Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста
презентация к уроку по рисованию по теме
Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью.
Уделяя в дошкольном возрасте должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки мы решаем сразу две задачи:
во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитее ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Поэтому работа над развитием мелкой моторики и графических навыков должна начаться задолго, до поступления в школу.
Графический навык предполагает:
- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
- легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Развиваем графические навыки у детей с помощью системы специальных упражнений, которые направлены на то, чтобы:
•научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,
•научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,
•проводить наклонные линии в различных направлениях,
•проводить ломаные, изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии с элементами безотрывного письма,
•воспитывать умение сосредотачиваться.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
У детей с 2 до 4 лет, о развитии графических навыков пока говорить рано т.к. точность и ловкость движения пальцев приобретается детьми в старшем дошкольном возрасте и поэтому сейчас в своей работе я использую пальчиковые игры и игры на развития мелкой моторики пальцев рук такие как:
• Игры с крупой, бусинками, пуговицами.
• Занятия с пластилином.
• Занятие с конструкторами.
• Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов.
• Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами, мелом, акварелью.
• Шнуровка.
Кроме пальчиковой игр, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Овладение детьми этих данных требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.
Например рисуем дождик, травку, шарик воздушный, забор, солнышко с лучами и так далее.
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, я использовала в работе следующие приёмы:
Штриховку;
Обведение;
Дорисовывание;
Рисование орнаментов и узоров;
Раскрашивание картинок;
Графические задания, диктанты
Штриховка развивает глазомер, формирует умение видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями, развивает мелкие мышцы пальцев, делает их более послушными.
Дети с удовольствием выполняют предложенные задания. Пишем линии и выполняем штриховку простым карандашом, а для различных заданий на логическое мышление используем цветные карандаши.
На индивидуальных занятиях, в тетрадях в крупную клетку дети выполняли различные задания: рисовали простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках.
Целью графических упражнений ставили: знакомство с тетрадным листом в крупную клетку; ориентировка, но клеточкам (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левою, нижнего правою угла; середины клетки). Формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размешать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Существуют также специальные упражнения для подготовки руки ребенка непосредственно к школьному письму, включающие элементы прописных букв. Слайд №15
Проводили с детьми графические диктанты, например: “Одна клеточка вверх, одна клеточка вниз, одна клеточка направо” и т.д. слайд №17
Разные виды деятельности, используемые в нашей работе, при целенаправленном их применении не только способствуют развитию графических навыков у детей, но и помогают развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_graficheskikh_navykov_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Графические умения – сплав навыков и знаний, которые определяют качество выполнения графической деятельности . Графические навыки – определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющей изображать знаки и их соединения
Графический навык предполагает: - умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные). - легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона; - устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка; - выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности .
2 - 4 года • Игры с крупой, песком, бусинками, пуговицами. • Занятия с пластилином. • Занятие с конструкторами. • Игры с мозаикой. Составление картин по образцу и самостоятельное придумывание сюжетов. • Рисование различными материалами – фломастерами, цветными карандашами. • Шнуровка. • Складывание пазлов. • Графические упражнения
Шнуровка
Графические упражнения
Овладение детьми графических навыков требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.
Проводим прямые горизонтальные, волнистые, ломанные линии
5-7 лет Для формирования у детей старшего дошкольного возраста графических умений, мы использовали в работе следующие приёмы: Штриховку; Обведение; Дорисовывание; Рисование орнаментов и узоров; Раскрашивание картинок; Графические задания ; Работа с клеточкой ;
Штриховка
Обведение
Дорисовывание
Рисование орнаментов и узоров
Графические задания
Чему научит клеточка Точка ; Палочка ; Геометрическая фигура ; Дуга ; Предметная фигура ; Угадайка ; Сопровождение.
Выстрой кубики в ряд Лить осенний дождик рад — продолжай дождинок ряд. Чтобы не прокрался вор, вокруг сада строй забор.
Забавные стихи, чтобы заинтересовать детей
Дидактическая игра «Затейливый карандашик» Цель : Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения ; формировать представления о линии как средстве художественной выразительности ; закреплять знание о видах и характерах линий и умение их рисовать. Детям предлагаются шаблоны – половинки предметов, карточки с разными линиями. Ребенок обводит шаблон, дорисовывает предмет и дополняет рисунок разными линиями.
Пластилиновое рисование Предлагали детям обвести контур рисунка пластилиновыми колбасками-веревочками. После того как дети освоят подобное задание, то предлагали сделать узор на отдельном листе картона, только глядя на образец
Рисование на песке «Солнышко » Утром солнышко проснулось, Осторожно улыбнулось, Лучикам пора вставать – Раз, два, три, четыре, пять… «Флажок» Горит на солнышке флажок, Как будто я огонь зажег.
Рисование шариками
Рисование на гречке
Картины из цветного песка
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
В статье описываютя проблемы овладения навыками письма у детей в первом классе....
Консультация "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"
Консультация для родителей детей подготовительной к школе группы: "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста - необходимые условия подготовки к школе"...
Консультация для родителей Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
консультация для родителей...
Консультация для родителей «Изобразительная деятельность как средство развития графических навыков у детей дошкольного возраста»
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.Развитие творче...
Памятка "Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста."
Развитие графических навыков, является важным условием успешного обучения в школе. Кто и как должен заботиться об этом, раскравается в данной памятке....
Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста.
В материале представлен материал для родителей детей среднего и старшего дошкольного возраста по этапам....
Игры на развитие графических навыков у детей дошкольного возраста
Упражнения на развитие графических навыков у детей дошкольного возраста...