Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
консультация

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.Существует необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у дошкольников. И одним из средств развития связной речи является сюжетно-ролевая игра. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной их задач образовательной области «Речевое развитие» выступает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [4].

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной и др.

Под связной речью понимается смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание [1]. Связность, как считает С. Л. Рубинштейн, это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя [3].

А.М. Леушина указывает, что степень связности и ее форма определяется смысловым содержанием и условиями обучения. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные и глубокие сдвиги и изменения в плане нарастающей связности речи детей. В результате речь как средство общения ребенка и форма его мышления становится более полноценной. По мере умственного развития и вербального мышления, речь ребенка-дошкольника освобождается от ситуативной связности. Появляется новая форма речи – речи структурно оформленной, связной, точной, объективно воспроизводящей –  контекстной [2].

Существует необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у дошкольников. И одним из средств развития связной речи является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [3].

Нами определена система работы по развитию связной речи у старших дошкольников посредством  сюжетно-ролевой игры (табл. 1).

Таблица 1

Система работы по развитию связной речи у старших дошкольников посредством  сюжетно-ролевой игры

Этап

Цель

Сюжетно-ролевые игры

Подготовительный

Знакомство и установление эмоционального контакта с детьми.

Подготовка детей к использованию связных высказываний в сюжетно-ролевых играх.

«Угощение»

«Медвежата»

Основной

Способствовать развитию связной речи у старших дошкольников с использованием сюжетно-ролевой игры

(под руководством педагога)

«Супермаркет»

«Строители»

«Пароход»

«Прачечная»

«Гараж»

«Столовая»

«Ветеринарная клиника»

«Зоопарк»

«Кукольный театр»

«Кругосветное путешествие»

Заключительный

Закреплять навыки использования связных высказываний у старших дошкольников, соответствующих ситуации в сюжетно-ролевой игре

(самостоятельная игра)

«Семья»

«Автобус»

«Больница-поликлиника-аптека»

«Салон красоты»

«Детский сад»

«В кафе»

«Телевидение»

Важно отметить, что успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Во-вторых, сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми дает ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.

В-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приемы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние педагога на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать  наиболее интересную. Если игра становится детям неинтересной, педагог разнообразит ее новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встает на позицию ребенка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает его с детьми, позволят реализовать поставленные задачи.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие связной речи  дошкольника.

Библиографический список

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. М.: Академия, 2000. 400 с.
  2. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2000. С. 358–369.
  3. Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей.  СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.

Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...

Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:1. Изучить различные приемы мнемотехники2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные те...

Презентация к мастер-классу для воспитателей на тему "Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"

В настоящее время существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. В своей работе с детьми по речевому развитию я использую метод наглядного моделирова...

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством включения в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр»

В статье представлен опыт развития, и формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством включения  в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей....