Программа вокального кружка "Хрустальный голосок"
рабочая программа
Программа вокального кружка "Хрустальный голосок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vokalnogo_kruzhka_hrustalnyy_golosok.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБ ДОУ "Д/с КВ № 16"
Панкова О.С.____________________
« ____» _____________2023 г.
Программа вокального кружка "Хрустальный голосок"
Автор: Музыкальный руководитель МБ ДОУ "Д/с КВ № 16"
Петренко И.В.
Содержание
I. Целевой раздел:
1.1. Пояснительная записка;
1.2. Цели и задачи;
1.3. Нормативные документы.
II. Организационный:
2.1. Формы организации вокальной деятельности;
2.2. Режим работы вокального кружка.
III. Содержательный:
3.1. Литература;
3.2. Приложение.
Музыка играет важную роль в жизни людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только музыкальными занятиями. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в различных кружках. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства. Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке в целом. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма. Все упражнения для развития вокальных навыков даются в образно-игровой форме.
Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно - эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Музыкальное воспитание и
развитие требует правильной организации и целенаправленного обучения, так как влияние музыки на развитие творческой активности детей очень велико.
Актуальность программы заключается в том, что в данной форме обучения учитываются особенности и интересы каждого ребёнка, который включает индивидуально - дифференцированный подход, помогающий осуществлять контроль над развитием детей.
Рабочая программа вокального кружка «Хрустальный голосок» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Устав МБДОУ "Д/с КВ №16;
ФГОС ДО.
Цели и задачи.
ЦЕЛЬ: Развитие творческого потенциала и активности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1. Заложить основы гармонического развития (слуха, внимания, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей детей) .
2. Приобщить детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре.
3. Развить чувственно–эмоциональную сферу ребёнка во взаимосвязи со сферой нравственно – интеллектуальной.
Осуществляя эти задачи, которые должны решаться естественно и непринуждённо, в процессе работы с детьми, ведётся работа по двум направлением.
1. Фольклорная группа – оркестр ложкарей.
Эта деятельность в основе, которой заключается знакомство и приобщение детей к традициям русского народного фольклора. Весь репертуар обучения игры на ложках пронизан русским фольклором (попевки, заклички, дразнилки, песни и т. д) .
На первоначальном этапе идёт подготовка детей к координированным совместным действиям, развивая столь важное для игры в оркестре - чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные ритмические «оркестры». Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, пластмассовыми кубиками. По мере того, как дети осваивают навыки совместных или поочерёдных действий вводятся поэтапно приёмы игры на ложках.
Учебный материал подбирается с учётом возрастных, индивидуальных способностей детей и темой занятия. От занятия к занятиям он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходим к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техниками игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками на ритмические упражнения.
Ожидаемый результат:
• одновременно начинать и заканчивать свою партию в ансамбле соблюдая ритм;
• владеть приёмами игры на двух, трёх ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
• выразительно и эмоционально петь и двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
• понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение своей партии в ансамбле;
Игра в оркестре развивает у детей чувство товарищества, ответственности и взаимопонимания;
Выступление ложкарей всегда украшение праздника или развлечения и оставляет яркое впечатление для всех окружающих.
2. Вокальная студия.
Этот вид работы способствует развитию координации слуха и голоса, т. е. взаимодействию певческой интонации (правильное интонирование, выразительное исполнение, проявление своих чувств в непринуждённом, естественном пении).
Цель: Формирование эстетической культуры дошкольника, развитие певческих навыков.
Задачи:
1. Формировать интерес к вокальному искусству.
2. Развивать умение петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.
3. Развивать музыкальный слух, координации слуха и голоса.
4. Развивать чистоту интонирования, четкость дикции, правильное певческое дыхание, артикуляцию.
5. Совершенствовать навыки пения, выразительно передавать характер произведения.
6. Формировать певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения).
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон;
- хоровыми группами (дуэт, трио и т. д.) ;
- тембровыми подгруппами;
- при включении в хор солистов;
- пение под фонограмму;
- пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого голоса каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Структура занятия:
1. Коммуникативная игра-приветствие;
2. Артикуляционная гимнастика;
3. Интонационно-фонетические упражнения;
4. Скороговорки, чистоговорки;
5. Упражнения для распевания;
6. Разучивание новых песен.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
• знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);
• работа над вокальными и хоровыми навыками;
• проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
• пение мелодии закрытым ртом;
• мелодии песни на определенный слог;
• проговаривание согласных в конце слова;
• произношение слов шепотом в ритме песни;
• выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
• настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
• остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
• анализ направления мелодии;
• использование элементов дирижирования;
• пение без сопровождения;
• зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
• выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
• образные упражнения;
• оценка качества исполнение песни.
Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие детей. У дошкольников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, культурных событиях детского сада и города и т.д. В результате освоения программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание. Результатами занятий по программе вокального кружка являются: овладение практическими умениями и навыками вокального творчества, овладение основами музыкальной культуры; - овладение способами решения поискового и творческого характера; культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности; приобретение опыта сценических выступлений творческой деятельности. Личностными результатами занятий являются: - формирование эстетических потребностей, ценностей; развитие эстетических чувств и художественного вкуса; развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков проводятся итоговые занятия (занятия – концерты). Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики (см. приложение). Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерты;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (видеозаписи);
-словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ).
- методические игры.
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа, М. Ю. Картушиной. Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается. Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Технология вокального обучения базируется на игровых методах работы с детьми, что обеспечивает заинтересованность ребёнка в процессе занятий. Направлениями работы на занятиях являются: вокально-хоровые навыки (певческая установка, работа над дыханием, звукообразованием, звуковедением, артикуляцией и дикцией, формирование тембра, чистоты интонирования, эмоционально-выразительное исполнение). Творческие задания на развитие воображения: пальчиковые и ритмические игры, танцевальные движения с пением, релаксация и массаж, необходимое оборудование для проведения занятий Для занятий необходима просторная комната или зал, фортепиано, музыкальный центр.
Режим работы вокального кружка. Организация и проведение занятий.
Состав кружка «Хрустальный голосок» предназначен для детей 5-7 лет. Занятия в кружке «Хрустальный голосок» проводятся с октября 2023г. по май 2024г. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25-30 минут, в зависимости от возраста детей, которые проводятся 2 раза в неделю понедельник, четверг, с оптимальным количеством детей 10 - 12 человек.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Октябрь
Содержание | Задачи | Музыкальный репертуар |
1. Игра-приветствие | Упражнение: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». Картушина. | |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | 1.«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; 2.«Машина»- вибрация губ. 3.«Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и пони- жая голос) |
3.Интонационно- фонетические упражнения. | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. |
4. Упражнения на развитие дыхания. | Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динами- ческий слух. | 1.«Ветер и листья» 2.«Подуй на пальцы» 3.«Ветер» 4.«Аромат цветов» Картушина. «Логоритмика в д.с.» |
5.Скороговорки и чистоговорки. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением. | 1. «Говорил попугай попугаю». 2. «Тигры». 3. «Вёз корабль карамель». 4. «Кит-рыба». |
6.Пальчиковые игры. | Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию, вырабатывать выразительность речи, её плавность, размеренность | «Полянка» О. Крупенчук. «Весёлый счёт» И. Сафаровой. « 5 мышек», «Дом» И. Галянт. |
7. Пение. Танцевальные движения с пением. | 1.Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; 3. Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. 4.Формировать умение детей ритмично выполнять движения в соответствии с текстом песни. | Репертуар по усмотрению музыкального руководителя. |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра- приветствие. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | 1.«Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2.«Здравствуйте» Картушина. |
2.Артикуляционная гимнасти- ка по системе В. Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать пра- вильному звукообразованию, охране и укрепле- нию здоровья детей. | 1.«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; 2.«Машина»- вибрация губ. 3.«Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и пони- жая голос) |
3.Интонационно- фонетические упражнения. | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся зву- ках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцет- ному. Следить за правильной певческой артику- ляцией. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. |
4. Упражнения на развитии дыхания. | Учить правильно распределять дыхание, рас- слаблять мышцы диафрагмы, развивать динами- ческий слух. | 1.«Ветер и листья» 2.«Подуй на пальцы» 3.«Ветер» 4.«Аромат цветов» Картушина. «Логоритмика в д.с.» |
5.Скороговорки и чистоговорки. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговари- вать с разной интонацией (удивление, повество- вание, вопрос, восклицание), темпом (с ускоре- нием и замедлением. | 1. «Говорил попугай попугаю». 2. «Тигры». 3. «Вёз корабль карамель». 4. «Кит-рыба». |
6.Пальчиковые игры. | Развивать мелкую моторику, развивать творче- ство, фантазию, вырабатывать выразительность речи, её плавность, размеренность, развивать ды- хание. | «Полянка» О. Крупенчук. «Весёлый счёт» И. Сафаровой. « 5 мышек», «Дом» И. Галянт. |
7. Пение. Танцевальные движения с пением. | 1.Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; 3. Петь естественным звуком, выразительно, вы- полнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и соглас- ные в словах. 4.Формировать умение детей ритмично выпол- нять движения в соответствии с текстом песни | Репертуар по усмотрению руководителя. |
Декабрь
Содержание | Задачи | Музыкальный репертуар |
1. Игра-приветствие | Психологическая настройка на занятие. | Упражнение: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». Картушина. |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать пра- вильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Упражнения: 1. «Обезьянки». 2. «Весёлый язычок». |
3.Интонационно-фонетические упражнения. | Упражнять в точном интонировании трезвучий. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. |
4.Упражнения на развитие дыхания. | Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух. | 1. «Надуваем шарик». 2. «Взлетает самолёт». 3. «Змея». 4. «Заводим мотоцикл». (подготовка вокалиста к пению). |
5.Скороговорки и чистоговорки. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Самостоятельно по- падать в тонику. | 1. Няня мылом мыла Милу…» 2. «Сорок сорок ели сырок…» 3. «Шла Саша…» 4. Знакомый материал. Упражнения по методике Емельянова |
6. Упражнения для распевания. | 1. «Осенний букет» Картушина 2. «Капуста». | |
7.Пальчиковые игры. | Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию, вырабатывать выразительность речи, её плавность, размеренность, развивать дыхание. | «Полянка» О. Крупенчук. «Весёлый счёт» И. Сафаровой. « 5 мышек», «Дом» И. Галянт. |
8. Пение. Танцевальные движения с пением. | 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | Репертуар по усмотрению музыкального руководителя. |
9.Упражнение на релаксацию, массаж | Способствовать снятию эмоционального и физического напряжения, развивать воображение, укреплять здоровье. | Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» Массаж лица «Ежик» Картушина |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра- приветствие. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В..Емельянова. | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуля- цию. Учить детей овладению и использованию элементов несложного самомассажа. Способ- ствовать охране и укрепления здоровья детей. | Работа с губами: (покусать зубами, верхнюю и нижнюю губу), работа над расслаблением мышц лица. Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». Массаж лица от корней волос до шеи своими пальцами. |
3.Интонационно-фонопедические упражнения. | Учить детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» го- лосом, пропевать ультразвук. Учить детей соот- носить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Ис- пользовать карточки для работы руками по из- влечению звука. | «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). |
4. Упражнения на развитие дыхания. | Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, спо- собствовать появлению ощущения опоры на ды- хании, тренировать артикуляционный аппарат. | 1. «Надуваем шарик». 2. «Взлетает самолёт». 3. «Змея». 4. «Заводим мотоцикл». (подготовка вокалиста к пению). |
5. Скороговорки. Стихи. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. | Чтение текста песен. |
6.Упражнения для распевания. | Продолжать работу над развитием голоса детей. Исполнять легко напевно. Звуки а, я петь округ- лённее. Исполнять плавно и отрывисто. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каж- дого интервала | Пение на слоги знакомых песен Ритмическая игра «Лошадка» |
7. Пальчиковые игры с пением | Развивать мелкую моторику, творчество. Ритмично выполнять движения по тексту. | Пальчиковая игра»Червячки» «Шалтай-Болтай" |
8. Пение | 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом 2. Упражнять детей в чёткой дикции, формиро- вать хорошую артикуляцию. 3. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Совершенствовать исполнительское мастер- ство. 6. Учить детей работать с микрофоном. | Репертуар по усмотрению руководителя. (песни из мультфильмов) Знакомый репертуар. |
9.Упражнение на релаксацию. Массаж | Способствовать снятию эмоционального и физи- ческого напряжения, развивать воображение, укреплять здоровье. | 1.«Король на корону копейку копил». 2. Массаж рук «Строим дом» 3.Массаж лица |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра- приветствие. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Прогулка» (Занятие-игра). 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В..Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать пра- вильному звукообразованию, охране и укрепле- нию здоровья детей. | «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном ды- хании, повышая и понижая голос) «Самолёты», «Самолёт летит» Карту- шина. |
3.Интонационно-фонопедические упражнения. | Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. | «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал» |
4. Упражнения на развитие дыхания. | Учить правильно распределять дыхание, рас- слаблять мышцы диафрагмы, развивать динами- ческий слух. | «Подуй на пальцы». «Ветер» «Аромат цветов» |
5. Скороговорки. Стихи. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговари- вать с разной интонацией (удивление, повество- вание, вопрос, восклицание), темпом (с ускоре- нием и замедлением, не повышая голоса), инто- нацией (обыгрывать образ и показывать дей- ствия). | 1. Няня мылом мыла Милу…» 2. «Сорок сорок ели сырок…» 3. «Шла Саша…» 4. Знакомый материал. Упражнения по методике В.Емельянова |
6.Упражнения для распевания. | Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. | Картушина. «Логоритмика в д.с.» Знакомые распевки. |
7. Пальчиковые игры с пением | Развивать мелкую моторику, развивать творче- ство, фантазию, вырабатывать выразительность речи, её плавность, размеренность, развивать ды- хание. Уметь соотносить пальчиковую гимнасти- ку с пением. | «Перстенёк» «Киселёк» «Сороконожки». Р.н.игры |
8. Пение | Чисто интонировать в заданном диапазоне. Совершенствовать умение детей петь с динами- ческими оттенками, не форсируя звук при усиле- нии звучания. Уметь самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей. Учить детей работать с микрофоном. | Репертуар по усмотрению руководите- ля. |
9.Упражнение на релаксацию. Массаж | Способствовать снятию эмоционального и физи- ческого напряжения, развивать воображение, укреплять здоровье. | «Слушаем зимний лес» Релакцация «звуки природы» Массаж пальцев «Грачи» |
Март:
Содержание | Задачи | Музыкальный репертуар |
1. Игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | Упражнение: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». Картушина. |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | 1.«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; 2.«Машина»- вибрация губ. 3.«Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и пони- жая голос) |
3.Интонационно- фонетические упражнения. | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцет- ному. Следить за правильной певческой артикуляцией. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. |
4. Упражнения на развитие дыхания. | Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динами- ческий слух. | 1.«Ветер и листья» 2.«Подуй на пальцы» 3.«Ветер» 4.«Аромат цветов» Картушина. «Логоритмика в д.с.» |
5.Скороговорки и чистоговорки. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением. | 1. «Говорил попугай попугаю». 2. «Тигры». 3. «Вёз корабль карамель». 4. «Кит-рыба». |
6.Пальчиковые игры. | Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию, вырабатывать выразительность речи, её плавность, размеренность | «Полянка» О. Крупенчук. «Весёлый счёт» И. Сафаровой. « 5 мышек», «Дом» И. Галянт. |
7. Пение. Танцевальные движения с пением. | 1.Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; 3. Петь естественным звуком, выразительно, вы- полнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и соглас- ные в словах. 4.Формировать умение детей ритмично выпол- нять движения в соответствии с текстом песни | Репертуар по усмотрению музыкального руководителя. |
Апрель:
Содержание | Задачи | Музыкальный репертуар |
1. Игра-приветствие | Психологическая настройка на занятие | Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». Картушина. |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Упражнения: 1. «Обезьянки». 2. «Весёлый язычок». |
3.Интонационно- фонетические упражнения. | Упражнять в точном интонировании трезвучий. Следить за правильной певческой артикуляцией. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности |
4. Упражнения на развитие дыхания. | Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать дина- мический слух | . 1. «Надуваем шарик». 2. «Взлетает самолёт». 3. «Змея». 4. «Заводим мотоцикл». (подготовка вокалиста к пению). |
5.Скороговорки и чистоговорки. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией Петь на одном звуке | 1. Няня мылом мыла Милу…» 2. «Сорок сорок ели сырок…» 3. «Шла Саша…» 4. Знакомый материал. |
6.Упражнения для распевания. | Расширять диапазон детского голоса. Учить точ- но попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. | Упражнения по методике Емельянова |
7. Пальчиковые игры. | Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию, вырабатывать выразительность речи, её плавность, размеренность, развивать дыхание. | 1. «Осенний букет» Картушина 2. «Капуста». |
8. Пение. Танцевальные движения с пением. | 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2 Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | Репертуар по усмотрению руководителя |
9. Упражнения на релаксацию | Способствовать снятию эмоционального и фи- зического напряжения, развивать воображение, укреплять здоровье. | Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» Массаж лица «Ежик» Картушина |
Май:
Содержание | Задачи | Музыкальный репертуар | |
1. Коммуникативная игра- приветствие. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. | |
2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать пра- вильному звукообразованию, охране и укрепле- нию здоровья детей. Подготовить речевой аппа- рат к работе над развитием голоса. | «Путешествие язычка». Пермякова И.В. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). | |
3.Интонационно- фонетические упражнения. | Учить детей выстраивать звуковую линию; Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук. | Упражнение «Бронтозаврик» | |
4. Упражнения на развитие дыхания. | Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, трени- ровать артикуляционный аппарат | 1. «Подуй на пальцы» 2. «Мышка принюхивается» Картушина 3. Знакомые упражнения. | |
5.Скороговорки, стихи. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; учить детей использовать различные эмоциональные выра- жения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. | Проговаривание текста песен, попевок. «На дворе трава». «Четыре чертенка» Знакомый репертуар. | |
6. Ритмическая игра | Развивать мелкую и крупную моторику, разви- вать творчество, фантазию. | 1. «Играет кот на скрипке» 2. «Мячик» Картушина | |
7. Пение. Танцевальные движения с пением | Побуждать детей к активной вокальной деятель- ности. Развивать умение у детей петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Репертуар по усмотрению руководителя | |
8.Упражнение на релаксацию. | Способствовать снятию эмоционального и физи- ческого напряжения, развивать воображение, укреплять здоровье | Картушина Релаксация («Колыбельная" сб. Картушина). |
Литература:
1. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка, М. Просвещение, 1988
3. Девочкина О.Д. Пой вместе со мной. М., 2002
4. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970
5. Емельянов В.В., «Развитие голоса», С-П, 1997
6. Картушина М.Ю., « Логоритмические занятия в детском саду», Сфера,2004.
7. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования программа «От рождения до школы» М. Мозаика – Синтез ,2010
8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003.
9. Абелян Л. М. Как рыжик научился петь. - М. : Советский композитор, 1989. – 33 с.
10. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М. : ВЛАДОС, 2002
11. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
12. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.
13. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн. : Беларусь, 2003. – 232 с.
14. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М. : Музыка, 1989. - 112 с.
15. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн. : Лексис, 2005. – 48 с.
16. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М. : ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
17. Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа вокального кружка "Голосок" для детей 5-7 лет
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, раскрытие творческого потенциала ребёнка, исполнительского мастерства....
Авторская программа вокально-хорового кружка "Серебряный голосок" для детей 4-7 лет
Образовательная программа по обучению детей вокально-хоровому искусству в рамках проведения дополнительной образовательной услуги для детей 4-7 лет «Серебряный голосок», Нижнекамск, 2016 г. Программа...
Программа вокально - хоровой студии "Хрустальный голосок"
Программа вокально - хоровой студии "Хрустальный голосок" написана мною для работы в ДОУ. Поскольку образовательная деятельность регламентирована и насыщенна не всегда остается время для ...
Дополнительная программа вокального кружка "Голосок"
Создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности....
Рабочая программа вокального кружка "Звонкий голосок"
Наблюдая за детьми в ДОУ, я заметила, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необход...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "Голосок" на 2022-2023 учебный год
Цель: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности.Задачи:Образовательные:-...
Дополнительная общеразвивающая Программа Вокального Кружка "Голосок" старший дошкольный возраст
Дополнительная общеразвивающая Программа...