Проект традиции русской избы
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Информационный проект
«Традиции русской избы»
Введение: Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству. Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, я решила создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовнонравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля! Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА: Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители. Актуальность проекта: Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети |
лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребѐнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. И я хочу, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погружению детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба». Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине. Задачи: - Познакомить детей с устройством русской избы; -Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; -Познакомить с традициями русского народа; -Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами; |
-Расширять словарный запас: изба, печка, ухват, чугунок, прялка, лапти, сундук;
-Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
-Знакомство с русскими народными хороводными играми;
-Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
-Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Гипотеза.
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Сроки реализации проекта: 20 - 27 ноября 2017г.
Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, живопись).
Методы исследования.
Экскурсия в мини музей.
Беседы с детьми.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование русских песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этап проекта | Сроки | Содержание работы |
I Этап Подготовительный | 20.11. 2017г. – 22.11.2017г. | Изучение литературы по данной теме Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в |
семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; Диагностика детей о русской культуре; Обогащение развивающей среды: Материальное: 1.Создание в группе мини-музея «Русская изба»: печь, чугунок, расписная деревянная посуда, прялка, гребни для чесания шерсти, ухват, домотканые половики. 2. Оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.). Научно-методическое: 1.Подбор и разработка конспектов занятий и консультаций; 2.Создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок».
| ||
II Этап Основной | 23.11.2017г. – 24.11.2017г.
| Ø Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений; Ø Чтение русско-народных сказок заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок. Ø Проведение консультаций для родителей и педагогов. |
III Этап Заключительный | 27.11.2017г. | Ø Диагностика полученных знаний детей; Ø Анализ полученных данных; Ø Презентация мини-музея |
;
«Русская изба» НОД по познавательному развитию «Знакомство с русской избой»
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
Сроки | Тема | Форма работы | Цель |
20ноября - 27ноября | Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом. | Беседа «Русская изба»;
| Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни) |
Первое посещение мини-музея «Русская изба»;
| Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее. | ||
Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терѐшечка», «Жихарка» | Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать сказки. | ||
Музейное занятие «Русская печь»
| Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому. | ||
Знакомство с пословицами, | Изучение малых |
поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. | фольклорных форм | ||
Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. | Расширять и обогащать словарный запас детей.
| ||
Аппликация «Русская изба» | Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода. | ||
Проведение русских народных игр.
| Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов. | ||
Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка»
| Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.
| ||
Рисование «Дымковская барыня»
| Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.
| ||
Дидактические игры «Угадай | Формировать у детей обобщѐнное представление | ||
роспись», «Составь узор» | о народном искусстве.
| ||
Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи» | Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью | ||
Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома»
| Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка). | ||
Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам» | Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения. | ||
Дидактическая игра «Составь узор» | Ознакомление с названиями городецкой росписи; Составление композиции на досках различной формы. | ||
Итоговое мероприятие: НОД по познавательному развитию «Знакомство с русской избой» |
Приложение 1.
НОД по познавательному развитию в старшей группе
«Знакомство с русской избой»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Основная образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: « Познание»; «Социальнокоммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Художественно-эстетическое».
Форма проведения: Фронтально.
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.
Образовательные: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта. Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, печь, прялка, лапти). Развивающие: Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр. Развивать интерес к русскому фольклору. Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам. Методы: игровые, словесные, практические, наглядные. Приѐмы: рассказ, вопросы, дополнения, художественное слово. Наглядные средства обучения: предметы старинного русского быта( печь, чугунок, ухват, прялка, лапти). Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Разучивание русских народных игр и песен. Экскурсия в комнату старинного русского быта.
Ход занятия. В.: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому народному обычаю. (Дети кланяются, прижав руку к сердцу)
В.: Дети, а вы любите путешествовать?
1,2,3,4,5…начинаю колдовать! Тихо мы в ладоши хлопнем, теперь ножкою притопнем… Покружитесь, покружитесь, в сказке все вы окажитесь! - Дети, что же это? Д.: Камень. |
В.: А камень это не простой, на нѐм что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно: Налево пойдѐшь – в чужую группу попадѐшь Прямо пойдѐшь – далеко не уйдешь. Направо пойдѐшь – много интересного найдѐшь.
Слайд 1(русская изба) В.: Правильно, давным-давно люди строили себе жилища из брѐвен. Такие дома называли избами. На первый взгляд изба – самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свою избу, старался сделать еѐ прочной и тѐплой. Избы были очень красивыми. Их украшали резными наличниками и ставнями. В каждой избе был «красный угол». Красный - значит главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем.
Д.: Печка. В.: В каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол избы. А как вы думаете, для чего нужна печка? Д.: Чтобы еду готовить. Чтобы тепло было в доме от неѐ, чтобы спать на ней. В.: Ребята, чтобы приготовить еду нужно печку растопить. А чем еѐ топили? (Ответы детей) В.: Ребята, посмотрите, а дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить. Физкультминутка: За дровами в лес пойдѐм И топор с собой возьмѐм, Вместе рубим мы бревно Очень толстое оно, Чтоб дрова пролезли в печку Их разрубим на дощечки. В.: Молодцы ребята, вот сколько дров нарубили! В.: Итак, дрова мы с вами нарубили, печку растопили, а в чѐм же мы будем с вами готовить еду? |
Послушайте загадку: Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля, Где, там в печке уголѐк Кашу сварит … Д.: Чугунок. В.: Чугунок был незаменим в хозяйстве. Он был вместо кастрюли. По весу он тяжѐлый, т.к. сделан из чугуна. Чугун – это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился. В.: А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался. Вот про него загадка: Не бык, а бодает Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдаѐт, А сам в угол идѐт. Д.: Ухват. В.: Смотрите, как я ставлю чугунок в печь. А теперь давайте вы попробуете достать его из печи. (Дети достают) В.: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти всѐ делали своими руками. Как вы думаете, как они трудились, чем занимались? (Ответы детей) Слайд 2 (Видео - пряха прядѐт на прялке) В.: Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали: Ты помощница моя, прялочка родная, Напряди ты пряжи мне, что не видно края. В.: А для чего нужна была пряжа? Д.: Чтобы вязать носки, одежду. В.: Хозяин из лозы плѐл лапти. Такая обувь была в старину. Ткали половики. Шили и вышивали одежду. Люди в старину очень много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. Авы хотите поиграть? Игра хороводная «Ворон» |
Ой, ребята, та-ра-ра, На горе стоит гора, А на той горе дубок, А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах (движение ногами вперѐд), В позолоченных серьгах (показывают серьги). Чѐрный ворон на дубу (показывают крылья), Он играет во трубу (показывают игру на трубе). Труба точѐная, позолоченная (хлопки в ладоши), Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши), Да (поднимают и опускают руки)! В.: Но делу время – а потехе час! Гласит русская народная пословица. Пока взрослые трудились, дети играли в игрушки которые делали своими руками. В.: Посмотрите, какие куклы. Их делали только из ткани без ниток, иголок и ножниц. У каждой куклы своѐ название. Это крупеничка. Это травница. А эта кукла называется – кормилица. Ребята, а вы хотите сделать такую куклу своими руками? Сегодня мы с вами попробуем сделать куклу, которая называется пеленашка. Технология изготовления куклы: Берѐм прямоугольный лоскут светлой ткани, туго сворачиваем трубочкой и обматываем по всей длине ниткой. Далее берѐм цветной лоскут прямоугольной формы и надеваем на голову куклы: надвигаем на лоб, симметрично закладываем по бокам. Потом берѐм пелѐнку с одной стороны и укутываем один бочок куклы; затем захватываем пелѐнку с другой стороны и укладываем поверх первого слоя, укутываем второй бочок куклы; затем аккуратно расправляем пелѐнку и поднимаем еѐ вверх – укутываем ноги. И перевязываем пелѐнку красивой лентой. Итог: Ребята, понравилось вам наше сказочное путешествие? Где мы сегодня с вами побывали? Какие новые слова вы сегодня узнали и запомнили? А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию лэпбука "Традиции русской избы"
Одной из современных форм обогащения ППРС является лэпбук. Это универсальное пособие для работы с детьми в виде игр и развивающих заданий. Лэпбук «Традиции русской избы&r...
Программа дополнительного образования детей от 2 до 4 лет по возрождению народных традиций «Русская изба»
Программа дополнительного образования детейот 2 до 4 летпо возрождению народных традиций«Русская изба»...
Проект "Традиции русского народа. Мини - музей "Русская изба" с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель проекта формировать представление о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....
Презентация проекта "Традиции русского народа.Музей русская изба"
формирование представление детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа....
Проект "Традиции Русской избы""
Проект в старшей разновозрастной группе...
Открытое занятие художественно-эстетической направленности для педагогов ДОО по теме «Народные традиции. Русская изба»
Цели:Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.Задачи:1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, пос...
Творческий проект: «Традиции Русской избы»
Вид проекта: Ознакомительно-ориентировочный.Сроки проекта: с 1.12.2021 г. по 25.02.2022 г.Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы (5-7 лет), родители, педагоги ДОУ...