Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников
консультация
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_patrioticheskogo_vospitaniya.ppt | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. А. Сухомлинский «Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Цель семинара Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников .
Задача Систематизировать и закреплять знания педагогов по организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
Актуальность Стандарт дошкольного образования требует от педагога объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. (ФГОС ДО глава 1, пункт 1.6) Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников Это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности и связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе.
Цель патриотического воспитания Создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачи патриотического воспитания Развивать интерес к русским традициям и промыслам, а так же интернациональные чувства по отношению к другим народам, их культуре, традициям. Расширять представления детей о регионах страны, ее больших городах, о столице России, символах государства (герб, флаг, гимн). Расширять представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника. Формировать желание участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы и родного города. Воспитывать у ребенка чувство уважения и симпатии к людям, толерантность к другим народам и их традициям, любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, родному дому, детскому саду, городу и Родине. Воспитывать бережное отношение к родной природе, чувство ответственности и гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
Принципы нравственно – патриотического воспитания дошкольников Учета возрастных особенностей Ценностно ориентированного подхода Развития личностных качеств Опоры на ведущую деятельность Свободы, самостоятельности и народности принципы Рационального сочетания разных видов деятельности
Традиционная тематика НПВ Работа по каждой теме нравственно – патриотического воспитания в ДОУ включает ООД, игры, экскурсии, НОД детей, по некоторым темам – праздники (День Конституции, День защитника Отечества, День Победы и другие национальные праздники). Традиционно педагоги придерживаются следующих тем: «Моя семья», «Мой микрорайон», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя страна».
Основная форма НПВ детей - это тематические занятия, именно они повышают детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (бытовая техника раньше и сейчас, труд в колхозе – раньше и теперь; счеты и компьютеры и т.п.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема должна подкрепляться продуктивными видами деятельности. Важным условием НПВ детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет внимательно относиться к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует сохранению вертикальных семейных связей. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Методы и приемы НПВ Непосредственное познание достопримечательностей родного города (целевые экскурсии); интегрированные занятия, развлечения, драматизация; рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей; чтение детских художественных произведений, рассматривание фотографий и иллюстраций о родном крае, городе, беседы с детьми; использование диафильмов, репродукций картин о городе и природе родного края (их рассматривание и обсуждение); разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, проведение праздников; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством; наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество; проведение тематических выставок, оформление мини – музеев; привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении (сбор листьев на участке); поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах; личный пример педагога – самый сильнодействующий фактор НПВ.
Педагогическая дискуссия Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? Процесс формирования самосознания ребенка начинается в дошкольном возрасте, и поэтому важнейшими задачами развития дошкольника, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны
2. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников В воспитании детей все должно основываться на личности воспитателя, поэтому мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания . Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».
Рефлексия Мероприятия НВП Задачи НПВ Цель НВП Проблема НВП
РЕФЛЕКСИЯ Мы, ведущие семинара, говорим вам, уважаемые педагоги, спасибо за педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности и патриотизма воспитанников, за вашу компетентность по всем направлениям нравственно-патриотического воспитания. « Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» - Этими замечательными словами В.А. Сухомлинского я хочу завершить наш семинар.
Литература по НПВ Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005. Кротова Т.В. «Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей» Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников». Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического вос
Семинар-практикум в ДОУ «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и...
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....
Презентация для педагогов "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольника"
Презентация для педагогов....
Консультация для педагогов "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольника"
Консультация для педагогов...
Презентация к педсовету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Презентация к педсовету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...
"Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания в ДОУ посредством ознакомления дошкольников с народными играми Курского края"
Применение игровых технологий с дошкольниками, используя народные игры Курского края...
Деловая игра к педагогическому совету "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено сам...