д.) зависит от вида конструирования и возраста дошкольника. Все научные исследования показывают, чем младше ребенок, тем эффективнее развиваются способности, т.е. если у Вас есть желание, чтобы ребенок достиг высоких результатов уже в школьном возрасте, то следует начинать развивать его как можно раньше, и осуществлять этот процесс последовательно и непрерывно. Инженерное мышление – не исключение. Чем раньше, тем лучше. С 2 и до 3 лет можно использовать мягкие кирпичики и наборы Дупло.
С малышами 3–4 лет используются Лего - наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей.
В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.
Диалогическая форма общения детей во время конструирования предполагает обсуждение разных вариантов решения, а также возможность учитывать мнения сверстников.
Использование этих приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности как в детском саду, так и дома.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию элементов инженерного мышления с помощью Лего-конструирования способствует всестороннему развитию детей. Дети, набираясь конструктивного опыта, посредством Лего-конструирования, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»
Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.Задачи:повышать профессиональную к...
ПРОЕКТ по развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста «Знатоки электроники»
Данный проект способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию инженерного мышления и творчества детей старшего дошкольного возраста, в процессе ознакомления с электронным констр...
Семинар-практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления детей средствами технологии ТИКО моделирования»
Семинар-практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления детей средствами технологии ТИКО моделирования»Цель: раскрыть понятие «Инженерное мышление»Задачи:1.Познакоми...
Проект по формированию предпосылок инженерного мышления детей среднего дошкольного возраста
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже ...
"От развития конструкторских навыков- к формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - это значимый период всех психических функций- речи, мышления,эмоции механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга- это кора. Имен...
Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников....
Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством конструирования
С раннего возраста современный ребенок находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Инженерное мышление необходимо детям уже с малых лет, сооружая, играя с наглядными моделями, им легче ...