«Роль педагогов ДОУ в познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
проект

Шаулина Анжела Викторовна

Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по проектной деятельности

«Роль педагогов ДОУ в  познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться, становиться тем,

что он есть в процессе исследовательской

деятельности». (С. Л. Рубинштейн)

Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя. 

Актуальность

Во - первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов - это стимулирует его личностный рост и самореализацию в разных видах деятельности.

Во - вторых, вся возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в  исследовательской деятельности детей, либо деятельности педагога. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления, которая,  считаем, лучше проявляется в познавательной деятельности.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития педагога предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Познавательно-исследовательская деятельность относится к реализации ОО «Познавательное развитие» и подразумевает освоение детьми средств и способов познания, исследования окружающей действительности, а именно: «Что я об этом знаю?» «Что хочу узнать?» (постановка проблемы познания, исследования; Выдвижение и фиксация гипотез детей по поводу возможных ответов на их вопросы; Обсуждение способов проверки этих гипотез; Поиск информации; Анализ объектов с целью выделения признаков, сериация и классификация предметов по выделенным признакам; нахождение и анализ связей предметов, явлений – временных, причинно-следственных; синтез (составление целого из частей); Работа со словесной и печатной информацией из разных источников с целью нахождения нужной информации, сбор, проверка ее достоверности, сопоставление с другими источниками, ее систематизация, выделение фактов, доказывающих правильность/неправильность предварительных предположений, анализ полученной информации; Приведение доказательств своих утверждений с помощью примеров, описаний, характеристик, сравнений, различений и т.д.)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Стандарт) определяет целевые ориентиры для педагогов на этапе завершения дошкольного образования.: «ребенок  проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать…», «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности…».

Цель мероприятия /проекта

Создать условия для профессионального  развития педагогов ДОУ посредством познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи мероприятия /проекта (формируются с учетом профессионального опыта исполнителей)

1.         Совершенствовать предметно-развивающую среду в группах для проведения познавательно-исследовательской деятельности.

2.        Создать условия для диссеминации инновационного педагогического опыта и внедрить современные образовательные и информационные технологии в образовательный процесс ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФГОСДО.

3.        Активизировать и оптимизировать практическую деятельность педагогов по познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников через проведение «мастер-классов», «круглых столов», консультаций, организации проблемных ситуаций.

4.         Осуществить мониторинг качества внедренного проекта  педагогов по познавательно-исследовательской деятельности.

Целевая аудитория

Профессиональный уровень участников-организаторов проекта

педагоги ДОУ – 15 человек

Высшая квалификационная категория -  53 %

Первая квалификационная категория –  21%

Без категории – 26%

Образование: высшее – 46%

среднее специальное – 54%

Ресурсы,  необходимые для проведения мероприятия/проекта (временные, внутренние, внешние)

Основные формы:

презентация педагогического опыта, непосредственная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах, свободная деятельность детей,  консультации, «круглый стол», « мастер - класс», конкурс познавательных лабораторий.

Отбор способов проверки предположений

 - кратковременные распознающие наблюдения,

- длительные сравнительные наблюдения,

- элементарные опыты,

- демонстрация моделей,

- эвристические беседы.

Организация самостоятельной поисковой деятельности детей

Может организовываться в разных формах:

− сюжетно-ролевая игра;

− рассматривание;

− наблюдение;

− беседа;

− экскурсии;

− конструирование;

− экспериментирование;

− исследовательская деятельность;

− коллекционирование;

− развлечения, викторины, конкурсы.

Календарь этапов планирования проекта (этап, сроки, задача, ответственный, контроль)

Подготовительный:

вовлечение педагогов  в самостоятельную деятельность в рамках проекта.

сентябрь - октябрь

1.Анкетирование педагогов ДОУ с целью выявления уровня профессионального развития в области познавательно-исследовательской деятельности.

Установочный семинар: «Деятельностный подход в организации образовательного процесса по познавательному развитию в условиях ФГОС ДО»:

Ответственный – ст.воспитатель

Текущий (промежуточный) контроль направлен на определение  уровня овладения педагогами профессиональных умений, в области экспериментальной деятельности, а также на определение трудностей, с которыми сталкиваются педагоги.

Ответственный – ст. воспитатель

заведующий

Организационный:

включение педагогов в проектирование работы по  проблеме.

ноябрь

Научно - практический семинар по вопросам реализации

«Этапы, формы, методы, детского исследования» (метод.сопровождение):

Ярмарка инновационных идей «Проектная деятельность  ДОУ

с учётом ФГОС ДО»

Ответственный – ст.воспитатель

Внедренческий:

включение педагогов в практическую работу дошкольного образовательного учреждения по созданию условий для решения проблемы.

декабрь - январь

.Мастер-класс:

« Использование ИКТ в организации ОД по познавательно-исследовательской деятельности»;

смотр-конкурс познавательных лабораторий;

защита конспектов по образовательной области «Познание»;

презентация групповых проектов по  познавательно-исследовательской деятельности.

непосредственная образовательная деятельность; совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментов; свободная деятельность детей.

Ответственный – ст.воспитатель

Текущий контроль: проведение беседы, посещения различных видов деятельности, НОД, режимные моменты, наблюдения.

Ответственный – ст. воспитатель

заведующий

Заключительный:

подведение итогов: рефлексивный круг, представление мероприятий

февраль

Конференция «Я - исследователь» -  представление результатов работы по проекту;

 сбор и анализ материалов по проекту;

Защита исследовательских проектов по познавательному развитию дошкольников

Итоговый контроль направлен на выявление определения уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

(анкетирование)

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

1.Обновлённая, усовершенствованная предметно - развивающая среда по опытно-экспериментальной деятельности. Создание единого  инновационного  пространства в спектре познавательного развития.

2. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в области познавательно-исследовательской деятельности.  

3.Повышение познавательной активности детей по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

4.Развитие активной, любознательной, самостоятельной, творческой личности, личности умеющей  отвечать на вопросы, задавать вопросы, работать в коллективе.

Обратная связь (вопросы участникам по результатам реализации) мероприятия /проекта)

Насколько вы достигли своей цели (по шкале от 1-10)

Какие методы и формы работы были наиболее эффективные?

Что получилось особенно хорошо?

Какая помощь Вам необходима?

Опыт используется, как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем, но может быть выдвинута и самими детьми. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе поиска решения задачи дети высказывают суждения - предположения о причинах явления, выбирают способ решения - условия и организацию опыта. Обсуждение условий организации опыта проходит под руководством воспитателя. Все условия в опыте должны быть уравнены, и лишь одно из них; которое влияет на результат опыта, должно быть выделено, показано детям и осознано ими. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в организации театрализованной деятельности».

 В организации театрализованной деятельности в ДОУ особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей.  Испол...

Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в формировании познавательных интересов дошкольника».

Формирование познавательных интересов, как, собственно, формирование самой личности человека, представляет собой сложный и системный процесс, осуществляемый в рамках осуществления той или иной деятель...

Консультация для педагогов "Роль воспитателя в организации самостоятельной деятельности дошкольника"

Данный материал рекомендован воспитателям детских садов для правильной организации самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду, при организации музыкальных центров в групповых комнатах, о ...

Семинар для воспитателей на тему «Роль педагога в развитии игровой деятельности дошкольников. Разные подходы к классификации игр»

      Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.        В дошкольной...

Консультация для педагогов на тему: «Роль педагога в организации театрализованной деятельности».

В организации театрализованной деятельности в ДОУ особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную динамику в развитии детей. Использование теат...

План по самообразованию педагога. Тема: «Роль коллективных работ в изобразительной деятельности дошкольников»

Актуальность.Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремле...

Роль педагога в организации театрализованной деятельности: Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:

Обоснование актуальности и перспективности опыта.Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса:Актуальность работы заключается в том, что в ДОУ театрализованная деятельность являе...