Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования как метода познания в ДОУ
статья
Для успешной реализации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду и организации работы педагогического коллектива в режиме развития, была разработана система методической работы, которая обеспечила повышение педагогической грамотности и профессионального мастерства педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ
Познавательно-исследовательская деятельность является одним из актуальных направлений развития детей дошкольного возраста, так как способствует их всестороннему развитию, проявлению индивидуальных способностей и обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в области познавательного развития воспитанников.
Для успешной реализации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду и организации работы педагогического коллектива в режиме развития, была разработана система методической работы, которая обеспечила повышение педагогической грамотности и профессионального мастерства педагогов.
Нами была определена основная цель методической работы в данном направлении: организовать комплекс методических мероприятий, направленных на освоение педагогами профессиональных компетенций, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности педагога для организации познавательно-исследовательской деятельности и развития исследовательских способностей воспитанников детского сада.
На первом, организационном этапе решались следующие задачи:
- определение уровня владения педагогами профессиональными знаниями по планированию и организации познавательно-исследовательской деятельности, выявление уровня осведомленности о проблеме;
-определение уровня развития умений и навыков детей в области опытно-экспериментальной деятельности;
- оценка созданных условий в группе для познавательно-исследовательской деятельности с детьми;
- оценка системы работы с родителями по данному вопросу.
В ходе основного этапа работы были поставлены задачи:
- изучить научно-методическую литературу, в которой рассматриваются основные положения о познавательно-исследовательской деятельности;
- содействовать самообразованию педагогов, совершенствуя навыки самостоятельной работы с методической литературой, периодическими изданиями, с сетью «Интернет»;
- создать условия в развивающей предметно-пространственной среде групп для организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.
На заключительном этапе нашей работы основными задачами стали:
- контроль и анализ эффективности работы педагогов по организации и руководству познавательно-исследовательской деятельностью воспитанников;
- определение перспектив работы по оптимизации условий для познавательного развития воспитанников;
- привлечение внимания родителей к организации исследовательской деятельности детей.
Основными формами организации методического сопровождения деятельности педагогов стали: консультации, работа творческой группы,
обсуждения, беседы, семинар – практикум, смотр-конкурс, открытые показы. Педагогический совет стал итогом всех методических мероприятий.
На организационном этапе была проведена тематическая проверка «Состояние работы с воспитанниками по организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности».
Анкетирование и опрос педагогов на готовность ведения работы по исследовательской деятельности показали, что всеми критериями ведения исследовательской деятельности владеют 25% педагогов, 45% педагогов владеют подконтрольно, 30% педагогов недостаточно владеют информацией о структуре и функциях детского экспериментирования, слабо ориентируются в способах организации исследовательской деятельности.
Результаты тематического контроля, анкетирования и опроса педагогов показали, что они нуждаются в методическом сопровождении. Для этого была создана творческая группа в составе старшего воспитателя и педагогов, имеющих опыт работы с детьми по экспериментально-опытнической деятельности.
Кроме этого, уделили большое внимание самообразованию педагогов, через подбор и изучение литературы по данной проблеме. Для этого в методическом кабинете была оформлена тематическая подборка книг, журнальных статей, посвящённых исследовательской деятельности дошкольников.
Теоретической базой для данной работы были определены труды психологов и педагогов Л.А. Венгера и Н.Н. Подъякова.
Изучая основные закономерности становления и развития детей дошкольного возраста, они доказали, что на определённых этапах развития ребёнка происходят процессы саморазвития и “самодвижения” детского мышления. Основным видом ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей Н.Н. Подъяков определяет детское экспериментирование, которое является ведущим на протяжении всего дошкольного детства.
C целью создания комфортных и методически правильных условий для познавательно-исследовательской деятельности, в детском саду был проведен «Смотр-конкурс на лучший уголок экспериментирования «Центр науки» среди всех возрастных групп.
Одними из критериев оценки конкурса были: наличие коллекций, центра «воды и песка», разнообразие оборудования и материалов, участие родителей в создании и обогащении «Центра науки», оформление папки с методическими материалами по детскому исследованию для просвещения родителей и др.
В состав центров экспериментирования вошли: мини-лаборатории с предметами и материалами, стимулирующими поисковую активность дошколят; центры воды и песка, «огород» на окошке, полочки «умных» книг и коллекций, составлены картотеки опытов в соответствии с возрастом детей.
Родители воспитанников сшили для юных исследователей халаты, фартуки, сделали полочки, оказали помощь в пополнении оборудования и материалов. Педагоги подготовили рисунки-символы, комплекты алгоритмов последовательности проведения несложных опытов.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов были проведены консультации по педагогическим аспектам познавательного развития детей.
Во время консультации-иллюстрации «Способы фиксации результатов экспериментальной деятельности», педагогам было предложено сделать зарисовки, карточки-схемы наблюдений и опытов.
При проведении консультации-диалога «Введение эксперимента в разные виды детской деятельности», два педагога освещая одну тему, познакомили коллег с разными подходами к проблеме. Один педагог организует исследовательскую деятельность в экологическом направлении.
Другой педагог познакомил с играми-экспериментами по темам «ЗОЖ» и «Безопасность». Слушатели проанализировали, оценили «педагогические находки» коллег, пополнив свою педагогическую копилку. Возникновение разных мнений способствовало развитию творчества педагогов.
Повышению качества образовательного процесса способствовала работа педагогов в составе творческой группы. На её заседаниях педагоги общались, обменивались опытом, что привело к более тесному сотрудничеству и сотворчеству. Творческая группа помогала в составлении плана работы, разработке положения о смотре-конкурсе, конспектов занятий, в проведении педсовета.
Среди действенных форм методической работы особую роль играют практикумы, на которых теоретические вопросы, решаются различными видами практической деятельности. С этой целью проведен семинар-практикум «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов развития интеллектуальных способностей, познавательного интереса, творческой инициативы детей дошкольного возраста». Участники семинара-практикума приняли участие в тренировочных занятиях, в ходе которых они прошли полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Педагогам был предложен раздаточный консультативный материал по темам «Детское экспериментирование».
Открытые показы НОД также способствовали выработке исследовательских умений педагогов детского сада. Педагоги не только показывали работу с детьми, но и обсуждали с коллегами полученные результаты, делая акцент на методах и приёмах, которые обеспечили эффективность работы.
На заседании педагогического совета «Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей путем развития креативного потенциала педагогических кадров» состоялся обмен опытом среди участников по теме: «Маленькие открытия». Педагоги продемонстрировали оригинальные методы и приемы для активизации мышления и творчества детей, различные виды взаимодействия в процессе активной поисковой деятельности, проведена деловая игра «Креативный педагог - креативный ребенок».
Таким образом, методическое сопровождение педагогов по проблеме организации детского исследования, как эффективного метода познания, способствовало профессиональному росту педагогов, формированию педагогического мастерства в решении профессиональных задач.
Экспериментальная работа объединяла коллектив в открытом обмене мнениями, в творческой дискуссии. Сотрудничество начинающих и менее творческих педагогов с более опытными коллегами послужило хорошей практикой и стимулом к развитию.
Исследовательская деятельность, явилась той нетрадиционной формой работы с родителями, которая помогла сделать их активными участниками в жизни детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы
В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет....
Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста
Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...
Методическое сопровождение педагогов по организации межгруппового взаимодействия
Современная система образования направлена на перестройку деятельности дошкольного учреждения, что предполагает поиск новых форм организации воспитательно-образовательного процесса. В соответств...
«Методическое сопровождение педагогов в малокомплектном детском саду »
Консультация для педагогов малокомплектных детских садов. В которых отсутствует старший воспитатель и методист. ...
Методическое сопровождение педагогов по организации сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса через использование информационно-коммуникативных технологий
сценарий методического объединения в ДОУ...
Методическое сопровождение педагогов в организации питания дошкольников
В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация рационального питания детей является одной из важных зада...
Проект методического сопровождения педагогов в организации сюжетно-ролевой игры дошкольников
Проект методического сопровождения педагогов направлен на обогащение компетентности педагогов в организации сюжетно-ролевой игры дошкольников. В проекте представлены мероприятия, формы проведения и ме...