Проект «Наблюдаю и познаю»
проект (младшая группа)
Проект «Наблюдаю и познаю»
Тип проекта: информационный, игровой, познавательный
По продолжительности: долгосрочный
По количеству участников: групповой, фронтальный
Участники проекта: воспитатель, дети 2-3 лет, родители
Сроки реализации проекта: октябрь 2023 –май 2024г
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
а) максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.
б) безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.
в) показ только существенных сторон явления или процесса.
г) отчетливая видимость изучаемого явления.
д) возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
B процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос - как я это делаю, но и на вопросы - почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно.
Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.
Цель проекта:
Обогащение познавательного интереса детей второй группы раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.
Задачи:
Для педагога:
изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования
исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста
разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования
повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность
Для детей:
изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования
исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста
разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования
Для родителей:
повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность
Краткая аннотация содержания проекта
В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Во второй группе раннего возраста нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Длительность проведения опытов 10 минут за один этап.
Опыты проводятся как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами.
Все игры - занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.
Проект реализуется на базе МБДОУ Ефимовский детский сад комбинированного вида
Материально-техническая база:
центр воды и песка
пособия для опытов и экспериментирования
методическая и художественная литература
наглядный материал
ИКТ (музыкальная колонка)
Методы и приёмы:
Наглядный: наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности
Словесный: вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность (художественное слово)
Практический: экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребёнка
Игровой: создание игровой ситуации, смена деятельности
Ожидаемые результаты проекта
У педагога:
повышается профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов для развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;
У детей:
расширятся первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
сформируются познавательные действия, становление сознания;
активизируется речь детей, пополнится словарный запас в процессе проведения элементарного экспериментирования;
будут развиты основы сенсорного восприятия, предметные действия.
повысится познавательный интерес детей, любознательность.
У родителей:
повысится уровень компетентности в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Продукты реализации проекта:
Разработка перспективного плана, картотек игр-занятий по экспериментированию, консультаций, буклет для родителей по теме, информация для родителей на персональном сайте воспитателя, на почте;
Презентация для родителей и педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»
Этапы проведения
I этап
Организационный: проводится диагностика знаний и предпочтений детей, изучение условий организации экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста и компетентность родителей в области детского экспериментирования
доведение до участников проекта важность данной проблемы;
подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;
подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для экспериментальной деятельности;
разработка перспективного плана, картотек игр по экспериментированию, наглядной информации для родителей.
II этап
Практический: организуется непосредственная образовательная деятельность по разделу опытно-экспериментальная деятельность.
Перспективное планирование проекта
дата | тема | цель | задачи | Содержание |
октябрь | «Мыльные пузыри». Рассматривание
| Знакомство детей с мыльными пузырями.
| Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.
| Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) |
«Рябь на воде». Экспериментирование
| Развитие дыхательного аппарата. | Вызывать заинтересованность детей к происходящему. | На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь | |
«Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент
| Различие слухового внимания. | Вызывать заинтересованность детей к происходящему. | Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо. | |
«Вода холодная и горячая». Эксперимент
| Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
| Развивать тактильные ощущения.
| Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) | |
ноябрь | «Чудесный мешочек» (№1 по форме) Эксперимент
| Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). | Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
| Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем. |
«Воздух под водой». Эксперимент
| Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку. | Развивать дыхательный аппарат.
| В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки. | |
| «Лёгкий - тяжелый». Опыт | Знакомство детей с весом предметов. | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу. | Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) |
декабрь
| «Игры с губкой». Эксперимент
| Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей. | Познакомить со свойствами губки. Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. | Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать. |
«Шарики с сюрпризом». Рассматривание
| Развитие мелкой моторики рук.
| Развивать тактильные ощущения. Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.
| В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем. | |
«Прищепки». Экспериментирование
| Развитие мелкой моторики рук.
| Развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.
| Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия. | |
«Бумага». Эксперимент
| Знакомство детей со свойствами бумаги.
| Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
| Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов. | |
январь | «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент
| Обучение детей соотносить предметы по цвету. | Развивать тактильные ощущения. Дать детям название цветов, активизировать речь. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же. |
Игра-эксперимент «Тает льдинка».
Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной воды
| Создание положительного эмоционального настроения у детей.
| Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле. | Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой | |
| «Игры с султанчиками». Эксперимент
| Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
| Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) . Создание положительного эмоционального настроения. | Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.
|
«Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям) Эксперимент
| Развитие тактильных ощущений.
| Развивать тактильные ощущения. Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он. | |
февраль | «Развесим платочки». Экспериментирование
| Развитие мелкой моторики рук.
| Развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.
| Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия. |
«Найди по звуку». Эксперимент
| Закрепление названий музыкальных инструментов.
| Определять и различать издаваемые шумовые звуки. Создание положительного эмоционального настроения. Закреплять названия музыкальных инструментов. | К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит. | |
| «Снег. Какой он? ». Рассматривание
| Знакомство со свойствами снега.
| Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Развивать тактильные ощущения | Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.
|
«Что в пакете? ». Эксперимент
| Обучение детей действиям по показу.
| Учить детей выполнять действия по показу воспитателя. Вызывать чувство радости и интереса. | Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел. | |
«Открываем, закрываем». Опыт
| Развитие мелкой моторики рук.
| Разрабатывать мелкую моторику рук детей. Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках. Повышать эмоциональное настроение. | Принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое. | |
Март | «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт
| Развитие слухового внимания детей.
| Учить детей сравнивать звуки и находить похожие. Вызывать радость и удивление у детей.
| Показать ребятам, коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку. |
«Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание
| Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Развивать смекалку, любознательность. Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) . Вызвать чувство радости и удивления. | Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:Солнечные зайчики | |
апрель | «Ветер по морю гуляет». Опыт | Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
| Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер. Учить различать и самим регулировать его силу. Поднятие эмоционального настроения у детей. | В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.
|
«Играем с песком». Экспериментирование
| Развитие мелкой моторики рук.
| Поднимать эмоциональное настроение у детей. Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости. | Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать. | |
«Плавает, тонет». Опыт
| Закрепление знаний о весе предмета.
| Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Способствовать созданию радостного настроения. | В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.
| |
Май
| «Что в трубке лежит? » Эксперимент
| Развитие любознательности у детей.
| Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) . Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления. Развивать мелкую моторику рук. | Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку. |
«Игра-эксперимент «Пенный замок».
| Развитие дыхания.
| познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена | У нас из пены на глазах Замок вырастит сейчас, Мы подуем с вами в трубочку Заиграет принц на дудочке. В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей |
III этап
Заключительный: проведение контрольной диагностики с детьми.
Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования
Список использованной литературы
1. Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.
4. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012..
6. Марудова Е.В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, Санкт-Петербург, ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
7. Основная образовательная программа От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Мозаика-Синтез, 2017г.
8. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
9. Экспериментальная деятельность. Опыты с воздухом. https://youtu.be/MkeR3k7RDsw
10. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. / Н.В. Зеленцова – Пешкова. – С-П.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nablyudayu_i_poznayu.docx | 43.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Наблюдаю и познаю»
Тип проекта: информационный, игровой, познавательный
По продолжительности: долгосрочный
По количеству участников: групповой, фронтальный
Участники проекта: воспитатель, дети 2-3 лет, родители
Сроки реализации проекта: октябрь 2023 –май 2024г
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:
а) максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.
б) безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.
в) показ только существенных сторон явления или процесса.
г) отчетливая видимость изучаемого явления.
д) возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
B процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос - как я это делаю, но и на вопросы - почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Актуальность проблемы обуславливается тем, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно.
Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.
Цель проекта:
Обогащение познавательного интереса детей второй группы раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.
Задачи:
Для педагога:
изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования
исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста
разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования
повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность
Для детей:
изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования
исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста
разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования
Для родителей:
повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность
Краткая аннотация содержания проекта
В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Во второй группе раннего возраста нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.
Длительность проведения опытов 10 минут за один этап.
Опыты проводятся как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами.
Все игры - занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.
Проект реализуется на базе МБДОУ Ефимовский детский сад комбинированного вида
Материально-техническая база:
центр воды и песка
пособия для опытов и экспериментирования
методическая и художественная литература
наглядный материал
ИКТ (музыкальная колонка)
Методы и приёмы:
Наглядный: наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности
Словесный: вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность (художественное слово)
Практический: экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребёнка
Игровой: создание игровой ситуации, смена деятельности
Ожидаемые результаты проекта
У педагога:
повышается профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов для развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;
У детей:
расширятся первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;
сформируются познавательные действия, становление сознания;
активизируется речь детей, пополнится словарный запас в процессе проведения элементарного экспериментирования;
будут развиты основы сенсорного восприятия, предметные действия.
повысится познавательный интерес детей, любознательность.
У родителей:
повысится уровень компетентности в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Продукты реализации проекта:
Разработка перспективного плана, картотек игр-занятий по экспериментированию, консультаций, буклет для родителей по теме, информация для родителей на персональном сайте воспитателя, на почте;
Презентация для родителей и педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»
Этапы проведения
I этап
Организационный: проводится диагностика знаний и предпочтений детей, изучение условий организации экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста и компетентность родителей в области детского экспериментирования
доведение до участников проекта важность данной проблемы;
подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;
подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для экспериментальной деятельности;
разработка перспективного плана, картотек игр по экспериментированию, наглядной информации для родителей.
II этап
Практический: организуется непосредственная образовательная деятельность по разделу опытно-экспериментальная деятельность.
Перспективное планирование проекта
дата | тема | цель | задачи | Содержание |
октябрь | «Мыльные пузыри». Рассматривание | Знакомство детей с мыльными пузырями. | Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей. | Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть) |
«Рябь на воде». Экспериментирование | Развитие дыхательного аппарата. | Вызывать заинтересованность детей к происходящему. | На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь | |
«Бутылочки с сюрпризом». Эксперимент | Различие слухового внимания. | Вызывать заинтересованность детей к происходящему. | Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо. | |
«Вода холодная и горячая». Эксперимент | Обучение детей определять температуру веществ и предметов. | Развивать тактильные ощущения. | Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая) | |
ноябрь | «Чудесный мешочек» (№1 по форме) Эксперимент | Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). | Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). | Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем. |
«Воздух под водой». Эксперимент | Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку. | Развивать дыхательный аппарат. | В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки. | |
«Лёгкий - тяжелый». Опыт | Знакомство детей с весом предметов. | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу. | Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка) | |
декабрь | «Игры с губкой». Эксперимент | Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей. | Познакомить со свойствами губки. Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. | Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать. |
«Шарики с сюрпризом». Рассматривание | Развитие мелкой моторики рук. | Развивать тактильные ощущения. Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются. | В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем. | |
«Прищепки». Экспериментирование | Развитие мелкой моторики рук. | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её. | Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия. | |
«Бумага». Эксперимент | Знакомство детей со свойствами бумаги. | Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой. | Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов. | |
январь | «Чудесный мешочек» №2 (по цвету). Эксперимент | Обучение детей соотносить предметы по цвету. | Развивать тактильные ощущения. Дать детям название цветов, активизировать речь. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же. |
Игра-эксперимент «Тает льдинка». Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной воды | Создание положительного эмоционального настроения у детей. | Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле. | Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой | |
«Игры с султанчиками». Эксперимент | Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. | Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) . Создание положительного эмоционального настроения. | Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются. | |
«Чудесный мешочек» №3 (по ощущениям) Эксперимент | Развитие тактильных ощущений. | Развивать тактильные ощущения. Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. | Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он. | |
февраль | «Развесим платочки». Экспериментирование | Развитие мелкой моторики рук. | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок. | Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия. |
«Найди по звуку». Эксперимент | Закрепление названий музыкальных инструментов. | Определять и различать издаваемые шумовые звуки. Создание положительного эмоционального настроения. Закреплять названия музыкальных инструментов. | К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит. | |
«Снег. Какой он? ». Рассматривание | Знакомство со свойствами снега. | Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Развивать тактильные ощущения | Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь. | |
«Что в пакете? ». Эксперимент | Обучение детей действиям по показу. | Учить детей выполнять действия по показу воспитателя. Вызывать чувство радости и интереса. | Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел. | |
«Открываем, закрываем». Опыт | Развитие мелкой моторики рук. | Разрабатывать мелкую моторику рук детей. Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках. Повышать эмоциональное настроение. | Принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое. | |
Март | «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт | Развитие слухового внимания детей. | Учить детей сравнивать звуки и находить похожие. Вызывать радость и удивление у детей. | Показать ребятам, коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку. |
«Поиграем с солнечным зайчиком» Рассматривание | Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Развивать смекалку, любознательность. Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) . Вызвать чувство радости и удивления. | Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:Солнечные зайчики | |
апрель | «Ветер по морю гуляет». Опыт | Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ. | Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер. Учить различать и самим регулировать его силу. Поднятие эмоционального настроения у детей. | В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте. |
«Играем с песком». Экспериментирование | Развитие мелкой моторики рук. | Поднимать эмоциональное настроение у детей. Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости. | Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать. | |
«Плавает, тонет». Опыт | Закрепление знаний о весе предмета. | Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Способствовать созданию радостного настроения. | В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают. | |
Май | «Что в трубке лежит? » Эксперимент | Развитие любознательности у детей. | Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) . Развивать усидчивость, терпение. Вызвать чувство радости и удивления. Развивать мелкую моторику рук. | Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку. |
«Игра-эксперимент «Пенный замок». | Развитие дыхания. | познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена | У нас из пены на глазах Замок вырастит сейчас, Мы подуем с вами в трубочку Заиграет принц на дудочке. В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей |
III этап
Заключительный: проведение контрольной диагностики с детьми.
Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования
Список использованной литературы
1. Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.
4. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012..
6. Марудова Е.В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, Санкт-Петербург, ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
7. Основная образовательная программа От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Мозаика-Синтез, 2017г.
8. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
9. Экспериментальная деятельность. Опыты с воздухом. https://youtu.be/MkeR3k7RDsw
10. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. / Н.В. Зеленцова – Пешкова. – С-П.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экспериментально - исследовательской деятельности "Наблюдаю и познаю"
2 группа раннего возраста...
Материалы к проекту "Наблюдаю и познаю"
опыт "Вода холодная и горячая"...
Материалы к проекту "Наблюдаю и познаю"
эксперимент "Мыльные пузыри"...
Материалы к проекту "Наблюдаю и познаю"
Волшебный мешочек...
Материалы к проекту "Наблюдаю и познаю"
Конспекты...
Проект по экспериментально – исследовательской деятельности (первая младшая группа) на тему: «Наблюдаю и познаю»
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Известно, что ознакомление с каки...
Проект по экспериментально – исследовательской деятельности в первой младшей группе «Наблюдаю и познаю»
Актуальность проекта: В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Извес...