"Развитие графических навыков у детей 3-4 лет"
учебно-методический материал

Носова Нина Витальевна

План кружковой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Целевой раздел.

1. Пояснительная записка.

2. Особенности программы.

3. Цель программы.

4. Основные задачи.

5. Особенности возрастной группы.

 Содержательный раздел.

1. Основные способы и формы работы с детьми.

2. Актуальность программы.

3.  Прогнозирование результатов и критерии их замеров.

4. Средства, необходимые для реализации программы.

Организационный раздел.

1. Тематическое планирование занятий в кружке «Волшебные пальчики» - помесячно.

2. Работа с родителями.

3. Методы обеспечения.

4. Приёмы, используемые в программе.

5. Диагностическая карта.

6. Литература, используемая педагогами для разработки программы и организации образовательного процесса.

Приложение.  1. Консультация для родителей на тему: «»

2. Консультация для родителей на тему: «»

3. Памятка для родителей на тему: «»

4. Анкета для родителей на тему: «»

Программа дополнительного образования для детей 2 младшей группы

(кружок «Волшебные пальчики»).

Целевой раздел.

1.Пояснительная записка.

Ум ребенка  

находится на кончиках

его падьцев.

В.А.Сухомлинский

Как отмечает Т.С. Комарова «изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется еще мало внимания». Дети не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движения руки при рисовании, отчего эти движения часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению.

Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в рисунке задуманное. Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию.

Формирование графических навыков является одним из важнейших аспектов дошкольного образования. В дошкольном возрасте происходит накопление опыта движений, развитие двигательного, наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений (Е.В. Гирьянов).

В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А.В. Запорожца).

При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения руки взрослыми (Т.С. Комарова). В дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы навыки, которые необходимы для успешного обучения на занятиях в детском саду и в дальнейшем в школе.

2. Особенности программы.

Основная цель обучения рисованию в детском саду — научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.

Определяя способность к рисованию, отечественные исследователи В. И. Киреенко, А. Г. Ковалев, Н. П. Сакулина подчеркивают необходимость развития глаза и руки, координированности их действия.

Маленькие дети еще не могут управлять движениями твоих рук, поэтому они не могут скатать глину, сдавить ее ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму, не могут самостоятельно правильно взять карандаш, подчинить движение руки с карандашом созданию изображения того или иного предмета. Детей нужно учить самому осуществлению движения, и его качествам: силе, длительности, направленности и др.

Техника рисования включает и движения, и восприятие их, т.е. движение под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущении. Изобразительное движение руки при рисовании, лепке, аппликации связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестетически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение.

3. Цель программы.

Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей 3-6 лет к письму.

4. Основные задачи.

1.Развитие мелкой мускулатуры руки.

- получение навыка правильно держать карандаш, ручку.

- развить пальцы и кисти рук.

- научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы.

- подготовить руку к письму.

-уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.

2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:

- произвольного внимания;

- речи, памяти;

- логического мышления;

- зрительного и слухового восприятия.

3. Формировать и совершенствовать пространственные представления:

- ориентацию на листе;

- ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

4. Формировать навыки учебной деятельности:

- умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;

- контроль за собственными действиями.

5. Особенности возрастной группы.

Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибается, то можно воспользоваться ластиком. Раскрашивают дети цветными карандашами, когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.

Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.

Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время физминуток.

Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?».

Многие дети не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.

Упражняемся в пространственной ориентации детей на листе бумаги, разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).

Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка.Она имеет последовательность:

1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.

2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.

3. Частая штриховка одним цветом.

4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.

Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук, умение складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать кольца на тесьму, сортировать крупу, нанизывать бусины).

Упражнения:

1. Захват граненого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки.

2. Перекладывание карандаша с одного листа на другой, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами.

3. Прокатывание карандаша между ладонями.

4. Прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами.

5. Расслабление кистей рук путем поглаживание листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз (можно использовать ткань, мех).

6. Круговые вращения кистей рук с последующим расслаблением.

7. Попеременное поглаживание одно кисти руки другой.

Содержательный раздел.

  1. Основные способы и формы работы с детьми.

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 8 месяцев: с октября по май включительно.

Актуальность:

У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведения и букв и их элементов, находятся на разных стадиях развития. Дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри.

У большинства детей при поступлении в школу обязательно возникают характерные нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия). Без специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте эти дети не смогут успешно обучаться. Поэтому коррекционный процесс в дошкольном учреждении направлен как на устранение имеющихся проблем в развитии, так и на профилактику вероятных нарушений устной и письменной речи.

Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.

3. Прогнозирование результатов и критерии их замеров.

К предполагаемым результатам обучения относится реализация задач и, соответственно, цели программы «Развитие графомоторных навыков у дошкольников». Выявление полученных результатов обучения проводится в форме итогового тестирования. Кроме того, проводятся и собственные наблюдения логопеда за развитием каждого ребенка.

К прогнозируемым результатам можно отнести реализацию поставленных задач обучения, а именно:

  1. развить мелкую мускулатуру руки
  2. писать вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо;
  3. подготовить руку к письму,
  4. уметь ориентироваться на листе бумаги,
  5. сформированное умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
  6. сформировать взаимосвязь у учащихся номинативной функции слова и отражения ее в графической модели.
  7. Знать, как составляется модель к предложению и предложение к модели.

4. Средства, необходимые для реализации программы.

- создание художественно-развивающей среды в детском саду

 - разработка НОД по развитию графических навыков у детей 3-4 лет

- использование дополнительной методической литературы по данной теме.

Организационный отдел.

1. Тематическое планирование занятий в кружке «Волшебные пальчики» помесячно.

Тема

Задачи

Материал

Диагностическая

работа с детьми

Сентябрь

Подбор тренировочных заданий по подготовке к письму, развитие графических навыков.

Октябрь

 «Соедини пальчиками одинаковые фрукты, соедини пальчиками одинаковые ягоды»»

Учить детей правильно держать карандаш или ручку, правильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша.

Лист бумаги А4, на нем изображены фрукты и ягоды, карандаш простой.

 «Найди одинаковые игрушки. Соедини их линиями. Собери с помощью линий съедобные грибы в корзинку, а несъедобные – в ведёрко»

Учить детей правильно держать карандаш или ручку, правильное положение пальцев при удерживании ручки или карандаша.

Лист бумаги А4, на нем изображены: игрушки, ведро, корзина, грибы съедобные и несъедобные, простой карандаш.

 «Разложи» правильно

С помощью линий «положи» ягоды- в кастрюлю, фрукты в корзинку, а овощи- в ящик.

Лист бумаги А4, на нем изображены: фрукты, ягоды, овощи, корзина, кастрюля, ящик,  простой карандаш.

Кто где живет?

С   С помощью линий показать, где живет каждое из этих животных (в доме, в лесу или на скотном дворе). Почему одних животных мы называем домашними, а других – дикими?

Лист бумаги А4, на нем изображены: Медведь, Лиса, Заяц, Кот, Коза, Собака, Белка., простой карандаш

Ноябрь

Назови животного.

Назвать и показать домашнее животное. Найти и соединить линией каждое животное с его детёнышем. Назвать детёныша.

Лист бумаги А4, на нем изображены: Корова, Конь, Свинья, Собака и т. д. простой карандаш

Кто что ест?

С помощью линий показать, какую пищу любит каждое животное. Если животное питается мясом, это(Хищное) А если растительное (Травоядное)

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги изображены: Медведь, Лось, Волк, Кабан, Заяц, Белка, Лиса, Бобер.

Прямые вертикальные линии

Дорисовать стебельки цветам на газоне. Дорисовать и раскрась забор перед деревом

Лист бумаги А4, цветные  карандаши на листе бумаги изображены: цветы, дерево, забор.

Волнистые вертикальные линии.

Помочь бельчатам добраться до финиша.

Лист бумаги А4, цветные карандаши на листе бумаги изображены: бельчата и флажки. Провести дорожки по образцу.

Волнистые вертикальные линии.

Дорисовать волнистые линии воздушным шарикам.

Дорисовать щупальца медузе, чтобы она могла плыть по воде.

Лист бумаги А4, цветные карандаши на листе бумаги изображены: воздушные шарики, медузы.  Провести дорожки по образцу.

Декабрь

Маленькая – большая. Одинаковые

Соединить елочки линиями, начиная от самой маленькой и до самой большой.

Показать одинаковые фигуры и соединить их линиями. Назвать эти фигуры

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги изображены: ёлки большие и маленькие. Круг, квадрат, треугольник, овал.

Круги. Треугольники.

Найти и обвести все круги.

Найти и обвести все треугольники.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: круги, треугольники.

Квадраты. Овалы.

Найти и обвести все квадраты.

Найти и обвести все овалы.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: квадраты, овалы.

Большой – маленький. Одинаковые.

Обвести треугольники. Соединить их линией, начиная от самого большого до самого маленького. Найти и показать два одинаковых треугольника.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: треугольник большой средний, маленький.

Январь

Маленький – большой. Одинаковые

Обвести квадраты. Соединить их линией, начиная от самого маленького и до самого большого. Найти и показать два одинаковых квадрата.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: квадраты большие, средние, маленькие.

Одинаковые круги.

Обвести круги и соединить линией одинаковые по размеру.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: круги большие, средние, маленькие.

Одинаковые овалы.

Обвести овалы и соединить линией одинаковые по размеру.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: овалы большие, средние, маленькие.

Февраль

Раздели на две части.

Обвести круг, квадрат и треугольник. Каждую фигуру разделить линией пополам (на две части).

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: круг, квадрат, треугольник. Разделительная линия не должна выходить за края фигуры.

Раздели на четыре части.

Обвести круг и квадрат. Разделить каждую фигуру на четыре части.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: круг, квадрат, Разделительная линия не должна выходить за края фигуры.

Обведи и заштрихуй.

Обвести четырёхугольники и заштриховать их(раскрась) разными цветными карандашами.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: квадраты. За края фигуры не выходить,

. Обведи и заштрихуй

Обвести круги и заштриховать их(раскрась) разными цветными карандашами

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: круги. За края фигуры не выходить,

Март

Раздели и заштрихуй половинку.

Назвать и обвести фрукт, разделить его линией пополам и заштриховать правую половинку.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены яблоко, апельсин, груша, персик. Карандаш подобрать по цвету фрукта на картинке.:

Раздели и заштрихуй половинку.

Назвать овощ, разделить его линией пополам и заштриховать левую половинку.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: огурец, помидор, свёкла, морковь. Карандаш подобрать по цвету овоща на картинке.:

Раздели и заштрихуй половинку. 

Назвать овощ, разделить его линией пополам и заштриховать левую половинку.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: лук, огурец, картофель, репка. Карандаш подобрать по цвету овоща на картинке.:

Апрель

Обведи и заштрихуй.

Назвать и обвести простым карандашом каждую геометрическую фигуру.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: дом, квадрат, круг, овал, прямоугольник. Заштриховать только те фигуры, из которых состоит дом.

Обведи и назови

Обвести карандашом домик и солнышко. Назвать фигуры, из которых они состоят.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены: дом, солнце.

Наклонные линии

Провести наклонные линии. Поставить карандаш на точку и обвести каждую линию в направлении, указанном стрелкой.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены линии вправо, в лево.

Вертикальные линии.

Провести вертикальные линии. Поставить карандаш на точку и обвести каждую линию.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены вертикальные линии. Обвести линию не отрывая карандаш от бумаги.

Май

Горизонтальные линии.

Провести горизонтальные линии в разном направлении.

Поставить карандаш на точку и обвести каждую линию

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены горизонтальные линии. Обвести линию не отрывая карандаш от бумаги.

Разные наклонные линии.

Провести наклонные линии в разном направлении.

Лист бумаги А4, простой карандаш на листе бумаги

изображены наклонные линии. Обвести линию не отрывая карандаш от бумаги. Обвести каждую линию в направлении.

Обведи и раскрась (заштрихуй)

Обвести фигуры и раскрасить (заштриховать)

Лист бумаги А4,  карандаш синий и красный на листе бумаги

изображены: восьмерка, цветок – четыре лепестка. Заштриховать красным и синим карандашом.

Обведи уголки.

Обвести стороны уголка.

Лист бумаги А4,  карандаш синий и красный на листе бумаги

изображены: уголки  левые, правые. Поставить карандаш на точку и обвести каждую линию в направлении указанной стрелкой.

2. Работа с родителями.

Календарно – тематическое планирование работы с родителями на 2023 – 2024 учебный год.

Сентябрь.

Консультация на тему:

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста».

«Октябрь.

Консультация на тему:

«Упражнения по развитию графических навыков ребенка».

Ноябрь.

Анкетирование на тему:

«Формирование графоматорных навыков»

Декабрь.

Консультация на тему:

«Формирование графических навыков у дошкольников».

Январь.

Буклеты для родителей на тему:

«Развитие графических навыков у дошкольника».

Февраль.

Мастер – класс на тему:

«Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности».

Март.

Презентация на родительском собрании на тему:

«Формирование графических навыков являются главным критерием технической стороны письма у детей дошкольного возраста».

Апрель

Памятка для родителей на тему:

«Графические навыки детей»

Май.

«Чему мы научились за год» - выставка работ, выполненных детьми. 

3.Методы обеспечения.\

Систематическое проведение занятий

Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Сотрудничество педагога с семьей.

Для реализации программных задач используются следующие средства

  1. Технические средства обеспечения Программ: Ноутбук, Колонки, Магнитно-маркерная доска (с комплектом магнитов, маркеров);

Оборудование: карандаши цветные, фломастеры, простые карандаши, восковые.

Дидактические игры и методические материалы: картотека игр на развитие воображения, игры на восприятие цвета, картотека: Пальчиковые игры, картотека: «Динамические паузы», « Физкульминутки»

4. Приёмы, используемые в программе.

Формирование умения концентрировать внимание на оном виде деятельности; развития пространственного воображения; умение ориентироваться в пространстве листа.

- игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности;

-разные виды штриховки;

- дополнительные задания в зависимости от степени подготовленности детей на развитие мелкой моторики рук;

- проговаривание детьми способа выполнения задания;

- контроль со стороны воспитателя;

- привлечение детей к анализу качества выполнения работы.

5. Диагностическая карта оценки деятельности детей.

№ п

Ф. И. ребёнка

Проведи прямую линию

Проведи прямую линию слева направо

Проведи прямую линию сверху вниз

Проведи линию короче данной, длиннее данной

Соедини точки

Рисование волнистых и ломаных линий (по образцу)

Рисование непрерывно графических рядов (на удержание строчки)

Критерии оценки:

2,5-3 балла-графические навыки сформированы соответственно возрасту;

1.6 -2,4 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;

До 1.5 балл -нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии; задание не выполняется.

Высокий уровень развития:  2,5 – 3 балла

Средний уровень: от 1,6 до 2, 4 балла

Низкий уровень: ниже 1,5 балла

1 полугодие:

Количество детей с высоким уровнем:

Количество детей со средним уровнем:

Количество детей с низким уровнем:

2 полугодие:

Количество детей с высоким уровнем:

Количество детей со средним уровнем:

Количество детей с низким уровнем:

6. Литература, используемая педагогами, для работы и организации образовательного процесса.

  1. Афонькина Ю.А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. - Мурманск, 2006.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.- Ярославль, 1998.
  3. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. – СПб., 2002.
  4. Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М., 2003.
  5. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб., 2001.
  6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998.
  7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.
  8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
  9. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.
  10. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2000.
  11. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи»

В статье описываютя проблемы овладения навыками письма у детей в первом классе....

Система упражнений по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематическое планирование упражнений по развитию графических навыков у дошкольников....

Консультация "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"

Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы: "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"...

Развитие графических навыков у детей на занятиях росписи по дереву.

Декоративное рисование.Составление узоров.Емкое содержание и своеобразное отражение действительности, яркий и выразительный язык народного творчества помогает  воспитателю сделать процесс развити...

Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста

Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.  Уделяя в дошкольном возрасте должно...

Развитие графических навыков у детей 5-6 лет

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка, как один из методов развития речи.  Эти задания помогут научить ребенка:·  ориентироваться в тетради в крупную клетку;·  рисовать прямые ...