НОД по развитию речи по теме «Дом и его части» (старшая группа)
материал (старшая группа)

Москвичёва Наталья Викторовна

НОД по развитию речи "Дом и его части"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_dom_starshaya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи по теме «Дом и его части» (старшая группа)

Цель: Развитие коммуникативной речи детей.

Задачи:

Закрепление словаря детей по теме «Дом и его части».

Закрепление антонимов в словаре детей.

Закрепление образования относительных прилагательных.

Закрепление навыка образования родственных слов.

Развитие смысловой стороны речи.

Развитие артикуляционной, мелкой моторики рук, координации движений.

Активизация зрительной функции прослеживания.

Развитие речи, внимания, памяти, творческого воображения.

Развитие логического мышления.

Воспитание умения работать коллективно.

Формирование социального партнёрства, желания действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности

Методы:

Наглядный

Словесный

Практический

Игровой

Оборудование: сюжетная картина по сказке «Теремок», магнитофон и диск с записью грустной мелодии, предметная картинка с изображением теремка, плоскостное изображение героев сказки, мяч, предметные картинки с изображением домов, предметная картинка с изображением всех частей дома, мнемотаблицы с изображением скороговорок.

Ход занятия:

Вводная часть.

Ребята, а вы любите сказки? Есть такая сказка, в которой медведь развалил теремок. Вы знаете её? Выставляется сюжетная картина сказки «Теремок»

Перед вами герой этой сказки. Выставляется картинка с изображением медведя. Это он развалил теремок и оставил всех зверей без дома.

Психогимнастика под музыку.

Идёт медведь. Ребята, давайте покажем, как он ходит. Медведю холодно, шуба меховая промокла, замёрзли лапы. Покажите, как медведю холодно и грустно.

Основная часть.

А теперь слушайте сказку дальше. Думает медведь, как зимовать буду? Думал-думал и придумал. Решил себе дом построить, тёплый, да крепкий. Стал медведь инструменты собирать. Да вот беда не знает он, какие инструменты нужны. Давайте поможем ему собрать нужные инструменты.

Артикуляционная гимнастика.

• Лопаточка.

• Пила.

• Топор.

Артикуляционная гимнастика «Пила», «топор», «молоток». «Пила». Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном выдохе звук [ж]. Упражнение способствует равномерности и продолжительности выдоха. Запилила пила, Зажужжала, как пчела.

«Топор». Рот открыл. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]. Упражнение развивает подвижность языка. Что за шум? Что за гром? Я ударил топором.

«Молоток». Рот открыл. Губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубками, произносят «т-т-т…». упражнение способствует подвижности языка. Застучали молоточки, Ударяют по гвоздочкам..

Молодцы ребята, помогли собрать медведю инструменты и он начал строить дом, а мы давайте ему поможем.

Пальчиковая гимнастика «Строим теремок»

Тук-ток, тук-ток,

Застучал молоток, будем строить теремок.

Ударять кулачками друг о друга.

С высоким крыльцом.

Поднять руки.

С окнами большими.

Согнуть руки в локтях и положить одну ладонь на другую.

Со ставнями резными.

Развести руки в стороны.

Тук-ток, тук-ток,

Ударять кулачками.

Замолчал наш молоток.

Опустить руки.

Выставляется домок теремок.

Вот построен новый дом, поселился медведь в нём.

Живёт медведь в доме, радуется теплу и уюту. Узнали друзья, что медведь построил домок теремок и стали проситься к нему.

Пришёл волк. Просится в теремок. А медведь его не пускает. Пущу тебя только тогда говорит, когда скажешь, как называется жилище человека. Ребята, давайте поможем волку назвать родственные слова к слову дом, а то медведь не пустит его в теремок.

Игра с мячом «Назови родственные слова».

Где живёт человек? В доме.

Как можно сказать о маленьком доме? Домик.

Как можно сказать о большом доме? Домище.

Сказочный человек, который живёт в доме? Домовой.

Человек, который любит свободное время проводить у себя дома. Домосед.

Как называются дела, которые выполняем у себя дома? Домашние.

Как называют женщину, которая не работает, а ведёт домашнее хозяйство. Домохозяйка.

Как назвать одним словом работу, которую вы выполняете дома? Домашняя.

Ребята, слова дом, домик, домище, домовой, домосед, домохозяйка это слова родственники.

Молодцы ребята, помогли волку. Пустил его медведь в теремок.

Смотрите, а следом лиса спешит к теремку. А лису медведь пустит только в том случае, если мы поможем ей ответить, из какого материала можно построить дом.

Игра «Назови, какой дом»

Выставляются картинки с изображением домов из разных строительных материалов.

Ребята, из чего можно построить дом. Из кирпича, дерева, камня, бетона, глины, веток, соломы, металла.

Если дом построен из кирпича, он какой? Кирпичный.

Из соломы? Соломенный. И т. д.

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

А какой дом будет прочным, почему? Ответы детей.

Ребята, а вы знаете, для чего дому нужна крыша? (двери, окна, стены, фундамент, крыльцо, труба, балкон)

Игра «Для того, чтобы».

Крыша дому нужна для того, чтобы… Ответы детей. И т. д.

Молодцы ребята, помогли лисе. Теперь она тоже будет жить в теремочке.

А вот и зайка к теремку торопится, но медведь его пускать не хочет. Загрустил медведь, скучно ему стало. Говорит он зайке, пущу тебя, если развеселишь меня. Поможем зайке?

Физминутка.

Раз присядка, два прыжок

Это заячья зарядка

А лисята как проснутся Кулачками потереть глаза.

Любят долго потянуться. Потянуться.

Обязательно зевнуть. Зевнуть, прикрывая рот ладошкой.

Ну и хвостиком вильнуть. Движения бедрами.

А волчата спинку выгнуть. Прогнуться.

И легонечко подпрыгнуть. Прыжок.

Ну, а мишка косолапый широко расставив лапы Ноги на ширине плеч.

То одну, то обе вместе, Переступание с ноги на ногу.

Долго топчется на месте Раскачивание туловищем.

А кому зарядки мало, начинайте все сначала. Развести руки в стороны.

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте

Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый – «красят»

Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой

Развеселили вы медведя, молодцы.

Ребята, а как вы думаете, кто сейчас придёт к медведю. Лягушка.

Для лягушки медведь тоже задание приготовил. Я думаю мы ей тоже поможем.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов.

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Молодцы ребята, лягушка тоже будет жить в теремочке.

Посмотрите, кто ещё спешит к теремку. Мышка-норушка.

А мышка бежит с подарком, несёт в теремок картины.

Давайте расскажем медведю, о чём говорят картины. Мнемотаблицы со скороговорками.

Какой большой теремок построил медведь. Все звери в нём поместились.

Заключительная часть.

Скажите, какой был медведь в начале сказки. Злой, сердитый, грустный, вредный.

А какой он теперь? Добрый, весёлый, ласковый, довольный.

Спасибо вам ребята, благодаря вашей помощи все звери будут дружно жить в теремке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи на тему: " Чтение художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце»"

Программное содержание:1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.2. Учить отвечать на вопрос...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень золотая» для детей старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Осень золотая" для старшей группы....

Конспект НОД по развитию речи лексическая тема недели «Профессии». Занятие в старшей группе (5 – 6 лет) «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Формирование представлений у детей о разных профессиях (врач, повар, продавец, парикмахер) об орудиях труда.Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Форми...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Москва – столица России» в старшей группе

Москва – город, имеющий огромное значение для России, это город больших возможностей, город, где рождаются и воплощаются в жизнь великие идеи, город, где создается история. Москвичи и ее гости л...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Путешествие по космосу" в старшей группе.

Конспект занятия по развитию речи  на тему "Путешествие по космосу" в старшей группе....

Конспект мероприятия по речевому развитию (развитие речи) на тему: «Чудеса весной» с детьми старшей группы № 7 «Сказка» общеразвивающей направленности

Направление:  «Познавательно - речевое  развитие»Вид занятия: Сюжетное, в познавательно игровой форме.Интеграция образовательных  областей: «Речевое развитие», ...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Дом и его части» (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи по теме «Дом и его части» (старшая группа)Цель: Развитие коммуникативной речи детей.Задачи: Закрепление словаря детей по теме «Дом и его части»...