Проект «Наблюдаю и познаю»
проект (младшая группа)

Маскаева Елена Васильевна

           Проект «Наблюдаю и познаю»

Тип проекта: информационный, игровой, познавательный

По продолжительности: долгосрочный

По количеству участников: групповой, фронтальный

Участники проекта: воспитатель, дети 2-3 лет, родители

Сроки реализации проекта: октябрь 2023 –май  2024г

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

 

а) максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.

б) безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.

в) показ только существенных сторон явления или процесса.

г) отчетливая видимость изучаемого явления.

д) возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

B процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос - как я это делаю, но и на вопросы - почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

 В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.

 

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

 

Актуальность проблемы обуславливается тем, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно.

Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Цель проекта:

Обогащение познавательного интереса детей второй группы раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.

Задачи:

Для педагога:

изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования

исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста

разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования

повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность

Для детей:

изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования

исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста

разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования

Для родителей:

повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность

Краткая аннотация содержания проекта

В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Во второй группе раннего возраста   нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Длительность проведения опытов 10 минут за один этап.

Опыты проводятся как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами.

Все игры - занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

Проект реализуется на базе МБДОУ Ефимовский детский сад комбинированного вида

Материально-техническая база:

центр воды и песка

пособия для опытов и экспериментирования

методическая и художественная литература

наглядный материал

ИКТ (музыкальная колонка)

Методы и приёмы:

Наглядный: наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности

Словесный: вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность (художественное слово)

Практический: экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребёнка

Игровой: создание игровой ситуации, смена деятельности

Ожидаемые результаты проекта

У педагога:

повышается профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов для развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;

У детей:

расширятся первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;

сформируются познавательные действия, становление сознания;

активизируется речь детей, пополнится словарный запас в процессе проведения элементарного экспериментирования;

будут развиты основы сенсорного восприятия, предметные действия.

повысится познавательный интерес детей, любознательность.

У родителей:

повысится уровень компетентности в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Продукты реализации проекта:

Разработка перспективного плана, картотек игр-занятий по экспериментированию, консультаций, буклет для родителей по теме, информация для родителей на персональном сайте воспитателя, на почте;

Презентация для родителей и педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»

Этапы проведения

I этап

Организационный:  проводится диагностика знаний и предпочтений детей, изучение условий организации экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста и компетентность родителей в области детского экспериментирования

доведение до участников проекта важность данной проблемы;

подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;

подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для экспериментальной деятельности;

разработка перспективного плана, картотек игр по экспериментированию, наглядной информации для родителей.

 

II этап

Практический: организуется непосредственная образовательная деятельность по разделу опытно-экспериментальная деятельность.

Перспективное планирование проекта

дата

тема

цель

задачи

Содержание

октябрь

 «Мыльные пузыри».

 Рассматривание

 

Знакомство детей с мыльными пузырями.

 

Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

 

Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть)

 «Рябь на воде». 

Экспериментирование

 

Развитие дыхательного аппарата.

Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь

 «Бутылочки с сюрпризом». 

Эксперимент

 

Различие слухового внимания.

Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

«Вода холодная и горячая»

Эксперимент

 

Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

 

Развивать тактильные ощущения.

 

Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая)

ноябрь

«Чудесный мешочек» 

(№1 по форме)

Эксперимент

 

Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

 

Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.

 «Воздух под водой».  Эксперимент

 

Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Развивать дыхательный аппарат.

 

В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

 

 «Лёгкий - тяжелый». 

Опыт             

Знакомство детей с весом предметов.

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.

Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка)

декабрь

 

 

 «Игры с губкой». 

Эксперимент

 

Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Познакомить со свойствами губки.

Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

 «Шарики с сюрпризом». 

Рассматривание

 

Развитие мелкой моторики рук.

 

Развивать тактильные ощущения.

Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.

 

В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

«Прищепки». 

Экспериментирование

 

Развитие мелкой моторики рук.

 

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

 

Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

 «Бумага». 

Эксперимент

 

 Знакомство детей со свойствами бумаги.

 

 Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.

Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

 

 Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

январь

 «Чудесный мешочек»

№2 (по цвету). 

Эксперимент

 

 Обучение детей соотносить предметы по цвету.

 Развивать тактильные ощущения.

Дать детям название цветов, активизировать речь.

Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

 Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

Игра-эксперимент «Тает льдинка».

 

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной воды

 

 Создание положительного эмоционального настроения у детей.

 

Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной    водой

 

 «Игры с султанчиками». 

Эксперимент

 

Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

 

Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.

Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .                      Создание положительного эмоционального настроения.

Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

 

 «Чудесный мешочек»

№3 (по ощущениям)

 Эксперимент

 

Развитие тактильных ощущений.

 

Развивать тактильные ощущения.

Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.

Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.

февраль

 «Развесим платочки». 

Экспериментирование

 

Развитие мелкой моторики рук.

 

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.

 

Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.

 «Найди по звуку».

 Эксперимент

 

Закрепление названий музыкальных инструментов.

 

Определять и различать издаваемые шумовые звуки.

Создание положительного эмоционального настроения.

Закреплять названия музыкальных инструментов.

К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

 

«Снег. Какой он? ». 

Рассматривание

 

Знакомство со свойствами снега.

 

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).

Развивать тактильные ощущения

Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

 

«Что в пакете? ». 

Эксперимент

 

Обучение детей действиям по показу.

 

Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.

Вызывать чувство радости и интереса.

Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

  «Открываем, закрываем». 

Опыт

 

Развитие мелкой моторики рук.

 

Разрабатывать мелкую моторику рук детей.

Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.

Повышать эмоциональное настроение.

 Принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

Март

 «Найди такую же бутылочку по звуку». 

Опыт

 

Развитие слухового внимания детей.

 

Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.

Вызывать радость и удивление у детей.

 

Показать ребятам,  коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.

 «Поиграем с солнечным зайчиком»  

Рассматривание

 

Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

Развивать смекалку, любознательность.

Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

Вызвать чувство радости и удивления.

Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.            Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

апрель

 «Ветер по морю гуляет». 

Опыт

Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

 

Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.

Учить различать и самим регулировать его силу.

Поднятие эмоционального настроения у детей.

 В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

 

 «Играем с песком». 

Экспериментирование

 

Развитие мелкой моторики рук.

 

Поднимать эмоциональное настроение у детей.

Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.

 «Плавает, тонет». 

Опыт

 

Закрепление знаний о весе предмета.

 

Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Способствовать созданию радостного настроения.

В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

 

Май

 

 «Что в трубке лежит? »

Эксперимент

 

Развитие любознательности у детей.

 

Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) .

Развивать усидчивость, терпение.

Вызвать чувство радости и удивления.

Развивать мелкую моторику рук.

Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.

 «Игра-эксперимент «Пенный замок».

 

Развитие дыхания.

 

 познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена

У нас из пены на глазах Замок вырастит сейчас, Мы подуем с вами в трубочку Заиграет принц на дудочке.

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей

 

III этап

Заключительный: проведение контрольной диагностики с детьми.

Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.

4. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.

5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012..

6. Марудова Е.В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, Санкт-Петербург, ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

7. Основная образовательная программа От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Мозаика-Синтез, 2017г.

8. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.

9. Экспериментальная деятельность. Опыты с воздухом. https://youtu.be/MkeR3k7RDsw

10. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. / Н.В. Зеленцова – Пешкова. – С-П.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nablyudayu_i_poznayu.docx43.53 КБ

Предварительный просмотр:

           Проект «Наблюдаю и познаю»

Тип проекта: информационный, игровой, познавательный

По продолжительности: долгосрочный

По количеству участников: групповой, фронтальный

Участники проекта: воспитатель, дети 2-3 лет, родители

Сроки реализации проекта: октябрь 2023 –май  2024г

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

а) максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.

б) безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.

в) показ только существенных сторон явления или процесса.

г) отчетливая видимость изучаемого явления.

д) возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

B процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос - как я это делаю, но и на вопросы - почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

 В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Актуальность проблемы обуславливается тем, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно.

Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ культурного познания им окружающего мира.

Цель проекта:

Обогащение познавательного интереса детей второй группы раннего возраста посредством элементарного экспериментирования.

Задачи:

Для педагога:

изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования

исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста

разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования

повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность

Для детей:

изучить научно-методическую литературу и передовой опыт по развитию познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования

исследовать стартовый уровень познавательного развития у детей раннего возраста

разработать и апробировать систему планирования развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования

Для родителей:

повысить уровень компетентности родителей в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность

Краткая аннотация содержания проекта

В проекте основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Во второй группе раннего возраста   нет как таковой самостоятельной экспериментальной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: воспитатель знакомит детей с различными свойствами вещей, песком, снегом, водой. Наблюдают за липкостью, таянием снега, льда, замерзанием воды и другое. Вместе с воспитателем пробуют делать элементарные выводы. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Длительность проведения опытов 10 минут за один этап.

Опыты проводятся как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами.

Все игры - занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для малышей актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаются.

Проект реализуется на базе МБДОУ Ефимовский детский сад комбинированного вида

Материально-техническая база:

центр воды и песка

пособия для опытов и экспериментирования

методическая и художественная литература

наглядный материал

ИКТ (музыкальная колонка)

Методы и приёмы:

Наглядный: наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности

Словесный: вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность (художественное слово)

Практический: экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребёнка

Игровой: создание игровой ситуации, смена деятельности

Ожидаемые результаты проекта

У педагога:

повышается профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов для развития познавательного интереса посредством элементарного экспериментирования;

У детей:

расширятся первичные представления об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях;

сформируются познавательные действия, становление сознания;

активизируется речь детей, пополнится словарный запас в процессе проведения элементарного экспериментирования;

будут развиты основы сенсорного восприятия, предметные действия.

повысится познавательный интерес детей, любознательность.

У родителей:

повысится уровень компетентности в вопросах познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Продукты реализации проекта:

Разработка перспективного плана, картотек игр-занятий по экспериментированию, консультаций, буклет для родителей по теме, информация для родителей на персональном сайте воспитателя, на почте;

Презентация для родителей и педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования»

Этапы проведения

I этап

Организационный:  проводится диагностика знаний и предпочтений детей, изучение условий организации экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста и компетентность родителей в области детского экспериментирования

доведение до участников проекта важность данной проблемы;

подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме проекта;

подбор материала, игрушек, дидактических игр, атрибутов для экспериментальной деятельности;

разработка перспективного плана, картотек игр по экспериментированию, наглядной информации для родителей.

II этап

Практический: организуется непосредственная образовательная деятельность по разделу опытно-экспериментальная деятельность.

Перспективное планирование проекта 

дата

тема

цель

задачи

Содержание

октябрь

 «Мыльные пузыри».

 Рассматривание

Знакомство детей с мыльными пузырями.

Способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть)

 «Рябь на воде». 

Экспериментирование

Развитие дыхательного аппарата.

Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

На стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь

 «Бутылочки с сюрпризом». 

Эксперимент

Различие слухового внимания.

Вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

«Вода холодная и горячая». 

Эксперимент

Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Развивать тактильные ощущения.

Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая)

ноябрь

«Чудесный мешочек»  

(№1 по форме)

Эксперимент

Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).

Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.

 «Воздух под водой».  Эксперимент

Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.

Развивать дыхательный аппарат.

В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.

 «Лёгкий - тяжелый». 

Опыт        

Знакомство детей с весом предметов.

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.

Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка)

декабрь

 «Игры с губкой». 

Эксперимент

Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Познакомить со свойствами губки.

Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

 «Шарики с сюрпризом». 

Рассматривание

Развитие мелкой моторики рук.

Развивать тактильные ощущения.

Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.

В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

«Прищепки». 

Экспериментирование

Развитие мелкой моторики рук.

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.

Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.

 «Бумага». 

Эксперимент

 Знакомство детей со свойствами бумаги.

 Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони, мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде.

Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

 Начать шуршать фантиками (бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

январь

 «Чудесный мешочек»

№2 (по цвету). 

Эксперимент

 Обучение детей соотносить предметы по цвету.

 Развивать тактильные ощущения.

Дать детям название цветов, активизировать речь.

Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

 Воспитатель достаёт из мешочка фигуру (кубик, шарик, кирпичик, треугольник) определённого цвета и просит ребёнка найти в группе такой же.

Игра-эксперимент «Тает льдинка».

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной воды

 Создание положительного эмоционального настроения у детей.

Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной    водой

 «Игры с султанчиками». 

Эксперимент

Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.

Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .                      Создание положительного эмоционального настроения.

Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

 «Чудесный мешочек»

№3 (по ощущениям)

 Эксперимент

Развитие тактильных ощущений.

Развивать тактильные ощущения.

Формировать словарь: колючий, гладкий, мягкий, твёрдый.

Создать положительный эмоциональный настрой у детей.

Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него массажные мячики (колючие, гладкие мячики, кубик из ткани (мягкий, кубик из пластмассы (твёрдый). Поговаривая каждый предмет, какой он.

февраль

 «Развесим платочки». 

Экспериментирование

Развитие мелкой моторики рук.

Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.

Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.

 «Найди по звуку».

 Эксперимент

Закрепление названий музыкальных инструментов.

Определять и различать издаваемые шумовые звуки.

Создание положительного эмоционального настроения.

Закреплять названия музыкальных инструментов.

К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

«Снег. Какой он? ». 

Рассматривание

Знакомство со свойствами снега.

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).

Развивать тактильные ощущения

Набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

«Что в пакете? ». 

Эксперимент

Обучение детей действиям по показу.

Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.

Вызывать чувство радости и интереса.

Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

  «Открываем, закрываем». 

Опыт

Развитие мелкой моторики рук.

Разрабатывать мелкую моторику рук детей.

Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках.

Повышать эмоциональное настроение.

 Принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое.

Март

 «Найди такую же бутылочку по звуку». 

Опыт

Развитие слухового внимания детей.

Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.

Вызывать радость и удивление у детей.

Показать ребятам,  коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.

 «Поиграем с солнечным зайчиком»  

Рассматривание

Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

Развивать смекалку, любознательность.

Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

Вызвать чувство радости и удивления.

Посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.            Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

апрель

 «Ветер по морю гуляет». 

Опыт

Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.

Учить различать и самим регулировать его силу.

Поднятие эмоционального настроения у детей.

 В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

 «Играем с песком». 

Экспериментирование

Развитие мелкой моторики рук.

Поднимать эмоциональное настроение у детей.

Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

Показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.

 «Плавает, тонет». 

Опыт

Закрепление знаний о весе предмета.

Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Способствовать созданию радостного настроения.

В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

Май

 «Что в трубке лежит? »

Эксперимент

Развитие любознательности у детей.

Учить детей пользоваться палочкой, чтобы выталкивать мелкие предметы из полой трубки (развязывать мешочек с игрушкой, открывать коробочку) .

Развивать усидчивость, терпение.

Вызвать чувство радости и удивления.

Развивать мелкую моторику рук.

Положить внутрь трубки завернутую в яркую ткань или коробочку с крышкой игрушку. Показать трубку малышу, спросить: «Интересно, а что там лежит?». Если он не догадается сам, воспользоваться палочкой, показать, как с помощью неё можно вытолкнуть сверток. Развернуть его и показать игрушку, назвав ее. Дать попробовать развязать мешочек самому ребенку.

 «Игра-эксперимент «Пенный замок».

Развитие дыхания.

 познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена

У нас из пены на глазах Замок вырастит сейчас, Мы подуем с вами в трубочку Заиграет принц на дудочке.

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей

III этап

Заключительный: проведение контрольной диагностики с детьми.

Презентация «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста в процессе элементарного экспериментирования

Список использованной литературы

1. Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). – Волгоград, Учитель, 2016.

4. Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.

5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012..

6. Марудова Е.В., Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, Санкт-Петербург, ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

7. Основная образовательная программа От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Мозаика-Синтез, 2017г.

8. Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.

9. Экспериментальная деятельность. Опыты с воздухом. https://youtu.be/MkeR3k7RDsw

10. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. / Н.В. Зеленцова – Пешкова. – С-П.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к проекту "Наблюдаю и познаю"

опыт "Вода холодная и горячая"...

Материалы к проекту "Наблюдаю и познаю"

эксперимент "Мыльные пузыри"...

Проект по экспериментально – исследовательской деятельности (первая младшая группа) на тему: «Наблюдаю и познаю»

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три  года – практически единственным способом познания мира. Известно, что ознакомление с каки...

Проект по экспериментально – исследовательской деятельности в первой младшей группе «Наблюдаю и познаю»

Актуальность проекта:  В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом деятельности, а в первые три  года – практически единственным способом познания мира. Извес...