Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (2-3 года)
материал
Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (2-3 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (2-3 года) | 41.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Вторая группа раннего возраста (2-3 года)
В соответствии с ФГОС ДО
КРИТЕРИИ
оценивания развития детей младшей группы (3 – 4 года)
в соответствии с ФГОС ДО
Согласно ФГОС ДО, программа ДОО должна обеспечивать развитие личности каждого ребенка, мотивации и способностей всех детей в различных видах деятельности по образовательным областям. Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогического мониторинга (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Процедура педагогического мониторинга
Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 2-3 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; 2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; 3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; 4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; 5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно. Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа. 1 этап. Напротив, фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение == все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. 2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение == все баллы сложить(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для введения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы. Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста). Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации. Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей. Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
Формы проведения педагогической диагностики:
Примеры описания инструментария по образовательным областям Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1. Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым. Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности. Форма проведения: подгрупповая. Задание: фиксировать характер игровых действий ребенка. 2.Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости. Методы: беседы, проблемная ситуация. Материал: сказка «Колобок». Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Что случилось с Колобком? Кто его обхитрил? Какая лиса?» 3.Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Методы: наблюдение. Материал: сказки для восприятия с детьми. Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание: «Слушайте внимательно сказку «Колобок». Образовательная область «Познавательное развитие» 1. Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты. Методы: беседа. Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов. Форма проведения: индивидуальная. Задание: «Что, кто это?» 2. Группирует однородные предметы, выделяет один и много. Методы: проблемная ситуация. Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое. Сколько яблок?». Образовательная область «Речевое развитие» 1. Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?») Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе). Форма проведения: индивидуальная. Задание: «скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?». Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 1. Знает назначение карандашей, фломастеров, красок, кистей и пластилина. Методы: проблемная ситуация, наблюдение. Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок, кистей и пластилина. Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая. Задание: «Нарисуй, слепи». Образовательная область «Физическое развитие» 1. Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. Методы: проблемная ситуация, наблюдения в быту и организованной деятельности. Материал: мяч. Форма проведения: подгрупповая, групповая. Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом». |
КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Вторая группа раннего возраста (2-3года)
на 20____ - 20____ учебный год
№ п/п | ФИО ребенка | Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым | Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику | Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках | Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения | Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия | Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении) | Высокий уровень | 3,8-5 | 19-25 | Средний уровень | 2,3-3,7 | 11,5-18,5 | Низкий уровень | >2,2 баллов | >11 баллов | ||||||||||||
Начало года | Высокий уровень | чел. | % | Конец года | Высокий уровень | чел. | % | ||||||||||||||
Средний уровень | чел. | % | Средний уровень | чел. | % | ||||||||||||||||
Низкий уровень | чел. | % | Низкий уровень | чел. | % |
КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Образовательная область «Познавательное развитие»
Вторая группа раннего возраста (2-3года)
на 20____ - 20____ учебный год
№ п/п | ФИО ребенка | Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей | Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы-заместители | Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты | Имеет элементарное представление о сезонных явлениях, смене дня и ночи | Узнает шар и куб, называет размер (большой-маленький) | Группирует однородные предметы, выделяет один и много | Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру | Проявляет интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | |||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении) | Высокий уровень | 3,8-5 | 19-25 | Средний уровень | 2,3-3,7 | 11,5-18,5 | Низкий уровень | >2,2 баллов | >11 баллов | ||||||||||||
Начало года | Высокий уровень | чел. | % | Конец года | Высокий уровень | чел. | % | ||||||||||||||
Средний уровень | чел. | % | Средний уровень | чел. | % | ||||||||||||||||
Низкий уровень | чел. | % | Низкий уровень | чел. | % |
КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Образовательная область «Речевое развитие»
Вторая группа раннего возраста (2-3года)
на 20____ - 20____ учебный год
№ п/п | ФИО ребенка | Сопровождает речью игровые и бытовые действия | По просьбе взрослого проговаривает слова | Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?») | Может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении) | Высокий уровень | 3,8-5 | 19-25 | Средний уровень | 2,3-3,7 | 11,5-18,5 | Низкий уровень | >2,2 баллов | >11 баллов | ||||||||||||
Начало года | Высокий уровень | чел. | % | Конец года | Высокий уровень | чел. | % | ||||||||||||||
Средний уровень | чел. | % | Средний уровень | чел. | % | ||||||||||||||||
Низкий уровень | чел. | % | Низкий уровень | чел. | % |
КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Вторая группа раннего возраста (2-3года)
на 20____ - 20____ учебный год
№ п/п | ФИО ребенка | Различает основные формы конструктора. Со взрослым сооружает постройки | Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, пластилина | Создает простые предметы из разных материалов, обыгрывает совместно со взрослым | Узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым подпевает в песне музыкальные фразы | Проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений | Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук | Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении) | Высокий уровень | 3,8-5 | 19-25 | Средний уровень | 2,3-3,7 | 11,5-18,5 | Низкий уровень | >2,2 баллов | >11 баллов | ||||||||||||
Начало года | Высокий уровень | чел. | % | Конец года | Высокий уровень | чел. | % | ||||||||||||||
Средний уровень | чел. | % | Средний уровень | чел. | % | ||||||||||||||||
Низкий уровень | чел. | % | Низкий уровень | чел. | % |
КАРТА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Образовательная область «Физическое развитие»
Вторая группа раннего возраста (2-3года)
на 20____ - 20____ учебный год
№ п/п | ФИО ребенка | Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, полотенцем, расческой, горшком) | Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку | Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры | Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед | Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч | Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Распределение детей по уровням развития (в количественном и %-м соотношении) | Высокий уровень | 3,8-5 | 19-25 | Средний уровень | 2,3-3,7 | 11,5-18,5 | Низкий уровень | >2,2 баллов | >11 баллов | ||||||||||||
Начало года | Высокий уровень | чел. | % | Конец года | Высокий уровень | чел. | % | ||||||||||||||
Средний уровень | чел. | % | Средний уровень | чел. | % | ||||||||||||||||
Низкий уровень | чел. | % | Низкий уровень | чел. | % |
Сводная таблица оценки уровней эффективности педагогических воздействий (в %)
в о второй группе раннего возраста (2-3 года)
на 20___ - 20___ учебный год
Количество обследованных детей группы:
начало года (октябрь) - _______ конец года (май) - _______
№ | Образовательные области | Уровни (в %) | |||||
Высокий | Средний | Низкий | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | Социально-коммуникативное развитие | ||||||
2 | Познавательное развитие | ||||||
3 | Речевое развитие | ||||||
4 | Художественно-эстетическое развитие | ||||||
5 | Физическое развитие |
Общие показатели индивидуального развития воспитанников | ||
Уровни | На начало года (в %) | На конец года (в %) |
высокий | ||
средний | ||
низкий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа
Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа обновленный по ФГОС (программа "От рождения до школы")...
Мониторинг Педагогического процесса в старшей группе
старшая группа...
Мониторинг Педагогического процесса в подготовительной группе
Подготовительная группа...
Диагностика педагогического процесса в младшей группе (3-4 года) дошкольной образовательной организации
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательною процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 3—4 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной програ...
МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА в дошкольной ГРУППЕ в соответствии с ФГОС ДО
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с группами детей дошкольного возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной пр...
Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (1,5 – 2 года)
Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (1,5 – 2 года) ...
Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (3-4 года)
Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (3-4 года)...