Проект "Моя семья"
проект (старшая группа)
Информационно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dn_evdokimova.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инжавинская СОШ»
Проект по духовно - нравственному воспитанию
старших дошкольников на тему
«Моя семья»
Воспитатель
группы дошкольного образования
Евдокимова Н.М.
Инжавино 2023
Тип проекта: информационно - творческий, групповой.
Длительность проекта: октябрь - апрель
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст: дети 5-7 лет
Гипотеза: при объединении усилий воспитателей и родителей в духовно - нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста возможно укрепление института семьи, изменение отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.
Актуальность проекта
В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Образовательная организация имеет возможность взаимодействия как с родителями, так и с детьми. Воспитание положительного отношения к духовно - нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними - это одна из задач ФГОС и ФОП ДО .
Для реализации задач, поставленных в ФОП ДО проект по духовно-нравственному воспитанию является оптимальным инструментом.
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение к семейным традициям и ценностям.
Задачи проекта
- Сформировать у детей и родителей интерес к своей семье, потребность к формированию семейных ценностей, сохранению семейных традиций и обычаев.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в группе, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
- Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Повысить педагогический потенциал родителей.
- Организовать сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном освоении данной темы.
Механизмы реализации проекта
Проект реализуется в рамках ООП ДО и в соответствии с требованиями ФОП ДО. Мероприятия проводятся в системе совместной организованной деятельности в виде бесед, занятий познавательного цикла, чтением художественной литературы. Совместная деятельность с родителями.
Основные принципы проекта
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Принцип доступности, который предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи для накопления чувственного опыта.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
- нравственный пример педагога
- социально-педагогическое партнёрство
- индивидуально-личностное развитие
Образовательные технологии, реализуемые в рамках проекта:
- здоровьесберегающие педагогические технологии ;
- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- технология проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникативные (коммуникационные) технологии;
- игровые технологии.
Методы, используемые для реализации проекта: наглядный, словесный, практический.
Эффективные приемы воспитания:
- Личный пример воспитателя и родителей.
- Игра.
- Общение с персонажем.
- Чтение.
- Совместная трудовая и художественно-эстетическая деятельность: музыкальная, изобразительная, прикладная.
- Создание ситуаций выбора.
- Создание ситуаций отождествления.
- Похвала.
Формы реализации проекта:
1. Игровая деятельность: сюжетно – ролевые, дидактические, музыкальные, подвижные игры, игры- драматизации.
2. Познавательно – исследовательская деятельность: проектная деятельность, исследовательская деятельность.
3. Художественно – творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, ручной труд.
4. Музыкальная: пение, игра на музыкальных инструментах, танцы.
5. Развитие речи: беседы с детьми, чтение и заучивание потешек, чтение и разъяснение пословиц и поговорок.
6. Двигательная деятельность: подвижные игры.
Формы и методы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- индивидуальная работа с детьми дома;
- совместные с родителями праздники.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
- Создание условий для осознания детьми своей значимости в совместной с педагогами и родителями деятельности.
- Сформированность у детей представления о родственных отношениях, своих родителях; о семейных традициях, об особенностях семейных отношений.
- Понимание ребенком вечных ценностей: милосердия, отзывчивости, в стремлении его к добру и неприятию зла.
- Уважительное отношение к родителям и другим членам семьи.
- Установление доверительных детско-родительских отношений.
- Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Оценка результатов:
Для оценки эффективности данного проекта провести наблюдение за поведением и общением детей, анкетирование родителей.
Этапы проекта
1. Организационно – подготовительный (октябрь)
Цель: определение основных направлений работы.
Задачи:
- изучение мнения родителей по теме проекта.
- первоначальная диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания).
- разработать план работы по реализации проекта.
- подбор материала для разработки сценариев праздников, конспектов ОД, бесед, презентаций, рекомендаций для родителей и педагогов и др.
2. Основной (ноябрь-март)
Цель: создание условий и осуществления деятельности в рамках реализации проекта. Апробация и экспериментальная проверка основных идей проекта.
Задачи:
- обеспечить программно-методическое сопровождение.
- разработать методические рекомендации для родителей по духовно - нравственному воспитанию в семье.
- пополнить предметно – пространственную среду.
Прогнозируемые результаты:
- сформирован пакет нормативно-правовых документов, рекомендаций.
- разработан комплексно-тематический план, дидактические игры, пособия, методический материал.
3. Заключительный (1 апрель)
Цель: Подведение итогов работы.
Задачи:
- заключительная диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ духовно – нравственного воспитания;
- анкетирование родителей;
- анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами;
- презентация проекта
- оформление и описание хода реализации и результатов проекта.
Прогнозируемые результаты: отчёт о реализации проекта.
Перспективный план проекта «Моя семья»
Месяц | Тема | Организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность педагогов и детей | Совместная деятельность с родителями | Взаимодействие педагогов с родителями |
октябрь | Моя семья | 1 . Познание «Моя семья» 2. Художественное творчество (Рисование) «Наша дружная семья!» 3.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье» | Беседа на тему: «Что такое семья», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи». Чтение сказок «Кукушка», «Гуси-лебеди» «Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди». Пальчиковая игра: «Моя семья» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Встречаем гостей» Серия бесед по картинкам « Какая у меня семья». Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья» Драматизация сказки: «Репка» | Стенгазета: «Дружная семья» Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй» Совместное творчество: «Герб моей семьи» Практическое задание: Попросить маму и папу рассказать о своих родителях ( твоих бабушках и дедушках). | Анкетирование «Семейные ценности» Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье» Папка-передвижка: «Как создать семейный герб»
|
ноябрь | Члены моей семьи | 1 . Познание «Что я знаю о себе», «Кто живёт со мной» 2. Портреты детей из солёного теста: «Приятно познакомиться» | Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня». В.Драгунского «Моя сестра Ксения». Дидактическая игра: «Родство» Просмотр мультфильмов: «Разноцветная семейка». Рассказы детей о бабушках и дедушках. Творческая речевая деятельность: «Письмо бабушке и дедушке» Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные». Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери», «Вот какие мы». | Практическое задание: Формирование фотоальбома своей семьи для группы. Фотовыставка «Любимое дело моей мамы» Мини - проект: «Сказка на ночь» Сочиняем и записываем сказки вместе.
| Папка-передвижка: «Обращение ребёнка к родителям», «История возникновения праздника «День матери» Буклеты: «Здравствуйте, дорогие мои» |
декабрь | Ты и твое имя | 1 . Познание «Моё имя и фамилия» | Беседа на тему: «Что означает твоё имя?», « Откуда произошла моя фамилия?», «Моя родословная». Творческая речевая деятельность: Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?» Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя» | Мини - проект: «Генеалогическое древо моей семьи». | Папка-передвижка: «Роль фамилии в жизни человека» Буклеты: «Основные заповеди «здоровой семьи» |
январь | Дом в котором мы живём | 1 . Познание «Мой дом» 2 . Художественное творчество (Аппликация): «Дом моей мечты» | Беседа: «Рождественские подарки для моих родных», « Как я помогаю дома». Строительная игра: «Мебель для дома» Сюжетно- ролевые игры: «Наш дом», «Строители» Игра- драматизация: «Три поросёнка».
Творческая речевая деятельность: «Рождество в нашем доме» Заучивание пословиц о родном ломе: «Дом без хозяина- сиротинка». Рассматривание иллюстраций: «Семья дома» Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей». | Конкурс: «Рождественская открытка» (Ручной труд с родителями) Выставка рисунков: «Комната моей мечты» Досуг «Рождественские посиделки» | Консультация: «Права и обязанности в семье |
февраль | Мой папа | 1. Коммуникация «Путешествие на воздушном шаре» 2. Художественное творчеств о (Рисование) «Мой папа защитник» | Беседа: «Папа в доме и дом исправен», «Где служил мой папа», «Папа гордость моя» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»,; стихи к празднику . Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки». | Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома Рассказ: «Где служил мой папа, дедушка» Семейный досуг: « Папа, мама, я - спортивная семья». | Советы педагога: «Растим мужчину» Буклеты: «О роли отца в семье» |
март | Моя мама | 1. Коммуникация «Как я помогаю маме» 2. Художественное творчество(Рисование) «Портрет моей мамы» | Беседа на тему: «Моя мама лучше всех» Просмотр мультфильма: «Мама для мамонтёнка» Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», «Вот какая мама» Настольный театр: «Волк и семеро козлят» Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери» Настольно- печатные игры: «Профессия моей мамы» | Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта | Беседа «Когда родительская любовь заходит слишком далеко» |
апрель | Профессии моих родителей | 1. Составление рассказа «Кем работают наши мамы и папы» 2. Художественное творчество (Рисование) «Кем работают наши родители» | Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.» Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», В Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» Сюжетно-ролевые игры: «Водитель», «Поликлиника» Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?» | Встреча с близкими людьми: Рассказ родителей о своей работе. Выставка совместных творческих работ «Профессии спасателей» | Папка-передвижка: «Наши помощники» |
май | Семейные традиции и обычаи | 1 . Познание «Чем занимаются в вашей семье», « Традиции и обычаи моей семьи» 2Выставка рисунков «Праздник в нашей семье» | Беседа на тему: «Как вы понимаете слово « традиции», «Мир семейных увлечений», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке». Рассматривание репродукции: З. Серебряковой « За завтраком» Сюжетно- ролевая игра: « Встречаем гостей» | Книга семейных рецептов Презентация проекта- «Моя семья» | Анкетирование родителей |
Список литературы
1. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2014. N 1. - С. 41 - 49.
2. Киселёва Л. П. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М: ТЦ Сфера, 2003
3. Комарова, Н.В. Перспективное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей / Н.В. Комарова // Воспитатель ДОУ. – 2013. - №2. – С. 88-94.
4. Комратова Н. Г, Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитатние детей. – М: Сфера, 2007
5.Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
6.Султанова Н.Н., Цилько Н.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольника. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №5. - с.7-15.
Интернет – ресурсы:
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/01/25/proekt-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-v - Образовательная социальная сеть
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/11/23/proekt - Образовательная социальная сеть
http://www.ivalex.vistcom.ru/ - Сайт работников дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....