Программа вокального кружка "Соловушки"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа вокального кружка "Соловушки", расчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа вокального кружка "Соловушки", расчитана на детей старшего дошкольного возраста. | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №247» г. Уссурийска
Уссурийского городского округа
Программа работы вокального кружка
«Соловушки».
на 2022 – 2023 учебный год.
Музыкальный руководитель:
Дубко Лариса Владимировна
Пояснительная записка
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. На основе вариативного методического комплекта.
Программа по вокальному пению предназначена для детей от 5-7 лет. Занятия в вокальном кружке «Соловушки» проводятся с сентября по май. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10 человек.
Цель – становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции; формировать эстетическую культуру дошкольника.
Задачи:
- Формировать интерес к вокальному искусству.
- Развивать умение петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон.
- Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
- Развивать умения различать звуки по высоте.
- Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхания, артикуляцию.
- Развивать умение петь, выразительно передавая характер песни.
- Формировать певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения).
- Совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Особенности слуха и голоса детей 5-7 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, акустическая система, ноутбук, микрофон, банк аудиозаписей.
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Артикуляция.
В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К слуховым навыкам можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.
Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни).
Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.
С целью выработки дикции использую скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
- Поют естественным голосом, протяжно.
- Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют.
- Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное.
- Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.
- Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
- Дети проявляют интерес к вокальному искусству.
- Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно.
- Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
- Могут петь без помощи руководителя.
- Проявляют активность в песенном творчестве, поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
Структура образовательной деятельности.
1. Распевание.
Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный, прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «пам» и др.);
- хорошо выговаривать согласные в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни.
Примерное планирование работы вокального кружка
"Соловушки"
с детьми старшей и подготовительной к школе группы
Тема | Задачи | |
Сентябрь | ||
Диагностика музыкальных спо-собностей | Произвести отбор детей, выявить наличие ладового чувства, чувство ритма, музыкального слуха, желания петь. | |
Беседа о технике безопасности. «Цирковые собачки» попев-ка Е.Тиличеевой. Артикуляционные упражнения. | Познакомить детей с правилами поведения в музыкальном зале. Упражнение для развития голоса. | |
Беседа об охране голоса. Знакомство с распевками. Певческое упражнение «Лошадка» (Цокание язычком) Дыхательная гимнастика. «Шарик» | В песенно-игровой форме рассказать о том, как нужно заботиться о своем голосе. Познакомить с упражнениями, развивающими слух и голос. | |
Разбор упражнений «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой. Песня «Журавли» авт.О.Воеводина | Упражнять детей в точном воспроизведении голосом поступенного движения мелодии вверх и вниз. Добиваться плавного пения. Знакомство с песней Разучивание песни .Пропеваем мелодию и разбор текста. | |
Октябрь | ||
Беседа о звукообразовании и звуковедении. Разучивание упражне-ния «Музыкальное эхо». Песня «Журавли» авт.О.Воеводина | Познакомить детей с приемами красивого пения. Упражнять детей в точном определении высокого и низкого звуков, в чистом интонировании. Работа над выразительностью и эмоциональностью исполнения песни. | |
Закрепление упражнений «Лесенка», «Дудочка», «Эхо». Знакомство с песней «Мама» автор.Ю.Мельнейчук | Закрепление навыка правильного извлечения звука. Продолжаем разучивание песни. Работа на выразительностью исполнения. | |
Дыхательная гимнастика. «Собачке жарко» Игра «Дирижер». Закрепление выученных песен и попевок. | Познакомить детей с правильным дыханием во время пения. В игровой форме провести дыхательную гимнастику. Повтор выученных песен. | |
Песня «Мама». муз.. дыхательная гимнастика «Надуй шарик» | Закреплять правильное дыхание, правильное интонирование в выученных упражнениях-попевках . Закрепление выученных песен. Работа над выразительным исполнением. | |
Ноябрь | ||
Вокально-певческая постановка корпуса. Дыхательное упражнние «Егорка» | Познакомить с вокально-певческой постановкой корпуса. Исполнение муз. руководителем песенки «Петь приятно и удобно». Закрепление упражнений и песен. | |
Знакомство с новой песней «Милый край родной » авт.Т.Бокач | Повторить упражнения для развития слуха и голоса. Беседа с детьми о родном крае. Познакомить с содержанием песни. | |
Продолжать учить новую песню. Знакомство с новой попевкой «Бубенчики» Е. Тиличеевой. | Повторение и доработка знакомых песен, закрепление новой. Учить детей различать звуки по высоте. Чисто интонировать.Петь естественным звуком не напрягаясь. | |
Занятие с родителями. | Пригласить родителей на занятие кружка, познакомить с ролью кружка в жизни ребенка, задачами пения, с перспективами выступления. | |
Декабрь | ||
Дикция, артикуляционное слово. Знакомство с новой песней «Как на тоненький ледок» (р.н.п.) | Познакомить с одним из приемов выразительного пения – дикцией. Рассказ об артистах театра. Привести примеры шуток-прибауток для выработки четкой дикции. Познакомить детей с новой песней. | |
Дикция, артикуляционное слово. Знакомство с попевкой «Чики-чики, чикалочки» Е. Тиличеевой. Закрепление дыхательной гимнастики. «Хомячок» | Игра на дыхание «Дирижер». Учить петь выразительно, легким звуком, ясно произносить слова. | |
Разучивание новой песни «Что под елкой спрятано» в обр Л.Хисматуллиной Подготовка к Новому году. | Знакомство с новой песней. Закрепление приемов выразительного пения. | |
Сводное занятие кружка. | Мини-концерт. | |
Январь | ||
Выразительное пение. Разучивание попевки «Зайка» В.Карасевой. Разбор новой песни «Дружба»авт.Л.Некрасова | Познакомить с выразительным исполнением, разговор о содержании песен и о приемах правильного исполнения. Учить слушать вступление и вовремя брать дыхание, вступая точно на первый звук. Разбор песни. | |
Беседа о композиторах песенниках А. Филлипенко, Г. Гладков, В Шаинский. | Познакомить с творчеством советских композиторов. Исполнить знакомые детям песни из м/ф. | |
Продолжаем разучивание песни «Дружба» авт.Л.Некрасова | Закрепление упражнений, попевок для развития голоса. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость . Закрепление выразительного исполнения песен. | |
Закрепление песни «Дружба», распевки | Закрепление песен, упражнений для голоса и дыхания | |
Февраль | ||
Разучивание новой песни «Блины» р.н.м. | Познакомить с песней и ее содержанием. Учить петь естественным голосом без напряжения, следить за произношением в словах. | |
Разучивание упражнения «Бай, качи, качи». Песня «Морской капитан» муз.М.Протасова Артикуляционная гимнастика | Разучивание песни. Добиваться чистого интонирования, четкого, ясного произношения. | |
Подготовка к празднику «День защитника Отечества» | Выразительное исполнение песен, исполнение сольных песен. | |
Выступление перед родителями. | Поем выразительно, чисто интонируя .Передаем характер песни. | |
Март | ||
Разучивание новых попевок «Солнышко-ведрышко» р..н.м. «Дружба» авт. Л.Некрасова | Закреплять у детей умение петь естественным голосом, добиваться легкого подвижного звучания, расширять диапазон детского голоса. Работа над выразительным исполнением песни. | |
Разучивание новой песни «Песенка о песенке» муз. Попатенко. | Разбор мелодии новой песни, хлопками отметить сильные доли, простучать ритмический рисунок, показать рукой движение мелодии. | |
Творческие импровизации танцевальной песни. | Рассказать детям о жанровой основе каждой песни (танец, марш), побуждать детей находить интонации для песни-польки. | |
Разучивание новой песни «Настоящий друг»муз.Савельева | Знакомство с содержанием песни. Работа над выразительным исполнением. | |
Апрель | ||
Творческие импровизации. | Побуждать детей импровизировать песни-вальсы. Закреплять умение хлопками повторять ритмический рисунок песни. Упражнять в чистом интонировании. | |
Закрепление упражнений для развития слуха и голоса. | Знакомство с композитором и содержанием песни. | |
Разбор новой песни «Лесная песенка» муз.В. Витлина. | Продолжать закреплять выразительное исполнение песен. Работать над дикцией и чистотой интонации. | |
Закрепление выученных песен. | Петь песни выразительно, передавая характер песни. | |
Май | ||
Разбор новой песни «Лето, ты какого цвета?» автор Л.Вахрушева | Знакомство с песней, беседа. Работа над мелодией ,дикцией. | |
Закрепление певческих навыков. | Работа над звуковедением, дыханием, дикцией. | |
Разбор новой песни «Песенка -чудесенка» муз.М.Протасова | Закрепление вокально-хоровых навыков. Выразительное исполнение выученных песен. | |
Концерт кружка для родителей. | Отчет о проделанной работе. |
Диагностика по развитию певческих умений.
Вокальная студия «Соловушки»
Год | Количество детей | Качественное исполнение знакомых песен | Наличие певческого слуха | Умение импровизировать | Навыки выразительной дикции | ||||||||
нс | чс | с | нс | чс | с | нс | чс | с | нс | чс | с | ||
нс (несформирован) - справляется с помощью педагога
чс (частично сформирован) - справляется с частичной помощью педагога
с (сформирован) - справляется самостоятельно
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.
Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....
Программа вокального кружка "Домисолька"
Программа вокального кружка....
Программа вокально-хореографического кружка «Улыбка»
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...
ПРОГРАММА вокального кружка "Капитошки"
Программа дорабатывается в процессе работы по ней, но пока вот такой вариант......
Программа вокального кружка «Звездочки».
Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед) Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, по...
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка"
Дополнительная образовательная программа вокального кружка "До-ми-соль-ка", срок реализации 2 года....
Программа "Вокально-хоровое пение в ДОУ"
Программа «Вокально-хоровое пение в детском саду» имеет художественную направленность. Программа ориентирована на создании условий для культурного самоопределения, творческой самореализации личности р...
- Мне нравится (1)