Мониторинг Педагогического процесса в старшей группе
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Мокрова Екатерина Васильевна

старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshaya_gruppa.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Диагностика педагогического процесса

в старшей группе (с 5 до 6 лет)

дошкольной образовательной организации

на  2017/2018 учебный год

        

                

Группа средняя   № 7

Воспитатель:

Мокрова Екатерина Васильевна

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетичсскос развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

  1. балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2. балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если

другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (но строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в средней группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное™ у ребенка того или иною параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены / сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

Материал: игрушки мышка и белка, макет норки на полянке и дерева с дуплом.

Задание: «Пригласи Муравья к Белочке в гости».

  1. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Два жадных медвежонка».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»

  1. Имеет представления о мужских и женских профессиях.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: картинки с изображением профессий без указания на пол, атрибуты профессий, кукла-девочка, кукла-мальчик.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Разложите картинки так, кто кем мог бы работать. Почему?»

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей.

Методы: беседа.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Где ты живешь? На какой улице? Как зовут папу/маму?»

  1. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди, что к чему подходит по цвету, размеру, форме, назначению».

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Поддерживает беседу, использует всс части речи. Понимает и употребляет слова-антонимы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: опытно-экспериментальная деятельность «Пузырьки воздуха в воде», ситуация ответа детей на вопрос взрослого.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Как увидеть воздух? Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха. Что легче — воздух или вода? Почему?»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми — начинать и заканчивать пение.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: ситуация пения детьми знакомой песни (на выбор).

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Сейчас все вместе будем петь песню».

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о иол.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: мяч, корзина, стойка-цель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Попади в корзину мячом правой рукой, потом левой рукой. Теперь попробуем попасть в стойку-цель. Теперь играем в игру «Лови мяч и отбивай»».

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
  2. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.
  3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
  4. Ноткина //. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 20


Результаты:

По  ОО « Физическое развитие»:

Сентябрь

Май

Дети стали  уверенно и активно выполнять основные элементы техники общеразвивающих упражнений, основных движений, соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, самостоятельно проводить подвижные игры и упражнения, стали увереннее ориентироваться в пространстве, воспринимать показ как образец для самостоятельного выполнения упражнений, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.

 У детей улучшились показатели скоростно-силовых качеств, координации, общей  выносливости;

сформировалась  потребность в двигательной активности, интерес к выполнению элементарных правил здорового образа жизни;

сформировались  умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук; самостоятельно следить за своим внешним видом; вести себя за столом во время еды; самостоятельно одеваться и раздеваться, ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования).

Для достижения наиболее высоких показателей по образовательной области «  Физическое развитие»  необходимо организовывать совместную деятельность и самостоятельную двигательную деятельность детей по развитию умений в бросании, ловле, метании;  наметить работу по развитию более уверенного и активного выполнения ориентировки в пространстве.  

ОО « Социально-коммуникативное развитие»:

Сентябрь

Май

Дети успешно усвоили :

нормы  и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

способы общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками во время образовательной и игровой деятельности;

научились устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации; обогащать тематику и виды игр, игровые действия, сюжеты; стали более самостоятельными, эмоционально отзывчивыми; стали проявлять интерес к игровому  экспериментированию; более чётко стали следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх; у  них сформировалась  готовность к совместной деятельности со сверстниками, обогатился опыт игрового взаимодействия;

сформировалось  уважительное  отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

позитивные установки  к различным видам труда и творчества; основа безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Необходимо продолжить работу по развитию игровых умений в режиссёрских играх, по развитии творческих умений по придумыванию и созданию при помощи игрушек и предметов сюжетов режиссёрских игр для показа сверстникам. Так же необходимо уделить внимание играм-экспериментированиям с различными предметами и материалами

ОО « Познавательное развитие»:

Сентябрь

   

Май

 

Работа по образовательной области была направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; формированию  первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях ), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии

стран и народов мира.

 Необходимо обратить внимание на:  развитие умения устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному-двум признакам; развивать представления о родном городе и стране; развитие умения сравнивать  объекты  по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от...)), определять  местонахождения объекта в ряду (второй, третий); определять  последовательность событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.

По ОО «Художественно- эстетическое развитие»:

Сентябрь

Май

У детей сформировался  интерес к предметам народных промыслов, иллюстрациям в детских книгах, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам, описанию архитектурных объектов в иллюстрациях к сказкам. Развивались  умения художественно-эстетического восприятия: последовательное

рассматривание  предметов и произведения, узнавание  изображенных  предметов  и явлений; развивалось умение видеть их выразительность, соотносить с личным опытом; выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, привлекательные предметы, мелкую скульптуру.

Развивались  умения создавать изображение отдельных предметов и простые сюжеты в разных видах деятельности; в рисунке, лепке изображать типичные и

некоторые индивидуальные признаки, в конструировании передавать пространственно-структурные особенности постройки.

Развивались изобразительно-выразительные умения:

Умение правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчетливо основные формы, составлять изображение из нескольких частей,  с помощью ритма пятен, геометрических элементов узора, в лепке — посредством налепов, узора стекой; дети учились подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; использовать разнообразные цвета; применять цвет как средство выразительности, характера образа.

Дети приобрели более чёткие технические умения.

В  рисовании: умения отбирать при напоминании педагога изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом; умения уверенно проводить линии, полосы, кольца, дуги; выполнять штриховку; работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы.

В аппликации: освоение доступных способов и приемов вырезания и обрывной аппликации; из полос и вырезанных форм составлять изображения разных предметов. Умения правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали; умения использовать неизобразительные материалы для создания выразительного образа.

В лепке: освоение некоторых приемов лепки: оттягивание из целого куска; прищипывание; сглаживание поверхности вылепленных фигур, места соединения частей; скатывание пластилина круговыми движениями рук в шарики; раскатывание прямыми движениями рук в столбики, колбаски; вдавливание середины пластилинового шара, цилиндра при помощи пальцев.

В конструировании из готовых геометрических фигур: умения анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Создание вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм;  из тематического конструктора деталей разного размера:

умения выполнять простые постройки; освоение способов замещения форм, придания им устойчивости, прочности, использования перекрытий.

Конструирование из бумаги: освоение обобщенных способов складывания различных поделок; приклеивание к основной форме деталей.

Конструирование из природного материала: умения видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин.

Чтобы достичь лучших результатов, необходимо обратить внимание на развитие  умения  составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую, передавать в работах некоторые детали;

на умение размазывать пластилиновые шарики по картону, наносить пластилин на границы нужного контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне (пластилинография).

ОО « Речевое развитие»:

Сентябрь

Май

Работа по данной образовательной области была направлена  владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Необходимо обратить внимание на развитие  умения чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения; развитие умения пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

Использование в речи полных, распространенных простых с однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи временных,

пространственных, причинно-следственных связей; использование суффиксов и приставок при словообразовании; правильное использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания; составление описательных из 5—6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта; на развитие умения сочинять повествовательных рассказов по игрушкам, картинам; составление описательных загадок об игрушках, объектах природы.

Сравнительная диаграмма по образовательным областям

Диагностическое обследование проводилось на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности. При проведении диагностики использовалось пособие «Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям» (автор Н. В. Верещагина), которое охватывает широкий спектр задач в ДОУ, помогает оптимизировать образовательный процесс, сведя ошибки к минимуму. Анализ усвоения детьми программного материала показывает стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации и родителей, а также использование различных приемов и методов образования интеграции областей и видов детской деятельности, индивидуального подхода к каждому ребенку. Воспитательно-образовательные задачи решаются в разнообразных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной). На основе анализа результатов диагностики детей, опираясь на их возрастные и индивидуальные особенности развития, учитывая задачи образования и воспитания по основной образовательной программе, выстраивается перспективный план работы. Также опираясь на эти данные, планируется и проводится индивидуальная работа с детьми. С целью индивидуализации педагогического процесса, позволяющего сделать непосредственную образовательную и совместную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной активно внедряются в образовательный процесс образовательные технологии и методики.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи:

Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;

Совершенствование работы по развитию связной речи детей.

Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности.

Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам;

Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду;

Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда;

Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручениях, понимать значение результатов своего труда для других.

Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности;

Воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым.

Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности.

Низкие показатели являются редким посещением детского сада, а также физиологическими особенностями развития некоторых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА в дошкольной ГРУППЕ в соответствии с ФГОС ДО

Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающем с группами детей дошкольного возраста, вне зависимости от приоритетов разработанной пр...

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"

Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в  организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...

Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (1,5 – 2 года)

Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (1,5 – 2 года)  ...

Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (2-3 года)

Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (2-3 года)...

Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (3-4 года)

Мониторинг педагогического процесса в младшей группе (3-4 года)...

Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса в старшей группе.

Воспитательно-образовательный процесс в старшей группе выстроен на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ №14 "Березка"...