ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Абдрашитова Аида Ривалевна

Игра позволяет способствовать становлению как общению не только со сверстниками, но и произвольному поведению самого ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Шайгарданова А.Р., студент БГПУ им.М.Акмуллы

Максумова К.Р., студент БГПУ им.М.Акмуллы

Мухаметзянова А.Р., студент БГПУ им.М.Акмуллы

Научный руководитель: Шабаева Г.Ф., канд.пед.н., доцент

РФ, г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст — это период наиболее яркого социального развития. В данный период интенсивно развивается речь и мышление дошкольника. Развитие личности ребенка-дошкольника наиболее эффективно при общении не только со сверстниками, но и взрослыми в различных видах деятельности.

В этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и умения правильного поведения, формируется характер. Ребенок обладает правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций, в числе жизненных и социальных прав имеет место быть и право ребенка на игру - главнейшее условие психического, социального, физического его развития.

В педагогической науке уже доказано, что физическое и умственное развитие личности ребенка происходит через игровую деятельность. Для детей игра – наиболее доступный и естественный вид деятельности. Через игру дети накапливают опыт, познают мир, учатся принимать решения. В игре ребенок развивает мышление и воображение, интуицию, формирует эмоции. Актуальность игры обоснована тем, что игра через игру дети восполняют необходимость общения, социально-культурного развития.

Игра формирует коммуникативную компетентность ребенка – это способность строить языковое общение с другими людьми, учитывая правила и нормы языка, а в неречевых языковых формах – общечеловеческие способы выразительного поведения.

Наиболее распространенный способ игры у детей – сюжетно-ролевая модель, когда ребенок выполняет семейные или профессиональные, общественные роли. Роль в игре является средством реализации сюжета, игровой позицией. Сегодня в дошкольных учреждениях данная модель игры широко практикуется, поскольку позволяет решать нескольких задач.

Во-первых, игра расширяет словарный запас, кругозор, формирует представление об окружающем мире. Например, что такое добро и зло, взаимоотношения со сверстниками и старшим поколением, с животными и природой. Через игру ребенок учится новым словам, учится произносить их, объяснять мысли и выражать эмоции.

Во-вторых, игра формирует у ребенка вербальные и невербальные способы общения. К вербальным следует отнести умение начать, поддержать разговор, умение слушать, правильно задавать вопросы. К невербальным способам общения относятся позы, мимика, отношение к собеседнику во время разговора.

В-третьих, игра учит социализации, общению, умению работать в команде, принимать решения, отстаивать свою точку зрения. Так, игры развивают коммуникативные навыки, формируют коммуникативную компетенцию и опыт. Взаимодействие детей в ходе игры формирует личностные качества, такие как упорство, переживание, помощь. Коммуникация позволяет ребенку понимать позицию другого человека, анализировать сложившиеся ситуации, выбирать порядок действий, выстраивать коммуникативное поведение. Такие качества пригодятся ребенку в дальнейшем при обучении в начальной школе.

Следует отметить, что тип игры должен соответствовать возрасту ребенка. Так, для младших дошкольников подойдут игры с простым конструированием, а в игры для старших дошкольников можно добавить дополнительные элементы. К примеру, детям можно дать задание самим придумать сюжет игры, в процессе которой дети будут взаимодействовать друг с другом и создавать единое целое. Так дети учатся ориентироваться на сверстников, объединять идеи и идти на компромиссы. В ходе игры возможно возникновение споров и конфликтов. В таких ситуациях воспитатель должен выступить в роли старшего, наставника, которых объяснит правильное поведение.

Распространенная форма игры – подвижные игры. Такие игры больше всех содержат диалоги. Подвижные игры приучают детей к соблюдению очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик других участников игры.

Познавательные и дидактические игры реализуются на основе задач и вопросов, которые  задаются как конкретному ребенку, так и всей группе. Правила таких игр побуждают слушать и слышать, задавать вопросы, высказывать согласие или несогласие, аргументировать высказывание, рассуждать.

Также широко используется в качестве игры театрализованная деятельность. Она позволяет решать такие педагогические задачи, как интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание ребенка. Через театрализованные постановки дети узнают о жизни людей, животных, растений, прививается любовь к культуре.

Благоприятнее всего играть в условиях детского сада, чем дома. В дошкольном учреждении ребенок общается со сверстниками, имеет множество различных игрушек, а воспитатель выступает наставником, учителем в процессе игры. В совместной игре в дошкольном учреждении дети занимают позицию равных, в отличие от дома, когда ребенок чувствует себя хозяином.

Ребенок погружен в игру и задача воспитателя не быть в качестве надзирателя, а выступить в качестве направляющего и связующего звена. Воспитатель должен принимать участие в игре, подсказывать, действовать, но вместе с тем вести себя опосредованно. Деятельность воспитателя  заключается в том, что ребенку необходимо объяснить правила совместной игры: не командовать, не капризничать, быть добрым, воспитанным, корректным.

Таким образом, конечно, можно констатировать, что влияние игровой деятельности на социализацию дошкольников велико и с введением ФГОС становится все более важным и многогранным. Игра позволяет способствовать становлению как общению не только со сверстниками, но и произвольному поведению самого ребёнка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Исходя из всего этого, мы можем сказать, что игра - язык ребенка, его форма и способ выражения жизненных впечатлений. Это социально- принятый способ вхождения ребенка в мир взрослых, его форма социальных отношений. Выдуманная ситуация игры и роль позволяют строить поведение свободно, по своему замыслу и в то же время подчиняться нормам и правилам, диктуемым ролью.

Список литературы

  1. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст] /Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.Н. Соловьева. – М., 2002.
  2. Болотина Л.Р., Дошкольная педагогика [Текст] / Л.Р. Болотина, С.П Баранов, Т.С. Комарова – М., 2005.
  3. Зотова, И. В., Дурицкая, В. С. Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Зотова, И. В., Дурицкая, В. С. // Достижения науки и образования. — 2018. — № 4. — С. 49-52.
  4. Зотова, И. В., Моисиди, Ж. Н. Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры [Текст] /  Зотова, И. В., Моисиди, Ж. Н. // Проблемы науки. — 2018. — № 4. — С. 126-128.
  5. Кузнецова, Е. В. Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Текст] / Е. В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2016. — № 5. — С. 692-694.
  6. Пигарева, Г. В. Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников / Г. В. Пигарева [Текст] // Молодой ученый. — Казань:Общество с ограниченной ответственностью "Бук", 2017. — С. 143-145.
  7. Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации [Текст] // Под редакцией И.Г.Борониловой, Г.Ф. Шабаевой // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (17 мая 2017 г.) – Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2017. – 400 с. 334-339.
  8.  Шабаева Г.Ф.

© Шайгарданова А.Р., Максумова К.Р., Мухаметзянова А.Р., Шабаева Г.Ф., 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста».

Вашему вниманию мне хотелось бы предложить выступление на круглом столе для воспитателей детских садов. Театрализованные игры в детском саду очень актуальны, так как они способствуют развитию творческ...

Статья "Развивающие игры как средство интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста"

В статье указаны задачи развивающих игр, методы и приёмы: сказки, логические задачи, вопросы, проблемные ситуации, экспериментирование, обследование, схемы - модели. Раскрыты этапы работы с развивающи...

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...

Игра как средства для физического развития детей дошкольного возраста

Цель: Показать педагогам значение подвижных игр в жизни ребенка.Коллективно определить пути совершенствования работы в данном направлении.Задачи: Создание условий для укрепления физического и пс...

Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "

Статья "Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста "...

Консультация по теме: «Развивающая игра, как средство интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»

Происходящие  изменения  в  системе  дошкольного  образования  обусловлены  объективной  потребностью   в  изменениях  образовательной  сист...