«Практика интерактивного чтения: сюжеты сказок как основа игры»
статья

Гомзова Вера Сергеевна

Суть метода интерактивного чтения — в диалоге между ребенком и книгой: не просто читать книгу и рассматривать картинки, но еще и задавать вопросы, обсуждать прочитанное, не ограничиваясь односложными ответами, учить ребенка формулировать свои мысли.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnoe_chtenie.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети, которые читают книги, вырастают
во взрослых, которые думают».

                                «В сказке ложь, да в ней намек –

добрым молодцам урок».   А.С. Пушкин.

Трудно представить жизнь ребенка без сказок. Они необходимы как воздух. Ведь именно из них дети впервые узнают о противостоянии добра и зла, проявлении коварства и благородства, предательстве и вере.

А тем временем  педагоги констатируют, что новое поколение с большой неохотой берет в руки книги, и что приобщать детей к чтению надо с самого раннего детства.

Читая малышу с первых дней жизни, мы тем самым помогаем ему узнавать важные интонации и, словно в компьютерную программу, закладываем в него необходимые понятия и ассоциации. Показывая картинки при чтении, знакомим с предметами, цветами, формами — этот процесс для малыша не только очень важен, но и интересен.  Формируем словарный запас ребенка!

Чтение – пища для ума — так считают все прогрессивные и образованные люди.

При чтении сказок с детьми в ДОУ, мы руководствуемся следующими  правилами:

1. Выбираем сказки по возрасту. Чем меньше ребенок, тем короче и проще должны быть сказки; короткие народные сказки – для малышей, сказки с более сложным сюжетом (авторские [2, 3, 4], сказки-инсценировки [1]) – для детей старшего дошкольного возраста.

2. При необходимости читаем повторно понравившуюся детям сказку. Если чтение любимой сказки требуют вновь и вновь, значит, дети еще не разрешили для себя скрытые в ней смыслы. У них идет невидимая внутренняя работа и этому не стоит мешать.

3. Объясняем ребенку непонятные слова. «По амбару метен, по сусекам скребен», - часто дети слушают подобные фразы, как мелодию, запоминают, но абсолютно не понимают смысла слов «сусеки», «амбар» и т.д..

4. Обсуждаем сказку. Уместны открытые вопросы: «Как ты думаешь, зачем?», «Как ты считаешь, почему?», «Что было бы если?».

5. Применяем методику интерактивной сказки. В ней каждый ребенок играет определенную роль, своего героя, и в то же время работает в коллективе, создавая вместе единое целое (инсценировки сказок).

Тематика сказок:

- Сказки о животных.

- Сказки о нормах поведения.

- Сказки, развивающие фантазию и творческие способности ребенка.

- Литературные сказки.

Алгоритм запоминания сказок:

Читаем-обсуждаем-обыгрываем (используем кукольный театр, картинки,  можно нарисовать  или вырезать героев  из журналов).

В своей группе, чтобы повысить интерес у детей к книгам в приёмной находиться мини-библиотека «Сказка». Проводим акцию «Сказка на ночь», привлекаем родителей детей, не проявляющих интерес к сказкам, книгам, с целью сформировать интерес к книгам, чтению, обогащению словаря, развитию связной речи. У нас есть уже положительные результаты.

Можно сделать следующие выводы:

1. Участвуя в инсценировке сказок, дошкольники учатся:

-   грамотно излагать свои мысли,

-   получают необходимый объем знаний,

- развивается память, мышление, внимание, раскрываются творческие способности.

2. Кроме того, дети приобретают массу новых знаний и навыков необходимых им для дальнейшего обучения в школе.

3. Дети, становятся увереннее в себе, решают для себя множество психологических задач: преодолевают стеснительность, развивают навыки выступления перед аудиторией, проигрывают решение тех или иных ситуаций, которые наверняка могут возникнуть в его жизни.

В приобщении детей к чтению специалисты предлагают использовать такой инновационный метод, как интерактивное чтение. Суть его заключается не в покупке множества развивающих книг, а во взаимодействии ребенка с книгой.

Суть метода интерактивного чтения — в диалоге между ребенком и книгой: не просто читать книгу и рассматривать картинки, но еще и задавать вопросы, обсуждать прочитанное, не ограничиваясь односложными ответами, учить ребенка формулировать свои мысли.

Принципы интерактивного чтения:

  • Совместное чтение. Очень важно добиться от ребенка полного понимания текста. Для этого делаются паузы во время чтения, чтобы объяснить новые или непонятные слова и выражения (бывают и в сказках) или поговорить о том, что заинтересовало маленького читателя. Мы привыкли, что надо довести чтение до конца — «Подожди, дочитаем, потом спросишь». Если малыш интересуется чем-то в процессе, а мы знаем, что скоро он узнает ответ, все равно надо сделать паузу и помочь ребенку разобраться с интересующим его вопросом.
  • Задавать вопросы – это один из главных принципов интерактивного чтения. Спрашивайте обо всем: чем лучше малыш будет понимать на данном этапе своего развития, тем легче научится читать и писать в будущем. Спрашивайте, что ребенок думает о поведении героя, о ситуации, о чувствах и эмоциях персонажей. Чем больше вопросов, тем лучше. Возьмем, к примеру, «Курочку Рябу»:

- Почему дед и баба не могли разбить яичко? - Зачем они хотели его разбить? - Почему дед и бабка плакали?  - Почему курочка сразу не снесла нормальное яйцо? (этот вопрос уже можно обсудить на взрослом уровне).

  • Обсуждайте детали. Чтобы по-настоящему вникнуть, ребенок должен знать больше того, что написано и нарисовано. Обсуждайте иллюстрации, цвета, животных, людей, чувства персонажей. Постепенно, по мере взросления, ребенок научится превращать чтение в интерактивный процесс.
  • Разыгрывайте историю в лицах. Чтение можно превращать в настоящее театральное представление. Для создания мини-спектакля не обязательно мастерить героев, подключайте имеющиеся предметы и игрушки, не забывая использовать разные голоса и интонацию. Благодаря наглядности, малыш быстрее поймет, как одно событие приводит к другому и почему герои действуют и реагируют так, а не иначе.
  • Соотносите сюжет с имеющимся опытом — это помогает малышу лучше понять позицию персонажа — почему он думает и поступает именно так. Пусть расскажет, в какую похожую ситуацию попадал и как вышел из затруднительного положения, или о чем думал в этот момент, чего боялся.  Делайте ошибки в описаниях и давайте ребенку вас поправить — так он научится не стесняться выражать свое мнение. 
  • Пересказывайте любимые истории. Просите ребенка пересказывать вам прочитанные книги или сказки, рассказывайте сюжет по очереди, фантазируйте о другом возможном развитии сюжета. Это поможет ему не только строить отношения с окружающими, но и сформировать правильные привычки поведения.
  • Хвалите ребенка во время чтения или обсуждения прочитанного. «Какую замечательную книгу ты выбрал, молодец!», «Как интересно ты рассказал эту сказку!» Обращайте внимание на мелочи и не жалейте добрых слов, ведь это поможет малышу в дальнейшем больше раскрываться.

Совместное чтение можно и нужно превращать в увлекательную игру. Не секрет, что именно игровая форма обучения является для детей самой эффективной.

Выводы:

Исследования показывают, что дети, с которыми практикуют интерактивное чтение, на восемь с половиной месяцев опережают в развитии сверстников, а результаты тестов IQ у них в среднем на шесть баллов выше.

Умение правильно читать напрямую влияет на успеваемость. Ребенок сможет быстрее делать домашние задания, с первого раза пересказывать текст, а ведь это самое популярное задание в школе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры по сюжетам сказок

Предлагаются конспекты дидактических игр по развитию речи....

Комплексное занятие для детей средней группы с использованием сюжетов сказок и ИКТ на тему "Поможем бабушке Федоре"

Комплексное занятие "Поможем бабушке Федоре" рекомендуется для воспитателей средней группы....

Комплексное занятие с использованием сюжетов сказок в гостях у "Трех медведей"

Три медведя Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать до­рогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит — в доми...

Почему мы используем в своей практике интерактивные игры? (из опыта работы)

Почему мы используем в своей практике интерактивные игры? (из опыта работы)...

Интерактивная музыкальная игра "Поездка на тракторе". В основе игры - методика Емельянова и здоровьесберегающие технологии.

Игра содержит артикуляционные и фонопедические упражнения, которые помогают детям укрепить здоровье, являются профилактическими упражнениями против простудных заболеваний верхних дыхательных путей....

Занятие по развитию речи в средней группе группе «Формирование социальной компетентности личности ребенка дошкольного возраста на основе культурных практик в ДОУ» «Сундучок сказок»

Программное содержание: помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки.Задачи:Образовательные задачи:-Повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок...

Дидактическая игра по развитию речи "Сюжет сказок по картинкам"

В связи с большим объёмом презентации предлагаю скачать файл вворд, в котором будет размещена ссылка на яндекс.диск....