Требования к предметно-пространственной среде группы в дошкольной образовательной организации по ФГОС.
статья

Лисицына Татьяна Сергеевна

Требования ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной игровой среде в ДОУ (детском саду) изложены в п.3.3 приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

Источник - https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

Краткое описание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_7_prilozhenie_7.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к предметно-пространственной среде группы в дошкольной образовательной организации по ФГОС.

Требования ФГОС ДО к организации развивающей предметно-пространственной игровой среде в ДОУ (детском саду) изложены в п.3.3 приказа министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

Источник - https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Выполнила: Лисицына Татьяна Сергеевна.

Предметно – пространственная среда группы раннего возраста построена с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Предметно-пространственная среда группы содержательно-насыщена и организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Среда представлена различными зонам, центрами, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Например, «Музыкально-театральный центр», зона игровых двигательных модулей, «Центр сюжетно-ролевых игр», «Уголок ряжения», дидактические столы, место для уединения, «Уголок творческой деятельности», зона двигательной активности, «Книжный уголок», «Центр песка и воды» и другие.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. 

Вариативность среды достигается за счет наличия различных пространств для игры и уединения, сменяемости игрового материала. В зависимости от интересов и возможностей детей пространство трансформируется, изменяется.

Стоить обратить внимание, что достаточное количество элементов находятся в непосредственной доступности. Игровой материал находится на уровне глаз ребенка, с которыми каждый ребенок может самостоятельно взаимодействовать при минимальной помощи взрослого. На открытых полках, находятся сюжетно-образные игрушки (куклы, посуда, машинки, животные и другие), строительные наборы, пирамидки, вкладыши, книги, музыкальные инструменты, материал для художественного творчества.

Созданная в группе предметно-пространственная среда, обеспечивает безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в группе. Для оформления группы характерен цветовой комфорт: спокойные тона мебели, стен, штор и на этом фоне игрушки и пособия приобретаю яркость и привлекательность. В группе используются элементы оформления, создающие приятные, позитивные ассоциации, например - галерея семейных фотографий. Наличие уголка уединения в группе позволяет детям «спрятаться», полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

Вывод: 

  • Развивающая предметно-пространственная среда в группе учитывает все направления развития ребенка и создана с учетом ФГОС ДО.
  • РППС в ранней группе построена в соответствии с основной образовательной программой организации, направлена на зону ближайшего развития, что дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его способностей, интересов и уровня активности.
  • РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей с взрослым, двигательную активность и возможность для уединения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие и организация предметно-пространственной развивающей среды МДОБУ д\ с «Солнышко» в рамках ФГОС ДО»

Цель проекта: создание   предметно-развивающей среды, обеспечивающей условия для реализации индивидуальных потребностей и возможностей  воспитанников. Отчет о реализации проекта...

«Требования к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с ФГОС»

Консультация для педагогов ДОУ «Требования к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с ФГОС»...

Организация развивающей предметно пространственной среды в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО

Статья об организации развивающей предметно пространственной среды в ДОО согласно ФГОС ДО, опубликованная в журнале "Справочник старшего  воспитателя дошкольного учреждения"...

Статья. "Предметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста с ОВЗ в структуре художественно-эстетической образовательной области ФГОС ДО"

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей р...

Семинар "Предметно-пространственная развивающая среда в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС"

laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....