Программа вокального кружка "Соловушки"
рабочая программа (подготовительная группа)

Дубко Лариса Владимировна

Программа вокального кружка "Соловушки", расчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №247» г. Уссурийска

 Уссурийского городского округа

Программа работы вокального кружка

«Соловушки».

на 2022 – 2023 учебный год.

                                                                       

       

 Музыкальный  руководитель:

Дубко Лариса Владимировна

Пояснительная записка

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно,  природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. На основе вариативного методического комплекта.

   Программа по вокальному пению предназначена  для детей от 5-7 лет. Занятия в вокальном кружке «Соловушки» проводятся с сентября по май.  Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.

Цель – становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции; формировать эстетическую культуру дошкольника.

    Задачи:

  1. Формировать интерес к вокальному искусству.
  2. Развивать умение петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон.
  3. Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
  4. Развивать умения различать звуки по высоте.
  5. Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхания, артикуляцию.
  6. Развивать умение петь, выразительно передавая характер песни.
  7. Формировать певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения).
  8. Совершенствовать вокально-хоровые навыки.  

                                                    Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет.

   На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

  Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
  • пение под фонограмму.

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
  • звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, акустическая система, ноутбук, микрофон, банк аудиозаписей.
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Артикуляция. 

       В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).

Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции использую  скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

                                                              ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
  • Поют естественным голосом, протяжно.
  • Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют.
  • Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное.
  • Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.
  • Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
  • Дети проявляют интерес к вокальному искусству.
  • Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно.
  • Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
  • Могут петь без помощи руководителя.
  • Проявляют активность в песенном творчестве, поют дружно не отставая и не опережая друг друга.

Структура образовательной деятельности.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

                              Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный, прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

  • споем песню с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «пам» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ
  • образные упражнения;
  • вопросы;
  • оценка качества исполнение песни.

Примерное планирование  работы вокального кружка
"Соловушки"

с детьми старшей и подготовительной к школе группы

Тема

                                         Задачи

Сентябрь

Диагностика музыкальных спо-собностей

Произвести отбор детей, выявить наличие ладового чувства, чувство ритма, музыкального слуха, желания петь.

Беседа о технике безопасности.

«Цирковые собачки» попев-ка Е.Тиличеевой. Артикуляционные упражнения.

Познакомить детей с правилами поведения в музыкальном зале.

Упражнение для развития голоса.

Беседа об охране голоса. Знакомство с распевками. Певческое упражнение «Лошадка» (Цокание язычком)

Дыхательная гимнастика. «Шарик»

В песенно-игровой форме рассказать о том, как нужно заботиться о своем голосе. Познакомить с упражнениями, развивающими слух и голос.

Разбор упражнений «Лесенка»

муз. Е. Тиличеевой.

Песня «Журавли» авт.О.Воеводина

Упражнять детей в точном воспроизведении голосом поступенного движения мелодии вверх и вниз. Добиваться плавного пения.

Знакомство с песней Разучивание песни .Пропеваем мелодию и разбор текста.

                                                                                                                   

Октябрь

Беседа о звукообразовании и звуковедении. Разучивание упражне-ния «Музыкальное эхо».

 Песня «Журавли» авт.О.Воеводина

Познакомить детей с  приемами красивого пения. Упражнять детей в точном определении высокого и низкого звуков, в чистом интонировании.

Работа над выразительностью и эмоциональностью исполнения песни.

Закрепление упражнений «Лесенка», «Дудочка», «Эхо». Знакомство с песней «Мама» автор.Ю.Мельнейчук

Закрепление навыка правильного извлечения звука. Продолжаем разучивание  песни. Работа на выразительностью исполнения.

Дыхательная гимнастика. «Собачке жарко» Игра «Дирижер». Закрепление выученных песен и попевок.

Познакомить детей с правильным дыханием во время пения. В игровой форме провести дыхательную гимнастику. Повтор выученных песен.

Песня «Мама».

муз.. дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Закреплять правильное дыхание, правильное интонирование в выученных упражнениях-попевках . Закрепление выученных песен. Работа над выразительным исполнением.

Ноябрь

Вокально-певческая постановка корпуса.

Дыхательное упражнние «Егорка»

Познакомить с вокально-певческой постановкой корпуса. Исполнение муз. руководителем песенки «Петь приятно и удобно». Закрепление упражнений и песен.

Знакомство с новой песней «Милый  край родной » авт.Т.Бокач

Повторить упражнения для развития слуха и голоса. Беседа  с детьми о родном крае. Познакомить с содержанием песни.

Продолжать учить новую песню. Знакомство с новой попевкой «Бубенчики» Е. Тиличеевой.

Повторение и доработка знакомых песен, закрепление новой. Учить детей различать звуки по высоте. Чисто интонировать.Петь естественным звуком не напрягаясь.

Занятие с родителями.

Пригласить родителей на занятие кружка, познакомить с ролью кружка в жизни ребенка, задачами пения, с перспективами выступления.

Декабрь

Дикция, артикуляционное слово. Знакомство с новой песней «Как на тоненький ледок» (р.н.п.)

Познакомить с одним из приемов выразительного пения – дикцией. Рассказ об артистах театра. Привести примеры шуток-прибауток для выработки четкой дикции. Познакомить детей с новой песней.

Дикция, артикуляционное слово. Знакомство с попевкой «Чики-чики, чикалочки» Е. Тиличеевой. Закрепление дыхательной гимнастики. «Хомячок»

Игра на дыхание «Дирижер». Учить петь выразительно, легким звуком, ясно произносить слова.

Разучивание новой песни «Что под елкой спрятано» в обр Л.Хисматуллиной  Подготовка к Новому году.

Знакомство с новой песней. Закрепление приемов выразительного пения.

Сводное занятие кружка.

Мини-концерт.

Январь

Выразительное пение. Разучивание попевки «Зайка» В.Карасевой. Разбор новой песни «Дружба»авт.Л.Некрасова

Познакомить с выразительным исполнением, разговор о содержании песен и о приемах правильного исполнения. Учить слушать вступление и вовремя брать дыхание, вступая точно на первый звук. Разбор песни.

Беседа о композиторах песенниках А. Филлипенко, Г. Гладков, В Шаинский.

Познакомить с творчеством советских композиторов. Исполнить знакомые детям песни из м/ф.

Продолжаем разучивание песни «Дружба» авт.Л.Некрасова

Закрепление упражнений, попевок для развития голоса. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость . Закрепление выразительного исполнения песен.

Закрепление песни  «Дружба», распевки

Закрепление песен, упражнений для голоса и дыхания

Февраль

Разучивание новой песни «Блины» р.н.м.

Познакомить с песней и ее содержанием. Учить петь естественным голосом без напряжения, следить за произношением в словах.

Разучивание упражнения «Бай, качи, качи». Песня «Морской капитан» муз.М.Протасова

Артикуляционная гимнастика

Разучивание песни. Добиваться чистого интонирования, четкого, ясного произношения.

Подготовка к празднику «День защитника Отечества»

Выразительное исполнение песен, исполнение сольных песен.

Выступление перед родителями.

Поем выразительно, чисто интонируя .Передаем характер песни.

Март

Разучивание новых попевок «Солнышко-ведрышко» р..н.м.

 «Дружба» авт. Л.Некрасова

Закреплять у детей умение петь естественным голосом, добиваться легкого подвижного звучания, расширять диапазон детского голоса.

Работа над выразительным исполнением песни.

Разучивание новой песни «Песенка о песенке» муз. Попатенко.

Разбор мелодии новой песни, хлопками отметить сильные доли, простучать ритмический рисунок, показать рукой движение мелодии.

Творческие импровизации танцевальной песни.

Рассказать детям о жанровой основе каждой песни (танец, марш), побуждать детей находить интонации для песни-польки.

Разучивание новой песни «Настоящий друг»муз.Савельева

Знакомство с содержанием песни. Работа над выразительным исполнением.

Апрель

Творческие импровизации.

Побуждать детей импровизировать песни-вальсы. Закреплять умение хлопками повторять ритмический рисунок песни. Упражнять в чистом интонировании.

Закрепление упражнений для развития слуха и голоса.

Знакомство с композитором и содержанием песни.

Разбор новой песни «Лесная песенка» муз.В. Витлина.

Продолжать закреплять выразительное исполнение песен. Работать над дикцией и чистотой интонации.

Закрепление выученных песен.

Петь песни выразительно, передавая характер песни.

Май

Разбор новой песни «Лето, ты какого цвета?» автор Л.Вахрушева

Знакомство с песней, беседа.

Работа над мелодией ,дикцией.

Закрепление певческих навыков.

Работа над звуковедением, дыханием, дикцией.

Разбор новой песни «Песенка -чудесенка» муз.М.Протасова

Закрепление вокально-хоровых навыков. Выразительное исполнение выученных песен.

Концерт кружка для родителей.

Отчет о проделанной работе.

           Диагностика   по   развитию   певческих   умений.

Вокальная студия «Соловушки»

Год

Количество детей

Качественное исполнение знакомых песен

Наличие певческого слуха

Умение импровизировать

Навыки выразительной дикции

нс

чс

с

нс

чс

с

нс

чс

с

нс

чс

с

нс (несформирован) - справляется с помощью педагога

чс  (частично сформирован) - справляется с частичной помощью педагога

с (сформирован) - справляется самостоятельно

Используемая литература:

1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Огороднов Д.,   «Музыкально-певческое  воспитание  детей.»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.

5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.

6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.

Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....

Программа вокального кружка "Домисолька"

Программа вокального кружка....

Программа вокально-хореографического кружка «Улыбка»

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...

ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"

Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......

Программа вокального кружка «Звездочки».

Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед)  Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"

Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....

Программа "Вокально-хоровое пение в ДОУ"

Программа «Вокально-хоровое пение в детском саду» имеет художественную направленность. Программа ориентирована на создании условий для культурного самоопределения, творческой самореализации личности р...