«Методическое сопровождение педагогов в малокомплектном детском саду »
методическая разработка

Консультация для педагогов малокомплектных детских садов. В которых отсутствует старший воспитатель и методист.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Методическое сопровождение педагогов в малокомплектном детском саду ».

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на  гуманизацию обучения и вхождение в мировое образовательное пространство.

На сегодняшний день в работе с дошкольниками перед воспитателями стоят следующие задачи: перехода от простого выполнения требований программ дошкольного образования к осуществлению полноценного и целостного развития воспитанников, формирования их компетентности в различных областях и развития общих способностей, обеспечивающих успешность детей в дальнейшем обучении; передачи дошкольникам необходимой (целесообразной) для успешного развития информации.

Многие педагоги современных дошкольных образовательных учреждений не всегда готовы к проектированию и организации педагогического процесса нового типа. Это обусловлено отсутствием у многих воспитателей опыта построения педагогического процесса и личностно-ориентированного взаимодействия с его субъектами. Накопить такой опыт, как правило, не позволяет существующая практика методической работы  дошкольного учреждения, для которой характерна ориентация на общие образовательные задачи детского сада, но не на помощь, поддержку и обогащение профессиональной компетентности каждого педагога.

В связи с этим возникает необходимость создания в ДОО действенной и эффективной системы методического сопровождения, но в малокомплектном детском саду часто такой возможности нет. В связи с отсутствием информации по организации методической сопровождения в малокомплектном детском саду. Считаем необходимым изучить особенности его организации в практике  малокомплектного детского сада.

Соответственно выдвинуты следующие цели и задачи:

Цель исследования: Изучить особенности организации методического сопровождения в малокомплектном детском саду.

Объект исследования: организация методической деятельности в малокомплектном детском саду.

Предмет исследования: процесс методического сопровождения педагогов в малокомплектном детском саду

Гипотеза Методическое сопровождение в малокомплектном детском саду представляет собой передачу опыта работы и помощь молодым специалистам  заведующей и более опытными работниками детского сада.

Гипотеза  повышения профессиональной компетентности  педагогов в дошкольной организации не имеющей старшего воспитателя.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы организации методической деятельности в малокомплектном детском саду.
  2. Выявить теоретические основы организации методического сопровождения педагогов в  малокомплектном детском саду.
  3. Определить специфику организации методической деятельности в  малокомплектном детском саду и возможности использования методического сопровождения педагогов в нем.
  4. Спроектировать условия осуществления методического сопровождения педагогов в малокомплектном детском саду.

Теоретические основы исследования:

• работы, раскрывающие сущность и специфику методической работы в современных условиях (Ю.В.Васильев, В.И.Зверева, П.Н. Лосев, Г.С.Лазарев, В.П. Дуброва,  К.Ю. Белая,  И.В. Никишина, П.И.Третьяков и др.);

• труды, исследования, раскрывающие вопросы управления образовательным учреждением (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, А. Моисеев, Л.В.Позняк, П.И. Третьяков и др.)

В целях решения поставленных задач применялся комплекс исследовательских методов: теоретический анализ социологических, психолого-педагогических источников, нормативно-правовых документов по проблеме исследования, ретроспективный анализ, опытно-экспериментальная работа. В ходе педагогического эксперимента использовались: включенное наблюдение, анкетирование, анализ  деятельности педагогов,  проективные методики.

В первой главе  мы ознакомились со следующими позициями :

1) Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов повышения педагогами профессиональной компетенций. 

Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в дошкольном образовании. В малокомплектных детских садах  преемственность опыта от старых работников к молодым сотрудникам. Помощь в адаптации молодого специалиста.

 Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующего, методиста ДОО, специалистов различных областей знаний. Деятельность старшего воспитателя направлена на решение приоритетных и неотложных задач, поэтому проектировать, определять ее содержание следует по всему составу функций управления

2) В условиях современного дошкольного образовательного учреждения методическое сопровождение воспитателя можно рассматривать как наиболее оптимальный способ организации методической работы.

Методическое сопровождение – это специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя и воспитателя, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации реальной педагогической деятельности, с учетом его профессионального опыта и степени педагогического мастерства.

3) Молодые специалисты испытывают потребность в общении с более опытным педагогом в вопросах педагогической деятельности, детской психологии, в совета в той или иной педагогической ситуации. Из- за отсутствии в ДОО старшего воспитателя и педагогов с большим стажем работы нет возможности предоставить им  педагогов наставников. Особенностью труда в малокомплектном детском саду является то ,что молодые педагоги с первого дня работы выполняют те же самые обязанности и несут туже самую ответственность, что и педагоги с многолетним стажем работы,  а коллеги и родители ожидают  от них безупречного профессионализма. И если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то вскоре неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной. Но если в управленческой деятельности использовать процесс педагогического сопровождения по повышению профессиональной компетентности сотрудников, то это позволит молодым  педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

Из ходя из этого можно поставить

Цели и задачи

Цель: Сопровождение  в становлении профессионального компетенции, организация самообразования, самореализации педагогов в профессии, оказание помощи педагогической работе в малокомплектном детском саду.

Задачи:         

1. Построение образовательного пространства педагогов дошкольной организации как пространство проявления познавательных инициатив и интересов.

 2. Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему методических мероприятий основывается на дифференцированном подходе, которая базируется на системном анализе.

В связи с поставленными целями и задачами: Должна быть  проведена диагностика уровня сформированности педагогической компетентности педагогов ДОО, которая позволила сделать вывод, что выбранная модель методического объединения педагогов ГБДОУне позволяет в полной мере обеспечивать рост педагогической компетентности и развития творческого потенциала каждого педагога, а также осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности, особенно в отношении молодых воспитателей, методическая работа в отношении которых, должна носить системный и целенаправленный характер.

На основании полученных результатов диагностического этапа исследования в ГБДОУ, в течени учебного года разработывается ра и реализуется проект «Школа педагогического мастерства», цель которого заключалась в формировании профессиональной деятельности специалиста через содействие повышения профессионального мастерства начинающих и малоопытных педагогов ГБДОУ с помощью ЗУН опытных коллег.

В процессе данного проекта

  1. Были созданы условий для выявления профессиональной ориентации педагогического коллектива.
  2. Формировались  профессиональные умения, накапливался опыт в  поиске лучших методов и приемов работы с детьми.
  3. Формировали стиль каждого педагога в работе.
  4. Поощряли развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности

К концу учебного года  должен быть проведен контрольный срез в результате которого выяснится смогли ли педагоги поднять свой уровень компетенции, закрепить и отработать на практике усвоенные в период обучения  содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДО. Также предложить педагогам разработать проэкт «Этического кодекса молодого специалиста», памятки для специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ», рекомендаций «Культура речи педагога», разработки нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интегрированных занятий в малокомплектном детском саду

В данной статье освещены преимущества интегрированных занятий, их актуальность, структура, алгоритм подготовки и проведения занятия....

ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА

Организация жизни и деятельности детейв разновозрастной группе малокомплектного детского сада...

«Растим здоровых детей» - физкультурно-оздоровительная работа в условиях малокомплектного детского сада

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По...

Методические разработки педагога, используемые в детском саду

Консультации для педагогов и родителей, статьи, сценарии праздников, проекты и конструкты занятий...

Выступление на районном методическом объединении педагогов МДОУ Майнского детского сада №5 «Теремок» по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности»

Одна из актуальных проблем современной педагогики общества-развитие творческих способностей детей. Цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающег...

Методическое сопровождение педагогов по организации детского исследования как метода познания в ДОУ

Для успешной реализации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду и организации работы педагогического коллектива в режиме развития, была разработана система методической работы, кот...