Открытое занятие в рамках педагогического совета народные подвижные игры как средство при общении ребёнка к традициям русского народа
план-конспект занятия
Открытое занятие в рамках педсовета народные подвижные игры как средство при общении ребёнка к традициям русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Видновская СОШ 7
КОНСПЕКТ
Открытого занятия в рамках педагогического совета тему: «Народные Подвижные игры как средство при общении ребёнка к традициям русского народа».
Подготовила: воспитатель Сабитова К.А.
г. Видное
2023г
Цель: сплочение коллектива. Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом, происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри детского сада, так и на спортивной площадке. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, педагог пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание детей к е содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко, стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.
Уважаемые педагоги! Я предлагаю составить картотеку русских народных подвижных игр, мне понадобится ваша помощь.
Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:
1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью
4. Игры русских детей.
Классификация русских народных игр.
Перечень русских народных игр, возможных для использования по разным направлениям взаимодействия:
Человек и природа:
1. У медведя во бору; 2. Гуси-лебеди; 3. Филин и пташки; 4. Кот и мышь; 5. Пчелки и ласточки; 6. Волк во рву; 7. Волк и гуси; 8. Хромая лиса; 9. Кошки мышки; 10. Белки, зайцы, мыши; 11. Не боимся мы кота; 12. Медведь, что ешь; 13. Змейка; 14. Ручеек; 15. Караси и карпы; 16. Переселение лягушек; 17. Зайцы и морковка; 18. Вороны и воробей; 19. Ворон-синица; 20. Бои петухов; 21. Волки и овцы; 22. Коршун; 23. Мышки и две кошки; 24. Коровки.
Быт русского народа:
1. Охотники и утки; 2. Дедушка-рожок; 3. Рыбаки; 4. Невод; 5. Домики; 6. Золотые ворота; 7. Каравай; 8. Заря; 9. Встречный бой; 10. Ловись рыбка; 11. Удочка; 12. Корзинки; 13. Шишки, желуди, орехи; 14. Птицелов; 15. Кашевары; 16. Бабы; 17. Игры с песнями и хороводами.
Игры русских детей:
1. Лапта (тягло, бить-бежать); 2. Городки (рюхи, чухи); 3. Бабки; 4. Котлы; 5. Горелки; 6. Чижик (пыж, муха); 7. 12 палочек; 8. Чехарда; 9. Салки; 10. Жмурки; 11. Ловишки; 12. Игровая; 13. Считалки; 14. Пустое место; 15. Кто дальше; 16. Платочек-летуночек; 17. Третий-лишний; 18. Ляпка; 19. Шлепанки; 20. Городокбегунок; 21. Хоровод; 22. Вышибалы; 23. Народный мяч; 24. Башни; 25. Снежки; 26. Игры с мячами; 27. Игры с завязанными глазами; 28. Игры с веревочкой; 29. Игры с прыжками; 30. Игры с бегом.
Русские народные состязания:
1. Перетягивания в парах (сидя, стоя, за руки, за веревку, за палку); 2. Тяни в круг; 3. Достань камешек; 4. Перетяни за черту; 5. Тяни на булавы; 6. Бои на бревне; 7. Цепи-кованные; 8. Колокол; 9. Тары-бары.
Игры классифицированы по содержанию и сложности построения игры. Простые игры:
1. Перетягивания в парах (сидя, стоя, за руки, за веревку, за палку); 2. Тяни в круг; 3. Достань камешек; 5. Перетяни за черту; 6. Тяни на булавы; 7. Бои на бревне; 8. У медведя во бору; 9. Салки; 10. Жмурки; 11. Ловишки; 12. Шлепанки; 13. Снежки; 14. Филин и пташки; 15. Хромая лиса; 16. Бои петухов; 17. Бабки; 18. Котлы; 19. 12 палочек; 20. Считалки; 21. Ловись рыбка; 22. Каравай; 23. Удочка; 24. Кашевары; 25. Кто дальше; 26. Игры с мячами; 27. Ляпка; 28. Хоровод; 29. Игры с завязанными глазами; 30. Игры с веревочкой; 31. Цвет; 32. Летели, не летели; 33. Запрещенное движение; 34. Съедобное, не съедобное.
Переходные:
1. Дедушка-рожок; 2. Гуси-лебеди; 3. Шишки, желуди, орехи; 4. Кот и мышь; 5. Пчелки и ласточки; 6. Волк во рву; 7. Волк и гуси; 8. Золотые ворота; 9. Кошки мышки; 10. Белки, зайцы, мыши; 11. Не боимся мы кота; 12. Медведь, что ешь; 13. Зайцы и морковка; 14. Платочек-летуночек; 15. Городок-бегунок; 16. Игры с бегом; 17. Колокол; 18. Птицелов; 19. Ворон-синица; 20. Горелки; 21. Волки и овцы; 22. Коршун; 23. Мышки и две кошки; 24. Коровки; 25. Переселение лягушек; 26. Рыбаки; 27. Невод; 28. Корзинки; 29. Вышибалы; 30. Башни; 31. Третий – лишний; 32. Тары-бары; 33. Отгадай, чей голосок; 34. Хромой цыпленок; 35. Болото Оса; 36. Совушка.
Командные:
1. Змейка; 2. Ручеек; 3. Лапта (тягло, бить-бежать); 4. Городки (рюхи, чухи); 5. Чижик (пыж, муха); 6. Чехарда; 7. Игровая; 8. Пустое место; 9. Караси и карпы; 10. Вороны и воробьи; 11. Охотники и утки; 12. Домики; 13. Заря; 14. Встречный бой; 15. Бобы 16. Игры с песнями и хороводами; 17. Народный мяч; 18. Игры с прыжками; 19. Цепи – кованные.
У детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору, а также к календарным народным играм. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. На Новый год, Колядки - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь» Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки», Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала»
Игры могли быть:
• целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
• обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
• сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».
2. Практическая часть.
Тренинг «Родной край».
Педагоги делятся на две команды и отвечают на вопросы:
1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);
2. От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный, творческий патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);
3. Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программ «Играй гармонь»);
4. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);
5. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);
6. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);
7. Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства? (восторг, наслаждение)
Викторина «Вопрос - ответ»:
Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
Главная роль в народной игре? (водящий)
Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость
Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).
Золотая роспись по дереву из Нижнего – Новгорода? (хохлома).
Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области? (Городец).
Бело-синее чудо? (гжель).
Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).
Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина).
Подвижные русские народные игры
Такие игры проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой.
Цель: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил.
Игра «Золотые ворота» (Считалка)
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается.
Второй раз – запрещается,
Ну, а в третий раз
Не пропустим вас! – (Опускают руки.)
Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».
Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.
Что полезного, приятного и интересного вы унесёте сегодня?
Вам предлагаются карточки, выберите и допишите фразы, выражающие Ваше эмоциональное состояние сейчас
Сегодня я узнала…
Мне было…
Я поняла, что…
Теперь я могу…
Я приобрела…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне бы хотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.
I. Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», ...
Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....
Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа
Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...
Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа
Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа...
Русские народные игры – средство приобщения ребёнка к традициям русского народа
Русские народные игры – средство приобщения ребёнка...
«Русские народные подвижные игры, как средство здоровьесбережения у воспитанников и приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...
Открытое занятие «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»
Открытое занятие в рамках педагогического совета «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»...