Предметно-развивающая среда во 2-й младшей группе
учебно-методический материал (младшая группа)
Предметно-развивающая среда во 2-й младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-razvivayushchaya_sreda_2mladshaya_gruppa.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда в группе ДОО.
В развивающей предметно – пространственной среде 2 младшей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
- коммуникативно-личностное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают стабильность.
Пространство групповой комнаты организовано в виде развивающих центров:
- Центр сюжетно-ролевой игры;
- центр физической культуры;
- книжный центр
-центр продуктивной деятельности
- музыкально-театрализованый центр
-центр конструирования
-центр природы
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
1.Центр сюжетно ролевых игр.
В центре имеются игрушки для детей до 3-4 лет довольно крупные и готовые к использованию.
Это атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Кухня»( кухонный гарнитур, набор столовой и чайной кукольной посуды, плита)
Атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Магазин» (Витрина, касса, весы, набор макетов хлебобулочных изделий, макеты овощей, фруктов).
Игровые материалы для игры «Гараж» (машинки) размещаются в низких стеллажах, и т.п.
Игровые материалы для игры «Семья» (коляска-люлька, прогулочная коляска, куклы различных размеров, куклы-пупсы)
Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.
Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы младших дошкольников еще не разнообразны, но все же вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр.
Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом
2. Центр физической культуры
В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Крупное физкультурное оборудование расставлено вдоль одной свободной стены.
Спортивные пособия:
- Мячи большие, средние, маленькие
- Гимнастические мячи
- Кольцебросы
- Кегли
Также имеются массажные коврики для ног.
Центр содержит традиционное физкультурное оборудование. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития в данном центре поместили игры и пособия по приобщению дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у моих детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.
В полное распоряжение детей отдаем буквально все пространство, все помещения. Радует результат труда, ведь дети живут средой, среда оживляется и преобразуется ребенком.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Заметила, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются совместное творчество, талант и фантазия.
3. Книжный центр:
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
- Настольно-печатные игры по развитию речи
- Карточки для развития речи.
«Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данной группы, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.
4. Центр продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации):
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 3 до 4 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:
- Наборы цветных карандашей (18 цветов, для удобства разложены по стаканчикам)
- Восковые мелки (6 цветов)
- Гуашь
- Стаканчики-непроливайки
- Пластилин (12 цветов)
- Круглые кисти
- Клеёнки для аппликации
- Бумага для рисования
- Раскраски
- Доски для лепки
- Тарелочки для форм и обрезков бумаги
5. Музыкально-театрализованный центр
- Кукольный театр («Теремок»),
- Костюм доктора с набором медицинских инструментов
- Костюм пожарного с набором пожарных инструментов
- Костюм парикмахера с набором парикмахерских инструментов
- Костюм сотрудника ДПС
- Музыкальные инструменты (Ложки, Дудочка, Марракеша, Погремушка, свисток, металлофон, детское пианино)
«Музыкально — театрализованный» Центр — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, пальчиковый).
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к совместной деятельности с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
6. Центр Конструирования.
Весь строительный материал разложен по форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.
Мелкий строительный материал (кубики) размешен в корзины или коробки.
Конструкторы размещены в открытых коробках. Это, позволяет детям конструировать как за столом, так и, на паласе.
В группе имеются:
- Конструкторы разных размеров и форм и материалов
- Магнитный конструктор
- Кубики
Конструирования, хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, можно перемещаться в любое место группы и организовывать деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально, где в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов.
Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют простые схемы и модели построек в соответствии с возрастом.
7. Центр природы и наблюдений.
В группе находится:
- 3 комнатных растения (фиалки)
-Уголок наблюдения за природой (настенное панно экосистемы по временам года);
-Инвентарь для ухода за растениями (лейки, лопатки, салфетки);
- Шишки, желуди, каштаны, ракушки.
- Кукла, одетая в сезонную одежду.
ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
Принципы построения развивающей среды в ДОУ
При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Предметно-развивающая среда обеспечивает развитие индивидуальности каждого ребёнка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, так как пространство группы разбито на небольшие полузамкнутые микропространства, в которых могут находиться одновременно 3—6 человек, центры активности организованы на основе вариативности, многофункциональности содержания и видов деятельности по направлениям.
Хочу подчеркнуть, что при построении развивающей среды стремилась учесть то, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для развития анализаторов. Создавая предметно-пространственную среду во второй младшей группе, мы опиралась на принцип активности, стабильности и зонирования.
Анализ РППС группы. ( 2 младшая)
Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в ДОУ во второй младшей группе «Колокольчики» создана развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, использование образовательных технологий деятельностного подхода, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей. Оборудование группы отвечает требованиям по безопасности, является здоровьесберегающим, эстетически привлекательным, доступным детям. Мебель соответствует возрасту и росту детей, закреплена. Игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, обеспечивают психологическую комфортность пребывания каждого ребенка в группе. Обстановка в группе приближена к домашней. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Пространство группы организую в виде разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Подобная организация позволяет детям выбрать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня. Дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: 1) социально-коммуникативная; 2) познавательная; 3) речевая; 4) художественно-эстетическая; 5) физическая.
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и понятной осведомлённости ребёнка.
Вывод. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Практика работы в детском саду доказывает, что правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего общения. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаемые в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога. Развивающая предметно-пространственная среда выстроена в соответствии с требованиями ФГОС, она содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...
Предметно-развивающая среда во 2-ой младшей группе "Сказка"
Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства. Предметно-развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов...
Статья : Предметно-развивающая среда и оборудование первой младшей группы
О предметно-развивающей среде по ФГОС...
Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".
Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....
Памятка для воспитателей групп раннего возраста «Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»
laquo;Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»...
Доклад на тему: «Организация предметно-развивающей среды по ФГОС в младшей группе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аяс» комбинированного вида с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Республики Тыва...
Предметно-развивающая среда во 2-ой младшей группе ДОУ
Презентация "Предметно-развивающая среда во 2-ой младшей группе ДОУ " - обмен опытом...