Открытое занятие в рамках педагогического совета народные подвижные игры как средство при общении ребёнка к традициям русского народа
план-конспект занятия

Сабитова Карина Алексеевна

Открытое занятие в рамках педсовета народные подвижные игры как средство при общении ребёнка к традициям русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Видновская СОШ 7

                                          КОНСПЕКТ

Открытого занятия в рамках педагогического совета тему:  «Народные Подвижные игры как средство при общении ребёнка к традициям русского народа».

                               

                       Подготовила: воспитатель Сабитова К.А.

г. Видное

2023г

Цель: сплочение коллектива. Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. 

Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом, происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри детского сада, так и на спортивной площадке. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, педагог пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание детей к е содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко, стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

Уважаемые педагоги! Я предлагаю составить картотеку русских народных подвижных игр, мне понадобится ваша помощь. 

Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:

1. Русские народные игры, отражающие отношение человека к природе. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. 

2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость. 

3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью

4. Игры русских детей. 

Классификация русских народных игр. 

Перечень русских народных игр, возможных для использования по разным направлениям взаимодействия:

Человек и природа:

1. У медведя во бору; 2. Гуси-лебеди; 3. Филин и пташки; 4. Кот и мышь; 5. Пчелки и ласточки; 6. Волк во рву; 7. Волк и гуси; 8. Хромая лиса; 9. Кошки мышки; 10. Белки, зайцы, мыши; 11. Не боимся мы кота; 12. Медведь, что ешь; 13. Змейка; 14. Ручеек; 15. Караси и карпы; 16. Переселение лягушек; 17. Зайцы и морковка; 18. Вороны и воробей; 19. Ворон-синица; 20. Бои петухов; 21. Волки и овцы; 22. Коршун; 23. Мышки и две кошки; 24. Коровки.

Быт русского народа: 

1. Охотники и утки; 2. Дедушка-рожок; 3. Рыбаки; 4. Невод; 5. Домики; 6. Золотые ворота; 7. Каравай; 8. Заря; 9. Встречный бой; 10. Ловись рыбка; 11. Удочка; 12. Корзинки; 13. Шишки, желуди, орехи; 14. Птицелов; 15. Кашевары; 16. Бабы; 17. Игры с песнями и хороводами. 

Игры русских детей:

1. Лапта (тягло, бить-бежать); 2. Городки (рюхи, чухи); 3. Бабки; 4. Котлы; 5. Горелки; 6. Чижик (пыж, муха); 7. 12 палочек; 8. Чехарда; 9. Салки; 10. Жмурки; 11. Ловишки; 12. Игровая; 13. Считалки; 14. Пустое место; 15. Кто дальше; 16. Платочек-летуночек; 17. Третий-лишний; 18. Ляпка; 19. Шлепанки; 20. Городокбегунок; 21. Хоровод; 22. Вышибалы; 23. Народный мяч; 24. Башни; 25. Снежки; 26. Игры с мячами; 27. Игры с завязанными глазами; 28. Игры с веревочкой; 29. Игры с прыжками; 30. Игры с бегом. 

Русские народные состязания:

1. Перетягивания в парах (сидя, стоя, за руки, за веревку, за палку); 2. Тяни в круг; 3. Достань камешек; 4. Перетяни за черту; 5. Тяни на булавы; 6. Бои на бревне; 7. Цепи-кованные; 8. Колокол; 9. Тары-бары.

Игры классифицированы по содержанию и сложности построения игры. Простые игры: 

1. Перетягивания в парах (сидя, стоя, за руки, за веревку, за палку); 2. Тяни в круг; 3. Достань камешек; 5. Перетяни за черту; 6. Тяни на булавы; 7. Бои на бревне; 8. У медведя во бору; 9. Салки; 10. Жмурки; 11. Ловишки; 12. Шлепанки; 13. Снежки; 14. Филин и пташки; 15. Хромая лиса; 16. Бои петухов; 17. Бабки; 18. Котлы; 19. 12 палочек; 20. Считалки; 21. Ловись рыбка; 22. Каравай; 23. Удочка; 24. Кашевары; 25. Кто дальше; 26. Игры с мячами; 27. Ляпка; 28. Хоровод; 29. Игры с завязанными глазами; 30. Игры с веревочкой; 31. Цвет; 32. Летели, не летели; 33. Запрещенное движение; 34. Съедобное, не съедобное. 

Переходные: 

1. Дедушка-рожок; 2. Гуси-лебеди; 3. Шишки, желуди, орехи; 4. Кот и мышь; 5. Пчелки и ласточки; 6. Волк во рву; 7. Волк и гуси; 8. Золотые ворота; 9. Кошки мышки; 10. Белки, зайцы, мыши; 11. Не боимся мы кота; 12. Медведь, что ешь; 13. Зайцы и морковка; 14. Платочек-летуночек; 15. Городок-бегунок; 16. Игры с бегом; 17. Колокол; 18. Птицелов; 19. Ворон-синица; 20. Горелки; 21. Волки и овцы; 22. Коршун; 23. Мышки и две кошки; 24. Коровки; 25. Переселение лягушек; 26. Рыбаки; 27. Невод; 28. Корзинки; 29. Вышибалы; 30. Башни; 31. Третий – лишний; 32. Тары-бары; 33. Отгадай, чей голосок; 34. Хромой цыпленок; 35. Болото Оса; 36. Совушка. 

Командные: 

1. Змейка; 2. Ручеек; 3. Лапта (тягло, бить-бежать); 4. Городки (рюхи, чухи); 5. Чижик (пыж, муха); 6. Чехарда; 7. Игровая; 8. Пустое место; 9. Караси и карпы; 10. Вороны и воробьи; 11. Охотники и утки; 12. Домики; 13. Заря; 14. Встречный бой; 15. Бобы 16. Игры с песнями и хороводами; 17. Народный мяч; 18. Игры с прыжками; 19. Цепи – кованные.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной подвижной игрой, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору, а также к календарным народным играм. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. На Новый год, Колядки - «Бабка Ежка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь» Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки», Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала»

Игры могли быть:

• целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);

• обрядовые. Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);

• сезонные. Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк».

2. Практическая часть.

Тренинг «Родной край». 

Педагоги делятся на две команды и отвечают на вопросы:

1. Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);

2. От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный, творческий патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим, праздник Дня независимости, день пожилого человека, религиозные праздники);

3. Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники, музыкально-развлекательная программ «Играй гармонь»);

4. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);

5. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);

6. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);

7. Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства? (восторг, наслаждение)

Викторина «Вопрос - ответ»: 

Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

Главная роль в народной игре? (водящий)

Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость

Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)

Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)

Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)

Что такое загадка? (краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать).

Золотая роспись по дереву из Нижнего – Новгорода? (хохлома).

Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области? (Городец).

Бело-синее чудо? (гжель).

Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).

Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина).

Подвижные русские народные игры

Такие игры проводятся на прогулках, на праздниках, развлечениях, досугах, занятиях физкультурой.

Цель: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх; продолжать развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку; приучать к самостоятельному выполнению правил.

Игра «Золотые ворота» (Считалка)

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость. 

Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз – прощается.

Второй раз – запрещается,

Ну, а в третий раз

Не пропустим вас! – (Опускают руки.)

Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».

Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.

Что полезного, приятного и интересного вы унесёте сегодня?

Вам предлагаются карточки, выберите и допишите фразы, выражающие Ваше эмоциональное состояние сейчас

Сегодня я узнала…

Мне было…

Я поняла, что…

Теперь я могу…

Я приобрела…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне бы хотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.

     I.            Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», ...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа

Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа...

Русские народные игры – средство приобщения ребёнка к традициям русского народа

Русские народные игры – средство приобщения ребёнка...

Открытое занятие «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»

Открытое занятие в рамках педагогического совета «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»...