Формирование театральной культуры у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОО
консультация

Светлана Витальевна Кистанова

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного  умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать интерес маленького человека к родной культуре, театру, литературе, живописи, музыке.  Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23

Формирование театральной культуры у дошкольников

на музыкальных занятиях в ДОО

Выполнила: Кистанова Светлана Витальевна

музыкальный руководитель МБДОУ «ДС №23»,

высшая квалификационная категория

г. Чебаркуль

Формирование театральной культуры у дошкольников

на музыкальных занятиях в ДОО

«Театр - это волшебный мир.

Он даёт уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идёт развитие духовного мира

детей...»

Б.М. Теплов

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трёх до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать интерес маленького человека к родной культуре, театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – одна из главных задач музыкального руководителя. Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду – самый распространённый вид детского творчества и форма развлечения в детском саду, которая тесно связана с музыкальным развитием детей. Она является самым популярным и увлекательным направлением. В этой деятельности дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявляют любознательность, они становятся более раскрепощёнными и общительными, учатся четко формулировать и излагать свои мысли.

Музыкально - театрализованная деятельность превращается для них в настоящий праздник. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость, формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей, эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность, умение использовать интонацию, выражающую основные чувства, формируется уважительное отношение друг к другу.

Очевидно, что музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Существует мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций. Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

Условиями формирования творчества в музыкально-театрализованной деятельности являются следующие:

Формы и методы работы

1. Игры драматизации.

2. Упражнения для социально – эмоционального развития детей.

3. Коррекционно-развивающие игры.

4. Упражнения для дикции (артикуляционная гимнастика).

5. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

6. Игры – превращения («учись владеть своим телом», образные упражнения).

7. Упражнения на развитие детской пластики.

8. Пальчиковый игр тренинг для развития моторики рук.

9. Упражнения на развитие выразительной мимики.

10. Упражнения по этике во время драматизаций.

11. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок, сценок.

12. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы:

  • ·выбор детьми роли по желанию;
  • ·назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • ·распределение ролей среди всех детей поочереди.
  • ·проигрывание ролей в парах.

Театрализация тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимо систематизировать её в едином педагогическом процессе.

В сфере развития движений:

-согласование действий и сопровождающей их речи;

-развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа;

-поддержка становления музыкально-двигательной импровизации, выразительного исполнения основных видов движений.

Театрализацию в работе с детьми я использую с младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, птиц имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализируется характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю, солнышко встает, соберем букетик движение паровозика. Обыгрывание песенок «Пирожки», «Ладушки», «Маленькие, большие ноги», движение «Паровозика». Работаю над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, отрывки из поэтических произведений. Инсценируем сказки «Репка», «Заюшкина избушка». «Теремок» и др.

В танцевальном творчестве воспитывается интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков, цветов, джентльменов, волны, силачей, лыжников, конькобежцев и др. Большая работа в этом направлении проводится во время подготовки к праздникам: осени, нового года, 8 марта. Разучиваем с детьми театрализованные выходы перед утренниками, танцы (мальчиков, девочек) на заданную тему, обыгрывание сценок, выразительное чтение стихов, эмоциональное исполнение песен (с движениями). Наши дети имеют возможность петь не только любимые песни, но и танцевать под них. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики. Импровизируем на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках и др. при прослушивании музыкальных произведений композиторов-классиков.

Использую музыкально-дидактические игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Большое внимание я всегда уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, формированию звуков, дикции, построению фраз, обогащению речи.

Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально- театрализованных занятий. Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему :Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора, приобщение к истокам русской культуры.

Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творч...

Методическая разработка «Формирование звуковой культуры речи дошкольников по средством музыкальных развлечений»

Актуальность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его деятельности и поведение. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми...

«Формирование музыкальной культуры дошкольников на музыкальных занятиях»

Как можно изучать правила поведения на музыкальных занятиях?...

ФОРМИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Аннотация: в статье рассматриваются сущность таких понятий, как «музыкально-ритмические способности, ритм, чувство ритма. Особое внимание уделяется вопросу формирования ртимически...

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ, ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ

Формирование физической культуры, как составной части, целостной культуры личности дошкольников в процессе занятий хатха-йогой...