Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества образования"
материал
В материале говорится об использовании инновационных технологий, позволяющих добиваться положительной динамики в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида г. Ядрина
Ядринского муниципального округа Чувашской Республики
Консультация для педагогов
«Современные образовательные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества образования»
Подготовила:
Воспитатель
Селиванова. Н. В.
Ядрин, 2023
Образовательная технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ОВЗ становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой - появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.
Дети с ОВЗ - дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. В силу своего заболевания такие «особые дети» не всегда самостоятельно включаются в процесс выполнения каких-либо упражнений и заданий, их необходимо увлечь, привлечь тем, что им в данный момент интересно. Игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку или группе детей.
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых эффективных направлений, средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе воспитанников и качества обучения. Поэтому внедрение новых образовательных технологий играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику обучения, а будут являться её составной частью.
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание.
Инновационная технология содержит компонент инновации. Инновация (нововведение, изменение, обновление) – деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового. Применение инновационных образовательных технологий оказывает влияние на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению, повышает уровень образовательной деятельности.
Овладение современными технологиями, их применение, обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Применение инновационных образовательных технологий оказывает влияние на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению, повышает уровень образовательной деятельности. Важным отличием инновационной технологии от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
К числу современных образовательных технологий, применяемых при работе с детьми с ОВЗ, можно отнести инновационные технологии:
Инновационные образовательные технологии:
- Технология разноуровневого обучения.
- Коррекционно - развивающая технология.
- Технология проблемного обучения.
- Технология проектной деятельности.
- Игровые технологии.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология исследовательской деятельности
- Технология портфолио дошкольника и воспитателя
- Технология «ТРИЗ» и т.д.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2.Технологии обучения ЗОЖ.
3.Коррекционные технологии.
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, является универсальная и доступная здоровьесберегающая технология. И сегодня я хочу поговорить с вами о ней.
Одной из наиболее эффективных технологий, которую мы используем на практике, является арттерапия.
Арттерапия, как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ.
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Существует множество разновидностей арттерапии, основанных на работе с разными видами искусства.
Разновидности арттерапии:
- изотерапия (пластилинография);
- игротерапия;
- музыкотерапия;
- сказкотерапия (имаготерапия (театротерапия), библиотерапия, мульттерапия);
- цветотерапия и т.д.
Арт-терапия зарекомендовала себя одним из результативных методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Этот метод может быть применён для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей. Лечение искусством и творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма.
Из существующих видов арт – терапии для работы с детьми с особенностями развития, я сегодня хочу остановиться на пескотерапии, акватерапии и изотерапии , которые мы используем на практике.
Песочная терапия в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Что же представляет собой пескотерапия? Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным кинетическим песком.Очень интересной, значимой и эффективной на сегодняшний день является песочная терапия, это одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Песок часто действует на детей, как магнит. Прежде чем они успеют понять, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить фигурки, игрушки, тогда появляется волшебный мир и ребенок полностью погружается в игру. Играя с песком, у ребёнка используются обе руки, часто одновременно, благодаря этому развиваются правое и левое полушарие, их взаимодействие.
Песочная терапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Все это делает его прекрасным средством развития ребенка. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика руки.
Игры с песком разнообразны:
- обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте, развивают фонематический слух, а также позволяют проводить коррекцию звукопроизношения;
- познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира (тем, что рядом с нами: животные, насекомые, моря, транспорт и т.д.), об истории своего города, страны и т.д.;
- проективные игры открываютт потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.
Использование песочной терапии дает положительные и действенные достижения – у детей появляется интерес к занятиям, они чувствуют себя более успешными, уравновешенными, спокойными, повышается их эмоциональный фон, возрастает речевая и познавательная активность.
Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения и проявляет себя как один из эффективнейших нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для педагога песочная терапия – это отличный проводник для эффективного контакта с ребенком, позволяющий разнообразить свою профессиональную деятельность и сделать ее более эффективной.
Акватерапия в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Акватерапия – это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.
Эти игры очень естественны, это то, чем детям очень нравится заниматься, то что не вызывает у них страха, дискомфорта. В играх с водой более интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и мимика). Все умения, навыки и знания усваиваются ими гораздо быстрее и проще. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
Какова же цель акватерапии?
- способствовать физическому развитию ребёнка: закаливанию, развитию мелкой моторики рук;
- регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний;
- способствовать развитию речи;
- снижать проявления гиперактивности ребёнка;
- формировать оздоровительные процессы в организме;
- стабилизировать психо – эмоциональное состояние ребёнка.
Для работы используется стол-ванна, которую можно поставить в любом удобном месте. Так же подбираются разные инструменты для игр. Это совочки, лейки, ситечки, пластмассовые шарики, разноцветные камешки, резиновые игрушки, наборы рыбок, поролоновые губки, водяные мельницы, ведёрки и многое другое.
Выбор игрушек зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей ребенка, это:
- способность сохранять позу и использовать руки;
- умственного развития в целом;
- способность понимать речь и концентрировать внимание, в частности.
Лучше всего подобрать игрушки и игры, подходящие именно конкретному ребенку.
На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используются следующие варианты игр:
- игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);
- игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);
- игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;
- игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).
Игры с водой вызывают у детей радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоциональных ярких впечатлений.
Изотерапия в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, которая используется в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ. Изотерапия одна из самых популярных арт-терапевтических технологий. Ребенок может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире с помощью линий, форм и цвета на бумаге.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов, это: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров, соленое тесто, глина, сыпучие продукты, засушенные листья. В последнее время особенно популярны рисование пальцами и ладонями, губкой или ватными палочками и т.д. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, страхов, проблемы с поведением, хронический стресс. Качество рисунка в изотерапии не выступает важным критерием его оценки.
В целом, изотерапия открывает новые возможности для развития детей с ОВЗ и является эффективным инструментом для стимуляции их полного потенциала и самореализации.
Следует сказать, что во всех применяемых современных образовательных технологиях при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
- соответствие игр возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- учет структуры дефекта;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- соответствие коррекционной цели знания;
- учет принципа смены видов деятельности;
- использование ярких игрушек и пособий;
- соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям безопасности.
Используя современные образовательные (инновационные) технологии в работе с детьми ОВЗ, мы корректируем различные нарушения в физическом и психическом развитии, готовим к социальной адаптации в обществе и оказываем огромную помощь в укреплении здоровья.
Закончить своё выступление хочу словами великого педагога В. А. Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Личностно-ориентированная технологиия обучения -средство повышения качества образования»
Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитани...
Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....
Выступление на районном методическом объединении дошкольных работников на тему "Современные образовательные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества образования"
Выступление на районном методическом объединении дошкольных работников «Реализация инновационных технологий образовательной деятельности и вариативных образовательных практик, направленных ...
Презентация "Современные образовательные технологии обучения детей с ОВЗ как средство повышения качества"
laquo;Современные образовательные технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как средство повышения качества образования»...
Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"
Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...
Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"
Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...
Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"
Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-к...