«Роль педагогов ДОУ в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
проект
Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
по проектной деятельности
«Роль педагогов ДОУ в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться, становиться тем,
что он есть в процессе исследовательской
деятельности». (С. Л. Рубинштейн)
Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя.
Актуальность
Во - первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов - это стимулирует его личностный рост и самореализацию в разных видах деятельности.
Во - вторых, вся возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в исследовательской деятельности детей, либо деятельности педагога. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления, которая, считаем, лучше проявляется в познавательной деятельности.
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития педагога предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Познавательно-исследовательская деятельность относится к реализации ОО «Познавательное развитие» и подразумевает освоение детьми средств и способов познания, исследования окружающей действительности, а именно: «Что я об этом знаю?» «Что хочу узнать?» (постановка проблемы познания, исследования; Выдвижение и фиксация гипотез детей по поводу возможных ответов на их вопросы; Обсуждение способов проверки этих гипотез; Поиск информации; Анализ объектов с целью выделения признаков, сериация и классификация предметов по выделенным признакам; нахождение и анализ связей предметов, явлений – временных, причинно-следственных; синтез (составление целого из частей); Работа со словесной и печатной информацией из разных источников с целью нахождения нужной информации, сбор, проверка ее достоверности, сопоставление с другими источниками, ее систематизация, выделение фактов, доказывающих правильность/неправильность предварительных предположений, анализ полученной информации; Приведение доказательств своих утверждений с помощью примеров, описаний, характеристик, сравнений, различений и т.д.)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Стандарт) определяет целевые ориентиры для педагогов на этапе завершения дошкольного образования.: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать…», «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности…».
Цель мероприятия /проекта | Создать условия для профессионального развития педагогов ДОУ посредством познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. | ||
Задачи мероприятия /проекта (формируются с учетом профессионального опыта исполнителей) | 1. Совершенствовать предметно-развивающую среду в группах для проведения познавательно-исследовательской деятельности. 2. Создать условия для диссеминации инновационного педагогического опыта и внедрить современные образовательные и информационные технологии в образовательный процесс ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФГОСДО. 3. Активизировать и оптимизировать практическую деятельность педагогов по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через проведение «мастер-классов», «круглых столов», консультаций, организации проблемных ситуаций. 4. Осуществить мониторинг качества внедренного проекта педагогов по познавательно-исследовательской деятельности. | ||
Целевая аудитория Профессиональный уровень участников-организаторов проекта | педагоги ДОУ – 15 человек Высшая квалификационная категория - 53 % Первая квалификационная категория – 21% Без категории – 26% Образование: высшее – 46% среднее специальное – 54% | ||
Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия/проекта (временные, внутренние, внешние) | Основные формы: презентация педагогического опыта, непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах, свободная деятельность детей, консультации, «круглый стол», « мастер - класс», конкурс познавательных лабораторий. | ||
Отбор способов проверки предположений | - кратковременные распознающие наблюдения, - длительные сравнительные наблюдения, - элементарные опыты, - демонстрация моделей, - эвристические беседы. | ||
Организация самостоятельной поисковой деятельности детей | Может организовываться в разных формах: − сюжетно-ролевая игра; − рассматривание; − наблюдение; − беседа; − экскурсии; − конструирование; − экспериментирование; − исследовательская деятельность; − коллекционирование; − развлечения, викторины, конкурсы. | ||
Календарь этапов планирования проекта (этап, сроки, задача, ответственный, контроль) | |||
Подготовительный: вовлечение педагогов в самостоятельную деятельность в рамках проекта. | сентябрь - октябрь | 1.Анкетирование педагогов ДОУ с целью выявления уровня профессионального развития в области познавательно-исследовательской деятельности. Установочный семинар: «Деятельностный подход в организации образовательного процесса по познавательному развитию в условиях ФГОС ДО»: Ответственный – ст.воспитатель | Текущий (промежуточный) контроль направлен на определение уровня овладения педагогами профессиональных умений, в области экспериментальной деятельности, а также на определение трудностей, с которыми сталкиваются педагоги. Ответственный – ст. воспитатель заведующий |
Организационный: включение педагогов в проектирование работы по проблеме. | ноябрь | Научно - практический семинар по вопросам реализации «Этапы, формы, методы, детского исследования» (метод.сопровождение): Ярмарка инновационных идей «Проектная деятельность ДОУ с учётом ФГОС ДО» Ответственный – ст.воспитатель | |
Внедренческий: включение педагогов в практическую работу дошкольного образовательного учреждения по созданию условий для решения проблемы. | декабрь - январь | .Мастер-класс: « Использование ИКТ в организации ОД по познавательно-исследовательской деятельности»; смотр-конкурс познавательных лабораторий; защита конспектов по образовательной области «Познание»; презентация групповых проектов по познавательно-исследовательской деятельности. непосредственная образовательная деятельность; совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментов; свободная деятельность детей. Ответственный – ст.воспитатель | Текущий контроль: проведение беседы, посещения различных видов деятельности, НОД, режимные моменты, наблюдения. Ответственный – ст. воспитатель заведующий |
Заключительный: подведение итогов: рефлексивный круг, представление мероприятий | февраль | Конференция «Я - исследователь» - представление результатов работы по проекту; сбор и анализ материалов по проекту; Защита исследовательских проектов по познавательному развитию дошкольников | Итоговый контроль направлен на выявление определения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ. (анкетирование) |
Предполагаемые промежуточные и конечные результаты: 1.Обновлённая, усовершенствованная предметно - развивающая среда по опытно-экспериментальной деятельности. Создание единого инновационного пространства в спектре познавательного развития. 2. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в области познавательно-исследовательской деятельности. 3.Повышение познавательной активности детей по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. 4.Развитие активной, любознательной, самостоятельной, творческой личности, личности умеющей отвечать на вопросы, задавать вопросы, работать в коллективе. | |||
Обратная связь (вопросы участникам по результатам реализации) мероприятия /проекта) | Насколько вы достигли своей цели (по шкале от 1-10) Какие методы и формы работы были наиболее эффективные? Что получилось особенно хорошо? Какая помощь Вам необходима? |
Опыт используется, как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинута и самими детьми. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе поиска решения задачи дети высказывают суждения - предположения о причинах явления, выбирают способ решения - условия и организацию опыта. Обсуждение условий организации опыта проходит под руководством воспитателя. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них; которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в организации театрализованной деятельности».
В организации театрализованной деятельности в ДОУ особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей. Испол...
Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника».
Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятель...
Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности дошкольника"
Данный материал рекомендован воспитателям детских садов для правильной организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду, при организации музыкальных центров в групповых комнатах, о ...
Семинар для воспитателей на тему «Роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Разные подходы к классификации игр»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В дошкольной...
Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в организации театрализованной деятельности».
В организации театрализованной деятельности в ДОУ особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей. Использование теат...
План по самообразованию педагога. Тема: «Роль коллективных работ в изобразительной деятельности дошкольников»
Актуальность.Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремле...
Роль педагога в организации театрализованной деятельности: Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:
Обоснование актуальности и перспективности опыта.Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса:Актуальность работы заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность являе...