Семья как полисубъект воспитания
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Князькина И.В. МААМ ссылка
Семья как полисубъект воспитания
«Душа ребенка равно сложна, как и наша,
полна подобных противоречий,
в тех же трагичных вечных борениях:
стремлюсь и не могу, знаю, что надо,
и не умею себя заставить».
Януш Корчак
Хочется вспомнить замечательного Педагога с большой буквы, мыслителя, писателя, погибшего в газовой камере вместе со своими учениками. Януш Корчак (его настоящее имя – Генрик Гольдшмит) принял смерть с двумястами воспитанниками его «Дома сирот» в августе 1942 года, в «лагере смерти» Треблинке на территории Польши. С воспитанниками, которых не смог спасти и не захотел оставить одних перед лицом смерти. Точно также, как не оставлял их до этого перед лицом жизни, вкладывая в них свое сердце и свою душу.
В мировой педагогике Януш Корчак, так же, как и Макаренко, является знаковой фигурой. Он не разработал какую-то супер методику или систему воспитания, он не открыл никаких неизвестных доселе истин, не стал доктором наук, не защитил ни одной диссертации на педагогическую тему. Все, что он делал, сводилось к одной простой вещи – он по-настоящему любил детей.
Корчак считал, что воспитание, в первую очередь, – это процесс постоянного познания ребенка и развития его природных способностей плюс уважение к его личности. Он писал о том, чего нам сегодня так не хватает – о любви к детям. Причем не любви-воспитания-ухода, а любви-понимания, любви-самоотверженности, любви-принятия. А еще искренности, мудрости и нравственности, трепетного отношения к большому сердцу маленького человечка. А еще понимания того, что дети имеют право на собственное мнение и даже на протест. Януш Корчак подчеркивал: «Нужно учить ребенка распознавать ложь, ценить правду, и не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только подчиняться, но и бунтовать». Ведь дети – это в первую очередь люди. Мало того, дети, по убеждению педагога, на самом деле намного мудрее взрослых — чище и глубже: «Ребенок в сфере чувств, превосходит взрослого, у него нет тормозов. В сфере же интеллекта ребенок не уступает взрослому, просто ему не хватает опыта… Не обобщайте, не абсолютизируйте, нет детей вообще (в целом), в процессе воспитания мы имеем дело с конкретными индивидуумами. И поэтому каждый из них нуждается в индивидуальном подходе». Поэтому в общении с детьми взрослые должны не опускаться до их уровня, как принято считать, а наоборот «подниматься до их чувств»: «Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».
Корчак настойчиво требует признания равноценности и самоценности личности ребенка, признания за ним права на индивидуальность. А сколь актуальными и пророческими оказались слова Корчака относительно бездумного давления общества на детей: «Государство требует от детей официального патриотизма, церковь — догматической веры, школа — беспрекословного повторения сомнительных истин, эгоизм недалеких и бесцеремонных родителей — безусловного подчинения: Результатом такого ‘воспитания’ может стать лишь никчемная посредственность».
Гармония семьи состоит в той любви, где никто не требует обязательств друг от друга, в той высочайшей чести друг к другу, где нет слов о самопожертвовании, а есть мысль о помощи, о радости быть полезным.
Поколение, на которое сейчас возложены родительские обязанности, выросло тогда, когда семья рассматривалась не как важнейший социальный институт, а лишь как неизбежная стадия общественной жизни человека. Поэтому рационально организованное и продуманное воспитание ребенка происходило за пределами семейного круга. Родители, доверяя основные воспитательные задачи государству, и сосредоточившись только на физическом обеспечении своих детей и их будущего, разучились нести основную ответственность за своего ребёнка, и можно сказать, разучились любить ребёнка.
На основании вышеперечисленных причин сегодня действительно уместно говорить о существующем кризисе воспитания в нашем обществе, охватившем воспитание на всех уровнях, начиная с самого главного - семьи. И основная проблема - это утрата любви к ребёнку. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить.
В помощь выстраивания контакта с ребенком, я предлагаю родителям десять заповедей Януша Корчака:
- не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
- не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
- не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
- не унижай!
- не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- люби своего ребенка любым — не талантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, в чувствование, в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
В идее воспитания Януша Корчака главная мысль - это, прежде всего любовь к детям. Исходя из нее, педагог никогда не навредит ребенку. Но не слепая любовь, а все понимающая и все видящая. Из любви к ребенку можно строго с ним поговорить не нравоучительно, а отнестись к нему, как к человеку способному самостоятельно контролировать свои поступки и анализировать свое поведение. Направить, помочь, поддержать - важные моменты в педагогике. Главное все это делать, с целью воспитать настоящего человека.
Список использованной литературы:
1. Корчак Януш. Избранные педагогические произведения /Пер. с пол. К.Э.Сенкевич; Сост. и авт. примеч. Е.С.Рубенчик; Под.ред. и предисл.
М.Ф.Шабаевой; [Послесл.И.Неверли]. - М.: Просвещение, 1966. - 470 с.
2. Корчак Януш. Как любить ребёнка// : Библиотека Максима Мошкова - Режим доступа:<#"justify">13. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. - 3-е изд. -М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
3. Википедия. Свободная энциклопедия// Режим доступа:
4. Гонопольский А.М. Подростковая психотерапия. Основные проблемы воспитания детей // Гонопольский А.М. Психологическая помощь - Режим доступа:
#1055;опулярная психология для родителей» под редакцией А.А.Бодалева, М.,Педагогика 1988г.
#1051;.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М.,Просвящение 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
Как много значит семья в нравственном воспитании дошкольников!...
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
Как много значит семья в нравственном воспитании дошкольников!...
роль отца в семье и в воспитании детей
для родителей...
«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».
Целью данного проекта является - формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....
Общее собрание по теме: «Трудовое воспитание в семье» (опыт трудового воспитания в семье).
Цель: Расширить представление взрослых о труде детей через (сценки, песни, танцы, пословицы) выступления родителей и воспитателей о труде. Систематизировать знания родителей...
Защита опыта семейного воспитания семьи Лыковых «Трудовое воспитание в семье».
Материал поможет родителям и педагогам в решении вопросов трудового воспитания детей....
Статья на тему дошкольное воспитание Информационно-педагогическая помощь семье дошкольника в воспитании ребенка.
Статья на тему дошкольное воспитание Информационно-педагогическая помощь семье ...